Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Товароведение".

Файлы: 1 файл

Tovarovedenie (1).doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, объекты  и задачи коммерческого товароведения.  Значение коммерческого товароведения  в условиях рыночной экономики.

 

Предметом является изучение конкурентоспособности  товаров и средств повышения  этой конкурентоспособности, включая  вопросы повышения качества товаров и расширения их ассортимента, классификации, кодирования и экспертизы товаров, а также их информационного обеспечения. Потребительная стоимость товаров, стоимость товаров.

Объектами товароведения являются товары, а также все, что с ними связано: процессы, хранение, товародвижение, подготовка к продаже, контроль качества, упаковка, маркировка. Покупатели, все кто продвигают товар.

Задачи: 

- определение  основополагающих характеристик, 

- систематизация  товара,

- управление  ассортиментом товаров,

- товароведческие  характеристики конкретного вида  товара,

- анализ и  экспертиза качества товара,

- информационное  обеспечение товародвижения от  производителя до потребителя.

 

 

2. Ассортимент  товаров: понятие, определение, виды. Показатели ассортимента. Управление ассортиментом.

 

Ассортимент - большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, широкий и узкий ассортимент товаров. 
Товары народного потребления, вырабатываемые промышленными предприятиями, составляют промышленный ассортимент. Ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия называется торговым.

Широкий ассортимент товаров представлен  в универмагах и на оптовых  базах; более узкий ассортимент  — на специализированных торговых предприятиях.

Простой ассортимент товаров торгового  предприятия включает небольшое  число видов товаров. Сложный ассортимент объединяет большое число видов и разновидностей товаров, отличающихся исходными материалами, конструкцией и иными признаками.

Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах.

Широта  ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты. 
Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.  
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.

Устойчивость характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Коэффициент устойчивости определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны.

Управление ассортиментом - разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потребительскому спросу. Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочтительного ассортимента, его оптимизацией. При анализе структуры ассортимента оценивают относительную долю товаров, сравнивают заказанный и поступающий в продажу ассортимент товаров, формулируют соответствующие выводы, принимают необходимые меры. При этом определяется количественное соотношение в развернутом ассортименте всех наименований товаров по их видам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам, рисункам, расфасовке, упаковке и прочим товарным признакам.  
Результаты подробного систематического анализа ассортимента товаров служат обоснованием для составления заявок и заказов торговых предприятий и организаций, представляемых промышленности.

 

3. Номенклатура  потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров различных групп.

 

Непродовольственные товары. Потребительские свойства товаров:

1) социальные  св-ва- отражают соответствие товара  потребностям общества или общественная значимость для различных групп потребителей.

2) функциональные  св-ва- показатели соответствующие  изделию, основные функции или  использование ее по назначению.

3) эргонометрические-  показатели удобства, комфорта, соответствующие  изделию особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий пользования им.

- гигиенические  св-ва – требования к условиям экспорта, легкость очистки при загрязнениях.

- антропометрические  –соответствие конструкции изделия  форме и массе человека, высота  стула, стола)

- физиологические и психологические- соответствие конструкции органам чувств, мышечной энергии человека.

- эстетические  св-ва

- экологические  св-ва – при производстве, эксплуатации, утилизации не несет вред.

- безопасность- товар в процессе эксплуатации, производстве не должен наносить вред здоровью)

 

Факторы формирующие  качество:

1) сырье, материалы,  производственные процессы

2) факторы сохраняющие  качество (упаковка, хранение, транспортировка,  товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание)

 

4. Методы оценки показателей качества товаров. Преимущества и недостатки различных методов.

 

Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. При этом методе не исключается использование некоторых технических средств (кроме измерительных и регистрационных), повышающих разрешающие способности органов чувств человека, например, лупы, микрофона с усилителем громкости и т.д.

Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает  необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует  малых затрат времени. Кроме доступности  и простоты этот метод незаменим  при оценке таких показателей качества, как запах, вкус.

Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется  для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа  определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов.

Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие  вещества, в том числе парфюмерию.

Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.

Регистрационный метод основывается на подсчете числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др. С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат.

Недостатком этого  метода является его трудоемкость и  в ряде случаев длительность проведения наблюдений. В товароведении этот метод широко применяется при  определении показателей долговечности, безотказности, сохраняемости, стандартизации и унификации, а также патентно-правовых показателей.

 

Расчетный метод основан на получении информации расчетом. Показатели качества рассчитываются по математическим формулам, по параметрам, найденным другими методами, например измерительным.

Расчетный метод используют при  проектировании и конструировании  изделия, когда оно еще не может  быть объектом инструментальных исследований. Часто расчетный метод используют для прогнозирования или определения оптимальных (нормативных) значений, например, показателей безотказности. Расчетный метод очень часто используют при проведении косвенных измерений. Например, по величине показателя преломления стекла устанавливают коэффициент зеркального отражения, а по твердости стали – ее прочность. Расчетным методом определяют содержание бисульфитных производных глюкозы и фруктозы в меде по результатам хроматографического анализа.

 

Измерительный метод основывается на использовании технических измерительных средств. Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и т.д. Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.

К недостаткам этого  метода следует отнести сложность  и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто  дорогостоящего оборудования, а в  ряде случаев и необходимость  разрушения образцов. Измерительный метод во многих случаях требует изготовления стандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальных условий испытаний, систематической проверки измерительных средств.

 

5. Классификация товаров:  понятие, определение, роль, классификация и управление качеством и ассортиментом товаров. Методы и правила классификации.

 

Классификация товаров —  это систематизированное их распределение на группы по наиболее общим признакам. В товароведении применяют различные виды классификации: биологическую, производственную, учебную, торговую и др. Наиболее часто пользуются учебной и торговой классификацией. 
В основу классификации товаров могут быть положены такие признаки, как происхождение, химический состав, степень обработки сырья, назначение товаров и т.д. Так, в зависимости от происхождения пищевые продукты можно подразделить на продукты животного, растительного и минерального происхождения; по химическому составу — на белковые, жировые, углеводные, минеральные; по степени обработки — на сырые, полуфабрикаты, готовые изделия; по назначению — на пищевые и вкусовые. 
По учебной классификации пищевые продукты подразделяют на следующие группы. 
- Зерномучные товары (зерно, мука, крупы, крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия) характеризуются высоким содержанием углеводов. 
- Плодоовощные товары (овощи, плоды, ягоды, грибы и продукты их переработки) обладают низкой энергетической ценностью, но высокими вкусовыми достоинствами и большим содержанием витаминов, Сахаров, пищевых волокон и минеральных веществ. 
- Вкусовые товары (чай, кофе, пряности, вкусовые приправы, алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачные изделия) содержат вещества (кофеин, ванилин, эфирные масла, спирт этиловый, никотин), действующие на нервную, пищеварительную и другие системы организма. 
- Крахмал, сахар, мед и кондитерские товары (фруктово-ягод-ные изделия, какао-порошок, шоколад, карамель, конфетные изделия, халва, мучные изделия, восточные сладости) отличаются высоким содержанием углеводов, энергетической ценностью и хорошей усвояемостью, но низкой биологической ценностью.

- Молоко и молочные товары (молоко, сливки, кисломолочные продукты, масло коровье, сыры, молочные консервы) — основные продукты питания, содержащие все необходимые организму человека и наиболее легко усвояемые вещества. 
- Яйца и яичные товары (сухой яичный порошок, меланж и др.) также содержат в своем составе все необходимые вещества, благоприятно сбалансированные и легко усвояемые. 
- Мясо и мясные товары (мясо всех видов убойных животных, домашней птицы и пернатой дичи, субпродукты, полуфабрикаты, консервы, колбасные изделия, копчености, кулинарные изделия) являются источником полноценных белков, минеральных, экстрактивных и других веществ, обладают высокими вкусовыми достоинствами и высокой питательной ценностью. 
- Рыба и рыбные товары (рыба живая, охлажденная, мороженая, соленая, сушеная, вяленая, копченая, икра, рыбные консервы и пресервы, кулинарные изделия и полуфабрикаты, нерыбные морепродукты) — ценные продукты питания, отличающиеся высоким содержанием полноценных белков, разнообразных минеральных веществ, витаминов и др. 
Пищевые продукты подразделяются не только на основные группы, но также на виды, а большинство — и на сорта. 
Вид продукта определяется происхождением или особенностями приготовления. Сорт товара зависит от его качества в соответствии с требованиями стандарта. Например, кофе в зависимости от происхождения может быть следующих видов: аравийский, колумбийский, бразильский и др., а каждый из этих видов может быть отнесен к высшему или 1-му товарному сорту; колбасы в зависимости от способа термической обработки сырья делят на вареные, полукопченые, копченые, а в зависимости от качества сырья вареные и полукопченые колбасы подразделяются на высший, 1-й, 2-й и 3-й сорта, копченые — только на высший и 1-й товарные сорта. 
По торговой классификации пищевые продукты делят на следующие группы: хлебобулочные, кондитерские, рыбные, мясные, молочные, плодоовощные, винно-водочные, табачные. Кроме того, среди пищевых продуктов условно выделяют гастрономические и бакалейные товары. 
- Гастрономические товары употребляют в пищу без предварительной кулинарной обработки. К ним относятся: мясные продукты (колбасы, мясокопчености, мясные кулинарные изделия, мясные консервы); рыбные (рыба копченая, балычные изделия, ценная соленая рыба, рыбные кулинарные изделия, икра, консервы, пресервы); молочные (молоко фасованное, сливки, молочные консервы, кисломолочные продукты, масло сливочное и топленое, сыры); алкогольные и безалкогольные напитки. 
- Бакалейные товары — крупа, мука, макаронные изделия, сахар, крахмал, пищевые концентраты, дрожжи, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, масла растительные, соль, уксус, пряности.

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"