Анализ ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности ржаных хлебов (на примере ОАО «Меркурий и К»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на рынке. Основная задача хлебопекарной отрасли—обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые соответствовали его каждодневным запросам.
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 178.81 Кб (Скачать файл)

 

Окончание таблицы 2.12

1

2

3

Состояние мякиша: пропеченность, промес, пористость

Пропеченный, не влажный на ощупь, при  легком сжатии пальцами между верхней  и нижней коркой мякиш должен принимать  первоначальную форму, без комочков.

Пропеченный, не влажный на ощупь, при  легком сжатии пальцами между верхней  и нижней коркой мякиш принимает  первоначальную форму, без комочков.

Вкус и запах

Свойственный данному изделию, без посторонних привкусов

Свойственно данному изделию, без посторонних привкусов

Кислотность       (Х 1), Т0 не более

53,0

48,0

Влажность (Х) %, не более

13,0

9,0

Пористость (Х2) %, не менее

50,0

51,0


 

Примечание — Источник: собственная разработка.

Таблица  2.13 — Результаты исследований хлеба « Пажытный»

Наименование показателей

Нормы по СТБ

Фактические данные по образцу

Внешний вид

Округлая, не расплывчатая, без притисков

Округлая, не расплывчатая, без притисков

Поверхность

Шероховатая, без крупных трещин и  подрывов, допускаются наколы и надрывы, мучнистость верхней и нижней корки

Шероховатая, имеются несколько небольших  боковых трещин, без надрывов, имеется  мучнистость нижней корки

Цвет

От светло- коричневого до темно- коричневого

Темно- коричневый

Состояние мякиша: пропеченность, промес, пористость

Пропеченный, не влажный на ощупь, при  легком сжатии пальцами между верхней  и нижней коркой мякиш должен принимать  первоначальную форму, без комочков.

Пропеченный, не влажный на ощупь, при  легком сжатии пальцами между верхней  и нижней коркой мякиш принимает  первоначальную форму, без комочков.

Вкус и запах

Свойственный данному изделию, без посторонних привкусов

Свойственно данному изделию, без посторонних привкусов

Кислотность       (Х 1), Т0 не более

50,0

35,6

Окончание таблицы 2.13

1

2

3

Влажность (Х) %, не более

11,0

7,2

Пористость (Х2) %, не менее

50,0

53,7


 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Таблица  2.14 — Результаты исследований хлеба « Великосельский новый»

Наименование показателей

Нормы по СТБ

Фактические данные по образцу

Внешний вид

Округлая, не расплывчатая, без притисков

Округлая, не расплывчатая, без притисков

Поверхность

Шероховатая, без крупных трещин и  подрывов, допускаются наколы и надрывы, мучнистость верхней и нижней корки

Шероховатая, имеются несколько небольших  боковых трещин, без надрывов, имеется  мучнистость нижней корки

Цвет

От светло- коричневого до темно- коричневого

Темно- коричневый

Состояние мякиша: пропеченность, промес, пористость

Пропеченный, не влажный на ощупь, при  легком сжатии пальцами между верхней  и нижней коркой мякиш должен принимать  первоначальную форму, без комочков.

Пропеченный, не влажный на ощупь, при  легком сжатии пальцами между верхней  и нижней коркой мякиш принимает  первоначальную форму, без комочков.

Вкус и запах

Свойственный данному изделию, без посторонних привкусов

Свойственно данному изделию, без посторонних привкусов

Кислотность       (Х 1), Т0 не более

50,0

38,2

Влажность (Х) %, не более

11,0

7,8

Пористость (Х2) %, не менее

50,0

53,7


 

Примечание — Источник: собственная разработка.

      Таким образом, проведенная экспертиза качества ржаного хлеба предложенных образцов не выявила отклонений в регламентируемых СТБ 639- 1995 органолептических и физико - химических показателях.

 

2.3.3 Оценка конкурентоспособности ржаного  хлеба

 

      Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно его отличает от аналогичных товаров-конкурентов.

      Конкурентоспособность − это свойство продукции, выражающее возможность успешной её продажи на данном рынке в определённый период времени. Уровень конкурентоспособности продукции определяет отличие анализируемой продукции от продукции-конкурента по степени соответствия ко     Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

      Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

      Методика определения конкурентоспособности товара включает следующие этапы:

а) анализ рынка  и выбор наиболее конкурентоспособного товара — образца для сравнения и определения уровня конкурентоспособности изучаемого товара.

б) определение  набора сравниваемых параметров товаров.

в) расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  изучаемого товара, который представляет собой обобщенную численную характеристику конкурентоспособности товара: отношение группового, интегрированного показателя качества к сводному показателю экономических параметров, включающему, например, цену, величину издержек производства и обращения.

Для оценки конкурентоспособности  ржаного  хлеба использовался комплексный  показатель конкурентоспособности, который  рассчитывается на основе групповых  показателей по регламентируемым, качественным (сопоставительным), экономическим  показателям.

По смыслу комплексный показатель отражает различие между сравниваемыми товарами в  потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.

При оценке конкурентоспособности образцов ржаного  хлеба  была использована номенклатура показателей, составленная экспертным путем. В состав показателей вошли  следующие : внешний вид, вкус и запах, форма, цвет, пористость.

Экспертным  путем была определена весомость  каждого показателя.

 

Таблица 2.14 — Значимость и весомость показателей

№ п/п

Наименование показателя

Экспертная оценка

Весомость показателя

1

Внешний вид

10

0,33

2

Вкус и запах

7

0,23

3

Форма

5

0,17

4

Цвет

5

0,17

5

Пористость

3

0,10


 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

          Для определения конкурентоспособности  товара в качестве базового  образца был выбран хлеб ржаной  « Юбилейный», который имеет отличное  качество относительно других  образцов.

В результате проведенной оценки конкурентоспособности  по каждому оцениваемому образцу  были получены относительные значения показателей, комплексные значения, интегральные показатели (приложение Б).      Сравнительная оценка конкурентоспособности оцениваемых образцов представлена в таблице 2.15

 

 

 

 

 

Таблица 2.15 – Сравнительна оценка исследуемых  объектов

 

   

Объекты

Комплексный обобщенный показатель

Фактическая стоимость. р.

Интегральный показатель

Реальная стоимость, р.

Степень переплаты (недоплаты) в %

Сумма переплаты (недоплаты)

Базовый

1,0000

3160,000

 

3160,0

0,0

0,0

«Ситный»  (0,8)

0,9667

3590,000

0,00026927

3054,7

14,9

535,3

«Польский новый» (0,8)

0,9333

4850,000

0,00019244

2949,3

39,2

1900,7

«Молодежный» ( 0,8)

0,9000

3800,000

0,00023684

2844,0

25,2

956,0

«Столичный»  (0,8)

0,9000

4550,000

0,00019780

2844,0

37,5

1706,0

«Бориславский оригинальный» (0,8)

1,0000

3000,000

0,00033333

3160,0

5,3

-160,0

«Струмень» ( 0,8)

0,8667

3320,000

0,00026104

2738,7

17,5

581,3

«Троецкий» ( 0,8)

0,9333

3670,000

0,00025431

2949,3

19,6

720,7

«Пажытный» ( 0,8)

0,9667

4850,000

0,00019931

3054,7

37,0

1795,3

«Великосельский новый» (0,8)

0,9333

4200,000

0,0002223

4340,1

15,3

-140


 

Примечание  —  Источник: собственная разработка.

 

 

 

 

 

Из таблицы  видно, что хлеб « Бориславский оригинальный»   по качеству сходный с базовому образцом («Юбилейный») Он получило наивысший балл – 1,0000 (комплексный обобщенный показатель). 

Заметно отстает  по качеству хлеб «Струмень» его обобщенный показатель 0,87.

Интегральные  показатели оценки конкурентоспособности (или коэффициенты конкурентоспособности) показывают, как цена хлеба соответствует  его качеству. Анализируя данные таблицы , можно сделать вывод, что наибольшей конкурентоспособностью среди оцениваемых  образцов обладает  хлеб « Бориславский оригинальный», а наименьшей конкурентоспособностью обладают хлеба « Струмень», « Столичный», и « Молодежный».

Самая большая  сумма переплаты (1900 руб. или 39,2 %) наблюдается  у хлеба « Польский новый», а  также хлеб « Пажытный» сумма переплаты составляет 1710 руб.

 Сумма  недоплаты (160 руб. или 5,3%) у  образца «Бориславский оригинальный».

Проведенные исследования в области конкурентоспособности  выявили хорошо прослеживаемую закономерность между показателями качества ржаного  хлеба, уровнем их конкурентоспособности  и удельным весом в общем объеме продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Маркетинговое исследование  предпочтений потребителей ржаного хлеба

 

 

 

Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых  решений. Составляющей маркетингового исследования является изучение потребительских  предпочтений.  Одной из целей  маркетингового исследования является выявление предпочтений, привычек потребителей, для того, чтобы наилучшим образом  удовлетворить их потребности и  побудить  к совершению покупки.

Для сбора данных маркетингового исследования используются различные методы. С  целью изучения потребительских  предпочтений был проведён опрос  в виде анкетирования среди покупателей ОАО «Меркурий и К».

Анкетирование ― вид опроса, проводимого  с помощью опросного листа (анкеты), содержащего ряд вопросов, на которые  опрашиваемый должен знать ответ. Для  анкетирования разрабатывается  специальный опросный  бланк ―  анкета. Образец анкеты представлен  в приложении А.

Информация о работе Анализ ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности ржаных хлебов (на примере ОАО «Меркурий и К»)