Анализ ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности ржаных хлебов (на примере ОАО «Меркурий и К»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на рынке. Основная задача хлебопекарной отрасли—обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые соответствовали его каждодневным запросам.
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 178.81 Кб (Скачать файл)

Кислотность вычисляют по формуле (2.3).

Х = 2V · K  (2.3)

где          X — кислотность, Т0;

                V —  объем раствора гидроокиси натрия с молярной концентрацией 0,1 моль/дм3 , израсходованный на титрование исследуемого раствора, см3

                 К — поправочный коэффициент приведения используемого раствора гидроокиси натрия к раствору концентрацией 0,1 моль/ дм3

 

2.3 Результаты исследований и  их обсуждения

В  данном подразделе курсовой работы  представлены результаты проведенных исследований ассортимента, качества и конкурентоспособности ржаного хлеба, реализуемого в ОАО «Меркурий и К».

 

 

2.3.1 Анализ ассортимента ржаного  хлеба по базовым показателям

2.3.1.1 АВС - анализ ассортимента ржаного хлеба

      Следующий этап исследования ассортимента — проведение АВС- анализа. ABC-анализ — наиболее распространенный метод исследования, способствующий оптимизации ассортимента в розничной торговле. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров» и товаров, затраты на которые не окупаются. АВС-анализ основан на законе Парето. Главное положение закона Парето утверждает принципиальное значение соотношения 80/20. Применительно к формированию торгового ассортимента это значит, что     20 % товаров приносят 80 % дохода, и наоборот оставшиеся четыре пятых товаров приносят дохода всего 20 %. Результатом АВС-анализа является возможность определения наиболее доходных товаров. Для проведения АВС-анализа необходимо выявление следующих факторов — объекта анализа и критерия анализа.

При анализе ассортимента в магазине объектами могут стать товарные группы, товарные категории, товарные позиции, конкретные бренды, поставщики продукции. Критерием анализа может быть объем продаж — товарооборот, прямая прибыль от товара.

Идея анализа заключается в  том, чтобы выбрать из предложенных ассортиментных позиций товары-лидеры и товары-аутсайдеры. Такой способ категорирования подсказывает, что  нужно вести пристальный контроль за дорогостоящими запасами класса A, можно  слабее отслеживать состояние объектов в классе B и меньше всего заботиться о классе C.

Для этого используется группировка  имеющихся товарных наименований в  соответствии с принципом Парето:

- группа А — товары, несущие большой вклад в объём продаж;

- группа В — товары, имеющие среднее влияние;

- группа С — несущие незначительный вклад.

Согласно принципу Парето группу А  составляет относительно небольшое  число единиц товарного ассортимента, в то время как группа С весьма многочисленна.

        После проведения АВС - анализа мы получаем возможность выявить:

- наименования товаров, которые  составляют основную долю товарооборота  по данной товарной группе. Закупки  этих товаров следует делать  в первую очередь, оптимизируя  их;

-   какие-либо предпочтения покупателей  по данной товарной группе, что  можно учитывать при разработке  новых товаров;

-   товары, не несущие прибыли, но  при этом требующие расходов  на их закупку, хранение, реализацию. Для оптимизации торговой деятельности  предприятия необходимо от них  избавиться.

Проведем АВС-анализ в ОАО «Меркурий и К» г.Жодино  по представленному ассортименту ржаного хлеба. Анализ проводится по показателю вклада каждой товарной позиции в общий месячный товарооборот по данной группе товаров. Товарные позиции отсортированы в порядке убывания их вклада в объём продаж.

Для определения  принадлежности объекта к группе необходимо рассчитать долю параметра  от общей суммы параметров выбранных  объектов, рассчитать долю с накопительным  итогом по всем объектам.

Распределение ассортимента ржаного хлеба по базовым  показателям представленного в  ОАО «Меркурий и К» г. Жодино по группам в зависимости от удельного веса в товарообороте представлено в таблице:

В результате можно выявить: наименования товаров, составляющих основу торгового оборота  по данной товарной группе, закупки  этих товаров следует делать в  первую очередь, оптимизируя их; предпочтения покупателей по данной товарной группе, что можно учитывать при разработке новых товаров; товары, представляющие собой балласт ― не несущие  прибыли, но при этом требующие расходов на их закупку, хранение, реализацию.

 

 

Таблица 2.1 — Распределение ржаного хлеба по группам в зависимости от удельного веса в товарообороте

 

Наименование  ржаного хлеба

Товарооборот, р.

Удельный вес в товарообороте, %

Группа А

«Юбилейный»

7179520

19,47

«Бориславский оригинальный»

6540000

17,73

«Пажытный»

5626000

15,25

Группа В

«Ситный»

4166150

11,3

«Польский новый»

4032000

10,93

«Столичный»

3294600

8,93

Группа С

«Струмень»

1779050

4,82

«Великосельский новый»

1761600

4,78

«Троецкий»

1256500

3,41

«Молодежный» 

1245000

3,38

Итого

36880420

100,00


 

Примечание  —  Источник: собственная разработка.

      К группе А относятся объекты совокупный товарооборот которых составляет  50 % от общей суммы. К группе А относят хлеб следующего наименования: «Юбилейный», «Бориславский оригинальный», «Пажытный».

      К группе В — все товары  совокупный товарооборот которых составляет 30 % общего объема продаж. К ним относят следующие наименование ржаного хлеба: «Ситный», « Польский новый», « Столичный».

     К группе С относят товары совокупный товарооборот которых составляет не более 20 %  от общего объема товарооборота. К ним относят следующие наименования ржаного хлеба: «Струмень», «Великосельский новый», «Троецкий», «Молодежный».

Результаты  АВС - анализа представлены в таблице 2.2.

 

 

Таблица 2.2  —  Результаты АВС - анализа

 

Группы товаров

Количество наименований

Доля наименований от общего количества, %

Совокупный товарооборот,  руб.

Удельный вес в общем товарообороте, %

А

3

30

19345520

52,46

В

3

30

11492750

31,16

С

4

40

6042150

16,38


 

Примечание  –  Источник: собственная разработка.

                   Таким образом, с помощью АВС-анализа был изучен и проанализирован ассортимент  ржаного хлеба, реализуемого в магазине ОАО «Меркурий и К». Для этого  было отобрано 10 образцов ржаного хлеба, находящихся в одном ценовом сегменте и использовались данные по продажам ржаного хлеба за один месяц. По результатам проведенного АВС-анализа установлено, что в группу А входит три наименования ржаного хлеба: хлеб «Юбилейный» КУП «Минскхлебпром» хлебозавод №  2 , хлеб «Борисовский оригинальный» РУП «Борисовхлебпром», хлеб «Пажытный» Филиал «Жодинский хлебозавод» РУП «Борисовхлебпром»; в группу В входит три наименования  ржаного хлеба:  хлеб «Ситный» КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 2, хлеб «Польский» КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 4, хлеб «Столичный» КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 5; в группу С также входит четыре наименования ржаного хлеба — это хлеб «Струмень» РУП «Борисовхлебпром», хлеб «Молодёжный» КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 5, хлеб «Троецкий» КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 2, хлеб «Великосельский новый» Филиал «Жодинский хлебозавод» РУП «Борисовхлебпром». Объём продаж трёх наименований ржаного хлеба, входящих в группу А составил — 19345520 р., а доля наименований в объеме товарооборота — 52,46 %, что характеризует максимальную долю выручки в общем объеме продаж. Объём продаж  трёх  наименований ржаного хлеба, входящих в состав группы В составил 11492750 р., а доля наименований в объеме продаж — 31,16 %. Наименования ржаного хлеба, которые составили группу В характеризуются уменьшением спроса потребителей под влиянием цены, качества, изменения упаковки товара.  Объём продаж четырёх наименований ржаного хлеба, входящих в группу С составил  —  6042150 р.,  а доля наименований в общем объеме продаж  — 16,38 %. Спрос на ржаной хлеб, составляющее группу С падает, поэтому в дальнейшем может идти речь об исключение этих наименований из ассортимента магазина ОАО «Меркурий и К», а ассортимент ржаного хлеба входящего в группу А стоит увеличить, тем самым повысить продажи.          

 

 

2.3.1.2 БКГ – матрица

 

       Создавая определенный товар, производитель верит, что время пребывания товара на рынке будет продолжительным и фирма сможет компенсировать все затраты, связанные с разработкой и внедрением нового продукта, выведением на рынок. Правда, не все товары оправдывают надежды производителей. Поэтому проведение маркетинговых исследований помогают предприятию работать не в убыток, а на потребителя, удовлетворяя спрос на товары и тем самым увеличивать свою прибыль.

Матрица БКГ —  разработанная Бостонской консультационной группой таблица  видов товаров, отличающихся темпом роста продаж и долей занимаемого  рынка:

а) «товары-звезды»  — высокий темп и высокая доля. Это товары, приносящие большую прибыль, но одновременно требующие больших  затрат на продвижение;

б) «дойные  коровы» — низкий темп, но высокая  доля. Эти товары приносят производителю основную прибыль, так как имеют постоянных покупателей и не требуют больших затрат на продвижение;

 в) «трудные  дети» — высокий темп, но низкая  доля. Эти товары требуют больших  вложений в свою раскрутку  и продвижение для поддержания  длительного интереса. Это может  быть связано как с наличием  высокой конкуренции в сегменте  данного товара, так и при выводе  на рынок совершенно нового  продукта;

 г) «товары-собаки»  — низкий темп и низкая доля. Эти товары не имеют длительной  перспективы существования на  рынке, загружают производственные  мощности предприятия и приносят  издержки. Вследствие этого товары-собаки  постепенно уходят с рынка,  уступая место более конкурентоспособной продукции.

В матрице  БКГ товар исследуется по двум шкалам: доля, занимаемая на рынке и  темп роста продаж.

Данные исследования помогут обеспечить эффективную  торговую деятельность универсама, как  на данном этапе, так и в перспективе.

      «Дойные коровы» — товары, занимающие большую долю на рынке, но имеющие стабильный уровень продаж, низкие темпы роста. Эти товары приносят производителю основную прибыль, так как имеют постоянных покупателей и не требуют больших затрат на продвижение: «Юбилейный», «Бориславский оригинальный»,  «Пажытный». Эти наименования имеют устоявшийся сегмент потребителей, широко представлены в торговой сети и покупаются наиболее часто. Поэтому товары этой группы предпочтительно иметь в ассортименте.

«Трудные дети» — товары, имеющие низкую долю на рынке, но высокие темпы роста продаж. Эти товары требуют больших вложений в свою раскрутку и продвижение для поддержания длительного интереса. Это может быть связано как с наличием высокой конкуренции в сегменте данного товара, так и с выводом на рынок совершенно нового продукта. Сюда можно отнести следующие виды продукции: «Ситный», «Столичный», «Польский новый».

«Собаки» — товары, имеющие малую долю на рынке при стабильном объёме продаж. Товары-собаки постепенно уходят с рынка, уступая место более конкурентоспособной продукции. К этой группе можно отнести следующие наименования ржаного хлеба: «Струмень», «Троецкий»,               «Великосельский новый», «Молодежный».

       Из анализа товарного ассортимента ржаного хлеба, представленного в магазине, можно сделать вывод, что поставку   ржаного хлеба, относящиеся к группе «трудные дети» необходимо оптимизировать, пересмотреть систему распределения, а производителям необходимо улучшить указанные хлеба по качественным показателям либо применить эффективные средства рекламы.

Товары группы «Собака» — деловая активность в  этом квадрате явно неоправданна и  либо подлежит свертыванию, либо от подобных проектов следует отказываться, не приступая к ним. Ржаной хлеб, относящийся  к группе «собаки»  следует либо исключить, либо  рассмотреть возможность замены данной продукции новыми товарами или товарами, пользующимися постоянным спросом у покупателей, имеющими высокий уровень продаж и высокое качество.

 

 

2.3.1.3 Позиционирование товара в матрице « цена - качество»

 

Матрица "цена-качество" является одним из наиболее эффективных  инструментов для экспресс-анализа  маркетинговой политики торговой организации. Она позволяет вести оценку ситуации в двух направлениях:

1. Прямое  направление. После беспристрастной  оценки цены и качества товара  или услуги следует сравнить  стратегию маркетинга, которая следует  из матрицы и стратегию маркетинга, проповедуемую организацией на практике. Стратегия маркетинга и торговой организации должны быть идентичны. В противном случае упорствующая торговая организация все равно вынуждена будет взять на вооружение стратегию маркетинга, вытекающую из матрицы, потеряв время и деньги.

2. Обратное направление. Можно  косвенно оценить качество предлагаемого  товара. Стратегию маркетинга можно  оценить по косвенным признакам  (стиль рекламы, аргументация  и т.д.). Качество товара определяется  из матрицы.

Таблица 2.3  –  Сегментация «Цена-качество»

 

Цена

Высокая

Средняя

Низкая

К 
а 
ч 
е 
с 
т 
в 
о

Высокое

Стратегия премиальных наценок

Стратегия глубокого проникновения  на рынок

Стратегия повышенной ценностной значимости

Среднее

Стратегия завышенной цены

Стратегия среднего уровня

Стратегия  доброкачественности

Низкое

Стратегия ограбления

Стратегия показного блеска”

Стратегия пониженной ценностной значимости

Информация о работе Анализ ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности ржаных хлебов (на примере ОАО «Меркурий и К»)