Анализ ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка ассортимента и качества молочной продукции ООО «Мстинское молоко».
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи:
- раскрыть понятие «ассортимент продукции» и показатели качества продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Мстинское молоко» за 2010 – 2012 годы;
- провести анализ ассортимента молочных товаров за 2010 – 2012 годы;
- выполнить анализ качества молочных товаров за 2010 – 2012 годы;
- наметить пути совершенствования ассортимента и качества молочных товаров ООО «Мстинское молоко».
Предмет исследования являются ассортимент и показатели качества молочной продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………......5
1.1 Понятие «ассортимент продукции» и показатели качества продукции....................................................................................……...............….5
1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции………….8
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ООО «МСТИНСКОЕ МОЛОКО» ЗА 2010 – 2012 ГОДЫ..….17
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Мстинское молоко» за 2010 – 2012 годы................................………………..17
2.2 Анализ ассортимента молочных товаров за 2010 – 2012 годы.……20
2. 3 Анализ качества молочных товаров за 2010 – 2012 годы ……...…28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ ООО «МСТИНСКОЕ МОЛОКО»..……………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...........……………….....34

Файлы: 1 файл

kurs_rabota_po_KEAKhD.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………...3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………......5

1.1 Понятие «ассортимент продукции» и показатели качества продукции....................................................................................……...............….5

1.2 Методика анализа ассортимента  и структуры продукции………….8

2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ООО «МСТИНСКОЕ МОЛОКО» ЗА 2010 – 2012 ГОДЫ..….17

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Мстинское молоко» за 2010 – 2012 годы................................………………..17

2.2 Анализ ассортимента молочных  товаров за 2010 – 2012 годы.……20

2. 3 Анализ качества молочных товаров за 2010 – 2012 годы ……...…28

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ ООО «МСТИНСКОЕ МОЛОКО»..……………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...........……………….....34

ПРИЛОЖЕНИЯ..………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, относятся объём выпущенной продукции и объем продаж.

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет огромное значение.

В настоящее время большое значение приобретает качество продукции и наличие возможности выбора товара из предлагаемого ассортимента. Именно поэтому управление ассортиментом и качеством – это одни из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Повышение качества продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом тема курсовой работы актуальна в настоящее время.

Целью курсовой работы является оценка ассортимента и качества молочной продукции ООО «Мстинское молоко».

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить задачи:

- раскрыть понятие «ассортимент продукции» и показатели качества продукции;

- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;

- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «Мстинское молоко» за 2010 – 2012 годы;

- провести анализ ассортимента молочных товаров за 2010 – 2012 годы;

- выполнить анализ качества  молочных товаров за 2010 – 2012 годы;

- наметить пути совершенствования  ассортимента и качества молочных товаров ООО «Мстинское молоко».

Предмет исследования являются ассортимент и показатели качества молочной продукции.

Объект исследования – деятельность ООО «Мстинское молоко». 

Методологической и теоретической основой исследования послужили положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных экономистов в области управления запасами.

При выполнении работы использованы следующие методы: метод массовых наблюдений, сравнения, методы статистического и графического анализа и пр.

Информационную базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы, экономические данные по теме исследования, справочная и периодическая литература, отчетность ООО «Мстинское молоко».

Курсовая работа содержит рисунков, формул, таблиц. Список используемых источников содержит наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Понятие «ассортимент продукции» и показатели качества продукции

 

Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объёму продукции, но так же и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура – перечень наименования изделий, выпускаемых предприятием и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Ассортимент – перечень наименований выпускаемой продукции с указанием объёмов выпуска по каждому её виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Комплексный анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров однородности, степени устаревания продукции.

Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкретное преимущество. Некоторые маркетологи говорят, что в этом случае наблюдается своеобразный синергетический эффект. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, следовательно является для предприятия наиболее надёжным средством завоевания конкурентных преимуществ.

Система формирования ассортимента включает в себя:

  • Определение текущих и перспективных потребностей покупателей с целью удовлетворения спроса на продукцию;
  • Оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • Изучение ЖЦТ на рынках, расширение ассортимента, внедрение новых, более совершенных видов продукции;
  • Соблюдение принципов гибкости и эффективности при планировании и производстве продукции, изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически не эффективных изделий;

Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту) (формула 1):

   (1)

где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);

 – суммарный объем продукции  базисного (планового) периода.

Максимально возможное значение этого показателя – 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента.

Аналогично проводится комплексный анализ ассортимента организации в динамике. Но в этом случае не должно быть четкого ограничения значений коэффициента ассортиментности, т.к. структура продукции зависит в основном от спроса на них и может изменяться вместе с этим показателем в течении времени.

Структура продукции определяет удельный вес (в процентах) каждого вида продукции или соотношение отдельных видов продукции в их общем объёме.

Продукция в основном различается по трудоёмкости выполнения, материалоёмкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции, как правило, приводит к изменению объёма продажи продукции. Фактическое изменение удельных весов отдельных видов продукции в их общем объёме по сравнению с удельными весами в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т.д.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований в организации используют коэффициент структурной активности

где ∆di – изменение удельного веса i – го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объёме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n – число номенклатурных групп (видов) продукции.

Чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменения конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

К основным причинам изменения структуры продукции можно отнести:

  • Изменение спроса на продукцию различных категорий потребителей;
  • Недостаточную обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;
  • Нехватку персонала необходимых профессий и квалификаций;
  • Стремление организации производить менее трудоёмкие и более высокорентабельные виды продукции.

Изменение структуры производства оказывает влияние на такие результирующие показатели, как объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

 

1.2 Методика анализа ассортимента  и структуры продукции

 

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

1.Внутренние причины:

- недостатки в организации производства;

- плохое техническое состояние оборудования;

- простои;

- аварии;

- недостаток средств;

- недостатки в системе управления и материального стимулирования.

2.Внешние причины:

- конъюнктура рынка;

- изменение спроса на отдельные виды продукции;

- состояние материально-технического обеспечения;

- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

- объем выпуска в стоимостной оценке;

- материалоемкость;

- себестоимость товарной продукции;

- прибыль;

- рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл

ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл

ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл

ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф

D ВП D V = ВП усл1 – ВП пл

D ВП D УД = ВП усл2 – ВП усл1

D ВП D Ц = ВП ф – ВП усл2

D ВП = D ВП DV + D ВП DУД + DВП DЦ = ВП ф  – ВП пл

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

ВП = V * УД * Ц

D ВП DV = D V * УД * Ц пл

D ВП DУД = Vф * D УД * Ц пл

D ВП DЦ = V ф * УДф * DЦ

D ВП DV + D ВП DУД + D ВП DЦ = D ВП,

где D ВП – изменение валовой продукции,

D V – изменение объема производства,

DЦ – изменение цены на  продукцию.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении.

Информация о работе Анализ ассортимента и качества продукции