Совершенствование (разработка) системы управления адаптацией персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной работы – разработка проекта совершенствования системы адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
• проанализировать теоретические аспекты адаптации;
• изучить и оценить данный процесс в ГОУ СПО «ОХПК»;
• обосновать методы и технологию адаптации сотрудников в ГОУ СПО «ОХПК»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ………………………………..5
1.1. Сущность и типология адаптации……………………………………………………..5
1.2. Этапы, методы и программы адаптации………………………………………………7
1.3. Особенности управления системой адаптации……………………………………….9
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В ГОУ СПО «ОХПК» …………………………………………………………………10
2.1. Общие сведения об организации……………………………………………………10
2.2. Анализ системы управления ГОУ СПО «ОХПК»………………………………….14
2.3. Анализ системы управления персоналом…………………………………………..18
2.4. Анализ системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК»……………………..22
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»…..24
3.1. Методика проектирования системы адаптации персонала………………………..24
3.2. Определение функций управления адаптацией……………………………………26
3.3. Программа адаптации сотрудников ГОУ СПО «ОХПК»………………………….28
3.4. План реализации проекта……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ УП.doc

— 619.50 Кб (Скачать файл)

          В процессе  наставничества участвуют:

    • линейный руководитель – непосредственный руководитель наставника и адаптанта (далее по тексту обучаемого);
    • наставник - квалифицированный сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности (специальности);
    • обучаемый – сотрудник, впервые приступивший или осваивающий особенности новой для него  профессиональной деятельности;
    • психолог – сотрудник колледжа, владеющий примами создания комфортного микроклимата и методами разрешения конфликтных ситуаций.            

              Настоящее Положение распространяется на всех сотрудников ГОУ СПО «ОХПК».

        

 

  1. Цель и задачи наставничества

          Целью наставничества является профессиональное становление сотрудника в новых для него условиях, способствующее успешной деятельности соответствующего подразделения (службы) и колледжа в целом.

          Задачи наставничества:

      • помощь в планировании и сопровождение профессиональной деятельности обучаемого;
      • оценка уровня овладения обучаемым специфическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей;
      • обеспечение взаимосвязи и преемственности профессиональной деятельности разных поколений сотрудников.

 

 

  1. Организация наставничества

      3.1 Основанием для  закрепления наставника является  приказ директора колледжа,  изданный  на основании служебной записки,  подготовленной непосредственным  руководителем обучаемого:

    • заместитель директора по научно-методической работе – для руководящих работников;
    • заведующие отделениями - для преподавателей и учебно-вспомогательного

   персонала учебной части;

    • старший мастер- для мастеров производственного обучения и учебно

  вспомогательного персонала учебно - производственной службы;

  • комендант общежития - для работников общежития;
  • инспектор по кадрам – для других работников.
    1. Период наставничества для руководящих и инженерно-педагогических работников  составляет один год; для всех остальных категорий сотрудников – от одного до трех месяцев.
    2. Наставником может быть сотрудник, имеющий высокий уровень теоретических и практических знаний умений и навыков (как правило, подтвержденных высшей либо первой квалификационной категорией) и стаж работы по данной специальности (в данной должности) не менее пяти лет. За наставником может быть закреплено не более четырех новых сотрудников одновременно.
    3. На период наставничества линейным руководителем определяется перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый с помощью наставника, продолжительность обучения и план работы с новым сотрудником.
    4. Участники процесса наставничества руководствуются в своей деятельности нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа, настоящим Положением, Положением об адаптации, Программой адаптации; должностной инструкцией и др.
    5. Источником финансирования оплаты наставничества является фонд оплаты труда. Оплата производится в виде надбавок за обучение и наставничество. Размер надбавок устанавливается Положением об оплате труда.
    6. В процессе обучения наставник может быть заменен в случаях:
    • увольнения наставника;
    • перевода на другую работу обучаемого или наставника;
    • неисполнения наставником своих обязанностей;
    • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности.

 

 

  1. Права и обязанности участников процесса наставничества

 4.1     Наставник имеет право:

    • запрашивать у адаптанта сведения  о выполнении заданий в пределах своей компетенции;
    • привлекать работников методической службы для оказания соответствующей помощи;
    • осуществлять контроль и коррекцию деятельности адаптанта;
    • вносить предложения по совершенствованию процесса наставничества, программ, форм и методов адаптации;
    • участвовать в разработке адаптационных мероприятий.

       4.2    Наставник несет ответственность:

    • за выполнение плана обучения и Программы адаптации;
    • за соблюдение норм профессиональной этики;
    • за качественное исполнение возложенных на него функций обучения нового работника;
    • за обеспечение необходимого уровня профессиональной деятельности, закрепленного за ним сотрудника.

         4.3   Обучаемый  имеет право:

    • участвовать в обсуждении и решении вопросов организации обучения через наставничество;
    • получать всю необходимую информацию об особенностях профессиональной деятельности;
    • получать своевременную квалифицированную помощь наставника в различных  видах профессиональной деятельности;
    • ходатайствовать о замене наставника в случае неисполнения последним своих обязанностей.

          4.4  Обучаемый  несет ответственность:

    • за выполнение плана обучения и Программы адаптации согласно установленным срокам;
    • за соблюдение норм профессиональной этики и правил внутреннего распорядка;
    • за качественное выполнение обязанностей, изложенных в должностной инструкции и других нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудников колледжа.

 

 

  1. Контроль процесса наставничества

                Контроль  процесса наставничества осуществляется заместителями директора колледжа (руководителями служб) и линейными руководителями, указанными в п.3.1 настоящего Положения. Указанные лица имеют право продлить (не более 6 месяцев) или сократить срок обучения, внести изменения в его программу и заменить наставника.

                Основной формой контроля является  проведение руководством «круглых  столов» с участием наставников и обучаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Программа адаптации 

преподавателя государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования 

«Омский художественно-промышленный колледж»

 

 

            Программа адаптации новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех подразделениях (службах) колледжа. Программа адаптации направлена на обеспечение более быстрого приспособления вновь принятых работников к содержанию, условиям, режиму труда, социальной среде колледжа и того подразделения (службы), где они работают.

            Данную программу используют  в своей работе:

    • директор ГОУ СПО «ОХПК»;
    • заместители директора;
    • руководители служб;
    • инспектор по кадрам;
    • сотрудники колледжа, назначаемые наставниками вновь принятых сотрудников.

            Программа адаптации новых сотрудников  состоит из двух основных частей  – общей и индивидуальной. В  целом  и общая, и индивидуальная  части программы адаптации рассчитаны  на период испытательного срока, в колледже он составляет месяц для специалистов и шесть месяцев для руководителей, но особенности и содержание педагогического труда, а также практика адаптации специалистов в организации показывают необходимость «ведения» новых сотрудников в течение года.

            Индивидуальная часть программы  адаптации соответствует периоду  испытательного срока и фиксируется  в индивидуальном плане прохождения  испытательного срока и делится  на две части:

    • вхождение в должность (профессию);
    • работа в должности (профессии).

 

п/п

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Ответствен -ный

1. О Б Щ  А Я    Ч А С Т Ь

ЭТАП  1

1.1

Вводное ориентационное собеседование

    1. Место колледжа на рынке образовательных услуг (реализуемые виды и формы образования, виды образовательных программ).
    2. Ближайшие и долгосрочные цели развития.
    3. История развития колледжа.
    4. Сведения о функциональных подразделениях.
    5. Система управления колледжем (разграничение полномочий, порядок принятия решений).
    6. Система материального и морального стимулирования (полная информация о размере заработной платы).
    7. Система обучения и развития персонала.
    8. Охрана труда и техника безопасности.

Инспектор отдела кадров

ЭТАП  1

1.2

Личное ознакомление с колледжем  и его сотрудниками

  1. Представление преподавателя персоналу    отделения дизайна.
  2. Показ основных помещений.
  3. Показ расположения основных служб.

Инспектор по кадрам

ЭТАП  2

1.3

Ознакомление с рабочим местом

  1. Детальное описание организации образовательного процесса на отделении; связей подчинения.
  2. Должностные обязанности и ответственность преподавателя:
    1. учебная работа;
    2. методическая работа;
    3. внеучебная работа;
    4. саморазвитие и самообразование.
  3. Описание текущей работы преподавателя и ожидаемых результатов.
  4. Разъяснение важности должности преподавателя спецдисциплин. 
  5. Показатели качества педагогической деятельности и способы ее оценивания.
  6. Расписание и режим рабочего дня:
  • в обычном режиме;
  • в каникулярное время.
  1. Виды отчетной документации преподавателя и правила ее заполнения.
  1. Дополнительные ожидания:
  • условия замены отсутствующего работника;
  • участие в учебно -производственных программах.

Заведую-щий отделении-ем

ЭТАП  2

1.4

Ориентацион-ное собеседование  с непосредствен-ным руководителем

  1. Разъяснение задач и требований к педагогической деятельности.
  2. Ответы на вопросы.
  3. Обсуждение предложений (пожеланий) нового сотрудника.

Заведую-щий отделении-ем

2. И Н Д  И В И Д У А Л Ь Н  А Я    Ч А С Т Ь

ЭТАП  2

2.1

Вхождение в должность

  1. Освоение видов деятельности:
    • образовательной;
    • методической;
    • организационной.
  2. Освоение норм и правил поведения в организации и коллективе.

Наставник,

председатель ЦМК

ЭТАП  3

2.2

Назначение наставника

  1. Помощь в планировании и сопровождении педагогической деятельности.
  2. Оценка деятельности нового преподавателя по основным направлениям.
  3. Помощь в решении организационных и методических вопросов.
  4. Мониторинг взаимодействия преподавателя и наставника

Заведую-щий отделении-ем

ЭТАП  3

2.3

Включение в программу «Школа молодого педагога»

  1. Участие преподавателя в адаптационных семинарах, посвященных организационным, методическим и коммуникационным проблемам образовательного процесса.
  2. Получение обратной связи.

Методист,

психолог,

 заведую-щий отделении-ем

3.  С О  С Т А В Л Е Н И Е     О Т Ч Е Т А

ЭТАП  4

3.1

Составление отчетов по итогам адаптации

  1. Отчет о степени адаптированности нового сотрудника.
  2. Отчет о выполнении заданий.

Наставник,

 

преподаватель


 

 

За десять рабочих дней до окончания  испытательного срока инспектору по кадрам подается отчет руководителя и наставника с оценкой, отзывом  и предложениями по дальнейшей работе сотрудника.

            За семь рабочих дней  до  окончания испытательного срока  все документы с заключением  и рекомендациями инспектора  по кадрам подаются директору  колледжа для рассмотрения и  принятия окончательного решения.

            При успешном прохождении сотрудником испытательного срока, непосредственный руководитель информирует его устно о продолжении трудовых отношений.

            В случае выявления несоответствия  сотрудника занимаемой должности,  непосредственный руководитель  оформляет служебную записку. Записку регистрирует  инспектор по кадрам и визирует директор колледжа.

            Неудовлетворительный итог прохождения  сотрудником испытательного срока  и невозможность продолжения  трудовых отношений сообщается  ему не позднее, чем  за  три дня до истечения испытательного срока в письменной форме под подпись. После этого происходит процедура увольнения сотрудника.

 

Приложение 4

План мероприятий на период адаптации 

преподавателя государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Омский художественно-промышленный колледж»

 

 

Ф.И.О.  Лцвшиц Наталия Ивановна

Должность преподаватель

Дисциплина  основы проектной графики

Наименование и год окончания  образовательного учреждения Омский государственный институт сервиса, 2005г.

Стаж работы  8 месяцев, 2 недели, 4 дня

Педагогический стаж отсутствует

Дата начала адаптационного периода 03. 04. 06.

Дата окончания адаптационного периода  03. 04.07.

Ф.И.О. заведующего отделением дизайна  Корзун Раиса Владимировна

Ф.И.О. наставника преподаватель Печенко Татьяна Анатольевна

 

 

п/п

Наименование работы

Срок выполнения

Форма работы

Ответственный исполнитель

Ответственный соиспонитель

Ожидаемые результаты

1    Э  Т  А  П      О  Б  Щ  Е  Й     О  Р  И  Е  Н   Т  А  Ц  И  И

1.1

Введение в организацию. Знакомство с руководством колледжа

03.04.06

Собеседование

Инспектор по кадрам

-

Представление заместителю директора  по учебной работе и заведующему  отделением

1.2

Ознакомление с историей, стратегией, местом  колледжа на рынке образовательных услуг, основными видами деятельности и структурой организации

03.04.06

Просмотр DVD ролика о колледже с комментариями руководителя

Заместитель директора по учебной  работе

-

Изучение материалов, понимание  структуры организации и ее перспектив

1.3

Изучение системы управления колледжем

03.04.06

Беседа с раздаточным материалом

Заместитель директора по учебной  работе

Заведующий отделением

Понимание кому подчиняется и с  кем решает вопросы организационного, учебного, методического характера

1.4

Ознакомление с инструкциями по охране труда и технике безопасности

03.04. 06

Инструктаж

Инженер по охране труда

Инспектор по кадрам

Изучение материалов, понимание

1.5

Формирование учебной нагрузки

04.04. 06

Анализ учебной нагрузки

Заведующий отделением

Заведующий учебной частью

Знание своей учебной нагрузки по качественному (перечень дисциплин) и количественному (учебные часы) составу

1.6

Ознакомление с системой оплаты труда

04.04. 06

Беседа с ответами на вопросы

Бухгалтер

Инспектор по кадрам

Знание точного размера заработной платы

1.7

Показ помещений и расположения основных служб

04.04. 06

Экскурсия

Инспектор по кадрам

Председатель ЦМК

Ориентация в учебно-производственных корпусах и хозяйственно-бытовых  помещениях

1.8

Представление сотрудника персоналу  отделения

04.04.06

Заседание ЦМК

Заведующий отделением

Председатель ЦМК

Знакомство с коллегами

2    Э  Т  А  П      В  Х  О  Ж  Д   Е  Н  И  Я     В     Д  О  Л   Ж  Н  О  С  Т   Ь

2.1

Ознакомление с режимом рабочего времени

05.04.06

Работа с Правилами внутреннего распорядка

Заведующий отделением

Заведующий учебной частью

Знание продолжительности рабочего дня и рабочей недели

2.2

Изучение должностных обязанностей

05.04.06

Работа с должностной инструкцией

Заведующий отделением

Инспектор по кадрам

Понимание своих прав и ответственности

2.3

Детальное изучение организации образовательного процесса на отделении дизайна 

05.04.06

Работа с графиком учебного процесса и расписанием, экскурсия по учебным  кабинетам

Заведующий отделением

Заведующий учебной частью

Ориентация в расписании учебных занятий, понимание видов и форм учебных занятий

2.4

Ознакомление с правилами организации  образовательного процесса

05.04.06

Работа с учебным планом и  программами дисциплин

Заведующий отделением

Председатель ЦМК

Понимание принципов организации учебного процесса  по специальности

2.5

Разъяснение особенностей текущей  работы и ожидаемых результатов

06.04.06

Беседа 

Заведующий отделением

Методист, председатель ЦМК

Понимание содержания и требований к педагогической деятельности

2.6

Ознакомление с видами отчетной документации

07.04.06

Беседа

Заведующий учебной частью

Заведующий отделением

Знание отчетности

2.7

Изучение критериев оценки профессиональной деятельности

07.04.06

Работа с документацией

Заведующий учебной частью

Заведующий учебной частью, методист

Знание показателей и критериев  оценки

профессиональной деятельности

2.8

Обсуждение итогов деятельности за отработанный период

07.04.06

Собеседование

Заведующий отделением

Психолог

Обратная связь о ходе адаптации

2.9

Включение в расписание дисциплины

«Основы проектной графики»

08.04.06

Консультация

Заведующий учебной частью

Диспетчер по расписанию

Проведение учебных занятий

3     Э  Т  А   П      Д  Е  Й   С  Т  В  Е  Н   Н  О  Й      А   Д  А  П  Т  А   Ц  И  И

3.1

Знакомство с основами педагогики и методики

с 10.04.06 по 21.04.06

(ежедневно) 

Индивидуальные консультации

Методист

Председатель ЦМК

Понимание принципов подготовки и  проведения учебных занятий

3.2

Изучение критериев оценки, принятых в ЦМК

10.04.06

Работа с учебно-методической документацией

Заведующий отделением

Председатель ЦМК, наставник

Составление критериев оценки по дисциплине

«Основы проектной графики»

3.3

Ознакомление с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса

11.04.06

Семинар-практикум 

Методист

Председатель ЦМК

Составление рабочей учебной программы  по дисциплине «Основы проектной  графики»

3.4

Изучение видов планирования

образовательного процесса

12.04.06

Практикум

Методист

Наставник

Составление перспективно-тематического  плана изучения дисциплины и планов занятий по дисциплине

5.5

Изучение правил заполнения журнала  учета теоретического обучения

13.04.06

Практикум

Заведующий учебной частью

Заведующий отделением

Заполнение журналов учета теоретического обучения

3.6

Ознакомление с правилами учета учебной нагрузки

24.04.06

Консультация

Заведующий учебной частью

Заведующий отделением

Заполнение справки о прочитанных  часах

3.7

Посещение занятий ведущих специалистов отделения  

1 раз в 

2 недели

(постоянно до 10.06.06)

Анализ занятий

Заведующий отделением

Наставник

Знание видов и форм организации  образовательного процесса

3.8

Посещение занятий адаптанта

1 раз в месяц

(постоянно в течение года)

Анализ занятий

Заведующий отделением

Наставник

Оценка результативности педагогической деятельности преподавателя

3.9

Посещение заседаний ЦМК

1 раз в месяц

(постоянно)

Работа в методическом объединении

Председатель ЦМК

Наставник

Взаимодействие с коллегами  по отделению и комиссии

3.10

Посещение Школы молодого педагога

1 раз в месяц

(постоянно в течение года)

Курс семинаров

Методист

Наставник

Получение педагогических знаний, умений и навыков; взаимодействие с коллегами  – молодыми специалистами

3.11

Диагностика уровня обученности студентов  дисциплине

«Основы проектной графики»

17.05.06

Контрольный срез знаний студентов

Заведующий отделением

Председатель ЦМК

Получение информации о качестве образовательной  деятельности адаптанта. Анализ проблемных областей

3.12

Ознакомление с видами годовой  отчетности

24.05.06

Консультация

Заведующий отделением

Заведующий учебной частью, наставник

Понимание правил составления годового отчета

3.13

Подготовка к окончанию учебного года

с 29.05.06 по 10.06.06

Самостоятельная работа

Заведующий отделением

Наставник

Подведение итогов педагогической деятельности

3.14

Сдача годового отчета

с 13.06.06 по 21.06.06

Анализ профессиональной деясельности

Заведующий отделением

Наставник

Заполнение бланков отчета, сдача  отчета

3.15

Обсуждение итогов деятельности за отработанный период

23.06.06

Собеседование

Заведующий отделением

Психолог

Обратная связь о ходе адаптации

3.16

Разработка номера для праздничного  концерта, посвященного окончанию учебного года

с 26 06.06 по 28.06.06

Работа в творческой группе

Заведующий отделением

Наставник

Участие в «капустнике», посвященном  окончанию учебного года

3.17

Участие в августовских педчтениях

29.08.06

Выступление

Председатель ЦМК

Наставник

Мини-отчет о работе в прошедшем  учебном году

3.18

Формирование учебной нагрузки

До 04.09. 06

Анализ учебной нагрузки

Заведующий отделением

Заведующий учебной частью

Знание своей учебной нагрузки по качественному (перечень дисциплин) и количественному (учебные часы) составу

3.19

Планирование работы на год 

с 30 08.06 по 15.09.06

Работа с документацией

Заведующий отделением,

методист

Наставник

Планы учебной, методической, внеучебной работы на год, работы по самообразованию

3.20

Посещение Школы молодого педагога

1 раз в месяц (до конца года)

Курс семинаров

Методист

Наставник

Получение педагогических знаний, умений и навыков; взаимодействие с коллегами  – молодыми специалистами

3.21

Участие в предметных неделях ЦМК

Октябрь-2006;

декабрь- 2006;

февраль- 2007;

апрель- 2007

Мини-проекты

Председатель ЦМК

Наставник

Разработка и представление  творческих отчетов о деятельности в ЦМК

3.22

Выставочная деятельность

Постоянно

Разработка экспозиции

Заведующий отделением

Наставник

Участие в выставках, организуемых колледжем

3.23

Подготовка мероприятий  к календарным  праздникам

Октябрь, декабрь, февраль, март, май 

Работа в творческих группах

Заведующий отделением

Наставник

Участие в мероприятиях, посвященных календарным праздникам

3.24

Диагностика уровня обученности студентов  дисциплине

«Основы проектной графики»

Декабрь- 2006

Контрольный срез знаний студентов

Заведующий отделением

Председатель ЦМК

Получение информации о качестве образовательной деятельности адаптанта. Анализ проблемных областей

3.25

Подготовка к научно-практической конференции

Январь – февраль 2007

Обобщение собственного опыта 

Методист

Наставник

Выступление на научно-практической конференции 

3.26

Обсуждение итогов деятельности за отработанный период

Март - 2007

Собеседование

Заведующий отделением

Психолог

Обратная связь о ходе адаптации

4      Э  Т  А   П       Ф  У  Н   К  Ц  И  О  Н   И  Р  О  В  А   Н  И  Я

4.1

Подготовка к творческому отчету

Апрель- 2007

Творческое задание

Адаптант

Наставник

Творческий отчет по итогам работы за год


 

 

 

 

Приложение 5

Уважаемые коллеги!

 

 

          Просим  Вас принять участие в нашем  исследовании, направленном на определение  направлений совершенствования  системы адаптации новых сотрудников в ГОУ СПО «Омский художественно-промышленный колледж».

          Результаты  данного опроса будут использованы  в обобщенном виде, ФИО можно  не указывать.

 

Заранее благодарим Вас за участие!

 

 

  1. Укажите срок работы в данной организации____________

 

  1. Укажите занимаемую должность_______________________________________________

 

  1. Оцените существующую в колледже систему адаптации новых сотрудников, обведя в кружок соответствующий ответ:
    1. эффективна;
    2. неэффективна;
    3. затрудняюсь оценить.

 

  1. Считаете ли вы своевременным и актуальным разработку и внедрение в колледже официальных программ адаптации новых сотрудников (обведите в кружок соответствующий ответ)?
  2. )
    1. да;
    2. нет;
    3. затрудняюсь ответить.

 

  1. Оцените значимость содержания информации о колледже для адаптации нового сотрудника, поставив знак «+» в графе с соответствующей оценкой.

 

Содержание информации

Оценка

эффективно

Оценка

неэффективно

Затруднились

оценить

Система оплаты труда

     

Традиции колледжа

     

Функциональные обязанности

     

Система социального обеспечения

     

Неформальные правила поведения

     

Правила внутреннего распорядка

     

Характеристика коллектива

     

Охрана труда

     

Техника безопасности

     

Структура и система управления

     

История колледжа

     

Информация о работе Совершенствование (разработка) системы управления адаптацией персонала