Совершенствование (разработка) системы управления адаптацией персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной работы – разработка проекта совершенствования системы адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
• проанализировать теоретические аспекты адаптации;
• изучить и оценить данный процесс в ГОУ СПО «ОХПК»;
• обосновать методы и технологию адаптации сотрудников в ГОУ СПО «ОХПК»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ………………………………..5
1.1. Сущность и типология адаптации……………………………………………………..5
1.2. Этапы, методы и программы адаптации………………………………………………7
1.3. Особенности управления системой адаптации……………………………………….9
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В ГОУ СПО «ОХПК» …………………………………………………………………10
2.1. Общие сведения об организации……………………………………………………10
2.2. Анализ системы управления ГОУ СПО «ОХПК»………………………………….14
2.3. Анализ системы управления персоналом…………………………………………..18
2.4. Анализ системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК»……………………..22
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»…..24
3.1. Методика проектирования системы адаптации персонала………………………..24
3.2. Определение функций управления адаптацией……………………………………26
3.3. Программа адаптации сотрудников ГОУ СПО «ОХПК»………………………….28
3.4. План реализации проекта……………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ УП.doc

— 619.50 Кб (Скачать файл)

 

*Данные в таблице приведены  без учета совместителей.

           

 

Таблица 2.5  Сведения о движении персонала.

Контингент сотрудников

Сентябрь 2004г.

(2004-2005 уч. г.)

Прибыло

Выбыло

Август 2005г.(2004-2005 уч.г.)

Всего

Женщин

Мужчин

Всего

Женщин

Мужчин

Пенсионе-

ры

Женщин

Мужчин

Руководители

+ совместители

15

-

13

-

2

-

3

-

1

-

17

-

13

-

4

-

1

-

1

-

Преподаватели

+ совместители

29

27

23

19

6

8

10

8

11

7

28

28

21

18

7

10

4

3

1

2

Мастера п/о

+ совместители

11

-

11

-

-

-

4

2

2

-

13

2

13

1

-

1

3

-

-

-

Учебно-вспомогательный персонал

+ совместители

26

 

 

-

25

 

 

-

1

 

 

-

9

 

 

-

7

 

 

-

28

 

 

-

25

 

 

-

3

 

 

-

5

 

 

-

1

 

 

-

Обслуживающий персонал

+ совместители

28

 

-

25

 

-

3

 

-

4

 

-

6

 

-

26

 

-

20

 

-

6

 

-

6

 

-

5

 

-

Всего

+ совместители

109

27

97

19

12

8

30

10

27

7

112

30

92

19

20

11

19

3

8

2


 

 

Таблица 2.6  Возрастной состав персонала.*

 

Категория персонала

Всего

(чел.)

По возрасту (человек)

До

35 лет

До

40 лет

41-50

лет

51- 65

лет

65

лет

Сред-

ний

воз-

раст

Административно-управленческий персонал

17

1

3

8

4

1

47,1

Профессорско-преподавательский персонал

56

17

6

13

20

-

43,9

Инженерно-педагогические работники

15

7

2

3

3

-

39

Учебно-вспомогательный персонал

28

10

6

4

7

1

41,5

Обслуживающий персонал

26

3

-

8

11

4

51,8

Всего

142

38

17

36

45

6

44,6


 

* Данные в таблице приведены с учетом совместителей.

 

           

             Довольно велик удельный вес  работников пенсионного возраста. Кадровый состав по подразделениям свидетельствует, что число работающих пенсионеров в административно-управленческом аппарате составляет 11%, в профессорско-преподавательском составе – 17,8%, среди инженерно-педагогических работников – 27%, в научно –методической службе – 28% и наибольшее число лиц пенсионного возраста в административно – хозяйственной службе 42%.

            Как следует из таблицы 2.6, средний возраст профессорско-преподавательского состава составляет 43,9 лет. Тенденция старения коллектива в основном объясняется достаточно низким показателем средней заработной платы и непопулярностью отрасли. В 2004-2005 учебном году средняя заработная плата составляла 4997,46 рублей с учетом более высокого уровня зарплаты руководителей колледжа. Другими словами заработная плата многих работников ниже приведенной величины.

            Число принятых на работу в  2004 -2005 учебном году составляет 28%, а удельный вес уволенных –  23,9% от общего числа работников (с учетом совместителей). Текучесть  кадров довольно высока. По данным статистических отчетов колледжа за рассматриваемый период из каждых пяти принятых один уже уволился, что составляет 20% всех принятых.

            Проведенный анализ показывает, что кроме низкой заработной платы и непопулярности отрасли очевидно наличие серьезных проблем в системе адаптации  персонала в ГОУ СПО «ОХПК».

 

 

    1.      Анализ системы управления ГОУ СПО «ОХПК»

 

Согласно Уставу, колледж создан в целях удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования и удовлетворения потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием.

Задачам колледжа соответствует его  организационная структура линейно-функционального типа. Такая структура в достаточной мере сочетает линейные подразделения, выполняющие основной объем деятельности со службами, реализующими непосредственно функции управления. Функциональное разделение управленческой деятельности колледжа позволяет руководству решать задачу рационального взаимодействия с внешней и внутренней средой.

Общее руководство образовательным  учреждением осуществляет Совет  колледжа, избранный на общем собрании трудового коллектива. Непосредственное управление деятельностью колледжа осуществляет директор. В соответствии с Уставом в образовательном учреждении создан педагогический совет, объединяющий педагогический коллектив и работников административно – управленческого аппарата.

В колледже сформированы структурные подразделения на основе группировки осуществляемых в колледже функций, определяющих содержание его деятельности по осуществлению образовательного процесса.

 

 

Таблица 2.7 Содержание организационной структуры ГОУ СПО «ОХПК»

 

Наименование подразделений колледжа

Руководители подразделений

Состав подразделений по должностям

Научно – методическая служба

Заместитель директора по научно – методической работе

  • заведующий научно-методическим центром;
  • методист;
  • председатели цикловых методических комиссий;
  • руководители временных проектных групп.

Учебно – производственная служба

Заместитель директора по учебно –  производственной работе

  1. учебные мастерские:
    • старший мастер;
    • мастера производственного обучения;
  2. производственные мастерские:
  • заведующий мастерскими;
  • инструментальщик;
  • мастера производственного обучения.

Учебная часть

Заместитель директора по учебной  работе

  • заведующие отделениями;
  • заведующий практикой;
  • преподаватели;
  • библиотекарь.

Организационно- воспитательная служба

Заместитель директора по организационно – воспитательной работе

  1. учебно – воспитательный сектор:
    • педагоги дополнительного образования;
    • кураторы групп;
    • руководитель физвоспитания;
  2. социально – психологический сектор:
  • социальный педагог:
  • педагог – психолог;
  • секретарь приемной комиссии;
  1. социально – бытовой сектор:
  • комендант общежития;
  • воспитатели общежития;
  • рабочие из числа обслуживающего персонала.

Экономическая служба

Главный бухгалтер

  • экономист;
  • бухгалтерия:

- бухгалтеры;   

- кассир.

Административно – хозяйственная  служба

Заместитель директора по административно- хозяйственной части

  • медицинский работник;
  • комендант корпуса;
  • кладовщик;
  • рабочие из числа обслуживающего персонала.

 

            Общее руководство деятельностью  подразделений осуществляет директор  колледжа, непосредственное – руководители подразделений. Координация деятельности осуществляется посредством проведения периодических совещаний руководителей подразделений.           

            Административно – управленческий  аппарат колледжа в основном  имеет педагогическое образование. С одной стороны это позволяет руководству хорошо разбираться в специфике образовательной деятельности, а с другой ограничивает спектр управленческих и организационных возможностей. В частности, в организации практически не находят применения научные методы и современные технологии управления. Управленческие решения в большинстве случаев носят интуитивный характер. Действующие с колледже системы управленческого учета, контроля и финансирования не обеспечивают достаточного качества управления.

            Наглядно организационная структура государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Омский художественно – промышленный колледж» представлена на рисунке 1.

 

 

           

 


Рисунок 1.    Организационная структура ГОУ СПО «Омский художественно – промышленный колледж»

 

 

 

2.3       Анализ системы управления персоналом

           Система управления персоналом в колледже не имеет четкой формально закрепленной структуры ввиду небольшой численности персонала (115 человек) и наличия единственного кадрового работника – инспектора по кадрам. Традиционно сложилось так, что основные функции управления персоналом закреплены за руководителями подразделений, а кадровый документооборот – за инспектором по кадрам. Такой подход направлен на то, чтобы высшее руководство - директор и его заместители решали стратегические задачи, задавали цели, а линейные руководители – заведующие отделениями, старший мастер, методисты отвечали за персонал и результаты деятельности. Специфика деятельности колледжа и его персонала требуют дифференцированного подхода к управлению различными категориями и группами сотрудников, что также влияет на кадровую политику организации.

              Очевидно, что эффективность такого управления зависит от персонального фактора, то есть от линейных руководителей и непосредственно от работников.

              В обобщенном виде структура  управления персоналом колледжа  представлена на рисунке 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.   Организационная  структура управления персоналом  ГОУ СПО «ОХПК».

 

            

            Для функций управленческого  цикла, представленных в рисунке  2, выполняемых руководством колледжа  определено следующее содержание:

  • подбор и расстановка кадров – привлечение необходимого персонала и его распределение по подразделениям и службам;
  • организация труда – определение содержания и объема трудовых функций работников, требований к качественным и количественным показателям труда, обеспечение условий труда;
  • развитие персонала – организация обучения, оценки, аттестации и продвижения сотрудников;
  • стимулирование персонала – создание механизмов материального и нематериального удовлетворения потребностей сотрудников с целью формирования необходимых норм трудового поведения;
  • кадровый документооборот – нормативно-правовое обеспечение, учет и контроль

      трудовых взаимоотношений  с сотрудниками.      

             Анализ функциональных взаимосвязей в управлении персоналом колледжа приведен в таблице 2.8.  Как видно из рисунка 2 и таблицы 2.8  структура управления персоналом ориентирована на поддержание функциональных подразделений и служб колледжа.  

              В схеме функциональных взаимосвязей  подразделений ГОУ СПО «ОХПК», представленной в таблице 2.8,  применены следующие шифры:

  • руководящие должности:

А – директор колледжа;

Б – заместитель по научно-методической работе;

В – заместитель по учебно-производственной работе;

Г – заместитель по учебной работе;

Д – заместитель по организационно – воспитательной работе;

Е – заместитель по административно – хозяйственной части;

Ж – главный бухгалтер;

З – инспектор по кадрам;

  • коды подразделений:
  1. Финансовая служба                                       
  1. Учебная часть
  2. Заведующие отделениями
  3. Заведующий практикой
  4. Заведующий учебной частью
  5. Учебно-производственная служба
  6. Старший мастер
  7. Инженер-инструментальщик

Информация о работе Совершенствование (разработка) системы управления адаптацией персонала