МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный 
аэрокосмический университет 
имени академика 
М.Ф. Решетнева»
________________Международная 
высшая школа бизнеса________________
___ _кафедра Международного 
кадрового и проектного управления            __
 
 
РЕФЕРАТ
 
 
_______________по дисциплине    
Управление персоналом        ____________
                     
на тему:   Управление адаптацией 
персонала                        .     
 
Выполнил(а) студент(ка)  
группы  БЭ-01
    очной      формы 
обучения
_____Шатанова Д. А.______
(Ф.И.О.)
Руководитель:
                 Лячин 
М.А.           _
(ученая степень, ученое 
звание, Ф.И.О.)
 
Дата сдачи: «_____»_________20___г.
Дата защиты: «_____»_________20___г.
 
Оценка:_________________                               
______________________
                            
(подпись руководителя)
 
 
Красноярск 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация персонала в организации 
является необходимым звеном кадрового 
менеджмента. Действительно, становясь 
работником конкретного предприятия, 
новичок оказывается перед необходимостью 
принять организационные требования: 
режим труда и отдыха, положения, должностные 
инструкции, приказы, распоряжения администрации 
и т. д. Он принимает также совокупность 
социально-экономических условий, предоставляемых 
ему предприятием. Он вынужден по-новому 
оценить свои взгляды, привычки, соотнести 
их с принятыми в коллективе нормами и 
правилами поведения, закрепленными традициями, 
выработать соответствующую линию поведения.
Каждый руководитель в процессе 
работы с персоналом сталкивается с проблемой 
адаптации новых сотрудников в компании. 
В последнее время  многие организации 
все больше уделяют внимания политике 
адаптации. Отлаженная система адаптации 
позволяет удержать на рабочем месте новых 
сотрудников.
Актуальность проблемы заключается 
в том, что процесс адаптации в организации 
является стрессовым для новых сотрудников. 
Если система адаптации в компании не 
выстроена, не формализована, то, как показывает 
практика, наибольшее количество сотрудников 
увольняется в период испытательного 
срока.
Цель работы – рассмотреть 
особенности управления адаптации персонала 
в организациях.
Задачи реферата:
  - рассмотреть понятие адаптации и ее виды;
- рассмотреть классификацию 
  работников и подходы к адаптации;
- рассмотреть процесс управления 
  адаптацией в организации.
 
 
 
 
 
 
  - Понятие 
  адаптации персонала и ее виды
Под адаптацией понимается 
процесс знакомства сотрудника с деятельностью 
организации и выработки собственного 
поведения в соответствии с требованиями 
среды, другими словами, установление 
взаимоотношений между работником и организацией 
на первом этапе совместной работы. Основу 
такого взаимодействия, как правило, составляет 
то, что, становясь работником конкретного 
предприятия, новичок оказывается перед 
необходимостью принять организационные 
требования (режим труда и отдыха, ряд 
положений, должностные инструкции, приказы, 
распоряжения и многое другое). С другой 
стороны, работник имеет целый комплекс 
ожиданий, реализацию которых он связывает 
с конкретной организацией. Если эти ожидания 
(или их часть) не оправдываются, то может 
возникать неудовлетворенность работой 
в целом либо ее отдельными сторонами.
Таким образом, адаптация – 
это процесс приспособления индивида 
к социальной среде организации, эффективность 
которого определяется соотношением его 
профессиональных качеств с уровнем потребности 
организации в них.[2]
Статистика показывает нам, 
что наибольшее количество уволившихся 
новичков приходится на первые 6 месяцев 
работы.[8]
Рисунок 1 – Удельный вес уволившихся 
новичков
Целью системы адаптации является 
снижение издержек организации, которое 
происходит за счет факторов:
  - Ускорение процесса вхождения 
  нового сотрудника в должность;
- Сокращение уровня текучести 
  кадров[4]
Поступая на работу, новый сотрудник 
включается в систему внутриорганизационных 
отношений. В любой организации существует 
совокупность требований, норм, правил 
поведения, определяющих социальную роль 
человека в группе как работника, коллеги, 
подчиненного или руководителя. От человека, 
занимающего одну, две или несколько таких 
позиций, ожидается соответствующее поведение. 
Процесс адаптации будет идти тем успешнее, 
чем в большей степени нормы и ценности 
коллектива становятся нормами и ценностями 
отдельного сотрудника. Заметим, что адаптация 
является продолжением процедуры подбора 
персонала.
В современных условиях организация 
предъявляет жесткие требования к новичку 
в части сроков адаптации, иногда вообще 
не отводя времени на этот этап. В то же 
время от успеха адаптации зависит последующая 
отдача и стабильность положения работника 
в организации, его отношение к труду. 
В течение жизни человеку часто приходится 
адаптироваться: смена места учебы, работы, 
рабочего места, состава коллектива, изменение 
состояния здоровья, семейного положения 
и т. д. При этом процесс адаптации двусторонний, 
т. е. взаимодействие: как новичок приспосабливается 
к новым трудовым и психологическим факторам, 
так и трудовая группа, руководство приспосабливаются 
к новичку, отводят ему ту или иную социальную 
роль, устанавливают статус, включают 
в систему взаимодействия, иногда производят 
ролевое перераспределение в группе.
Социологи различают три взаимосвязанных 
аспекта трудовой адаптации:
  - профессиональный аспект заключается 
  в овладении умениями и навыками, развитием 
  некоторых личностных качеств, требуемых 
  новым рабочим местом, таких как ответственность, 
  деловитость, внимательность. Зачастую 
  работник должен приобрести и контекстуальные 
  навыки, определяемые особенностями организации 
  и разделения труда, применяемым оборудованием 
  и технологией. Объективными 
  факторами успешности и скорости профессиональной 
  адаптации могут служить имеющаяся у работника 
  квалификация, образование и опыт, а субъективными 
  — отношение его к профессии, ожидания, 
  связанные с новым рабочим местом. Важную 
  роль играет и политика предприятия в 
  вопросах управления персоналом, наличие 
  программ и механизмов, обеспечивающих 
  поддержку новичку, например наставничество;
- психофизиологический аспект 
  трудовой адаптации связан с освоением 
  психофизиологических и санитарно-гигиенических 
  условий труда. Основным объективным показателем 
  динамики этого процесса является степень 
  утомляемости работника, изменение производительности 
  его труда во время смены, а субъективными 
  — оценка работником самочувствия, условий 
  труда, его тяжести;
- социально-психологический 
  аспект адаптации на производстве связан 
  с включением работника в систему взаимоотношений 
  коллектива, освоением его традиций, норм, 
  правил и других элементов субкультуры, 
  а также с привыканием работника к социальной 
  роли и статусу, которые ему устанавливает 
  группа. Динамику этого процесса определяют 
  личностные свойства работника, его характер, 
  стиль деятельности, воспитание, уровень 
  притязаний, степень совпадения культур 
  прежнего и нового коллективов. Способствует 
  ускорению адаптации грамотное руководство, 
  заботящееся о сплочении коллектива и знающее, как этого добиться [1].
Грамотная, основанная на чётком 
представлении о требуемых и предъявляемых 
качествах работников профориентационная 
и адаптационная деятельность службы 
управления персоналом способствует прохождению 
этого этапа с максимальной скоростью 
и минимальными потерями.
Классификацию адаптации можно 
разделить по следующим критериям:
1. По отношениям субъект-объект:
1.1. активная - когда индивид 
стремится воздействовать на среду с тем, 
чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, 
ценности, формы взаимодействия и деятельности, 
которые он должен освоить);
1.2. пассивная - когда он не стремится 
к такому воздействию и изменению.
 
2. По воздействию на 
работника:
2.1.   прогрессивная - благоприятно 
воздействующая на работника;
2.2. регрессивная - пассивная 
адаптации к среде с отрицательным содержанием 
(например, с низкой трудовой дисциплиной).
3. По уровню:
3.1. первичная - когда человек 
впервые включается в постоянную трудовую 
деятельность на конкретном предприятии;
3.2. вторичная - при последующей 
смене работы.
Здесь можно выделить еще три 
вида адаптации:
      - адаптация работника в новой 
      должности;
- адаптация работника к понижению 
      в должности;
3.2.3. адаптации после увольнения. 
(например, в начале 80-х гг. в США отмечались 
волны увольнений и досрочного выхода 
на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать 
увольняемых, большинство крупных компаний 
-- около 60% -- не просто увольняли работников, 
а пытались помочь им найти новые рабочие 
места, организовывали программы переподготовки 
и повышения квалификации.)
4. По направлениям:
4.1. производственная;
4.2. непроизводственная.
Последний критерий классификации 
является определяющим для более широкой 
подклассификации. Наиболее наглядно 
ее можно представить в виде схемы.[3]
Производственная адаптация 
включает в себя такие понятия как профессиональная, 
психофизиологическая, социально - психологическая, 
экономическая, санитарно-гигиеническая 
и организационно-административная.
 Непроизводственная адаптация 
направлена на общение с коллегами 
по производству и адаптация 
во время отдыха.[9]
Наглядно классификация представлена 
на рисунке 2.
Рисунок 2 – Классификация адаптации 
по направлениям[3]
 
Таким образом, трудовая 
адаптация персонала — взаимное приспособление 
работника и организации, основывающееся 
на постепенном включении работника в 
процесс производства в новых для него 
профессиональных, психофизиологических, 
социально-психологических, организационно-административных, 
экономических, санитарно-гигиенических 
и бытовых условиях 
труда и отдыха.
 
 
  - Классификация 
  работников и используемые подходы к адаптации
В зависимости от способностей 
персонала к адаптации можно выделить 
следующие его категории: «динозавры», 
«крысы», «обезьяны».
«Динозавры» — это «моногамные» 
работники, когда-то получившие определенные 
стереотипы поведения в организации и 
реализующие их на новом рабочем месте. 
Однако если стереотипы поведения меняются, 
то «динозавр» не может адаптироваться, 
и с ним приходится расставаться.
«Крысы» — это работники, которые 
производят большое впечатление на новых 
работодателей своей энергией, быстротой 
вхождения в курс дела и массой новых идей. 
Такой сотрудник в кратчайшие сроки узнает 
имена сослуживцев, политический расклад 
сил организации, историю взаимоотношений 
внутри коллектива, выявляет центры власти 
и свободно оперирует сведениями. Высокая 
адаптивность «крысы» позволяет работодателю 
впасть в иллюзию, что наконец-то найден 
идеальный сотрудник — инициативный и 
все схватывающий налету. Именно «крысы» 
чаще всего становятся «незаменимыми», 
«особо приближенными», «поверенными» 
и т.д. Однако «крыса» всегда действует 
только в своих интересах. «Крыса» ищет 
«нору» в организации, при необходимости 
изгоняет из нее прежнего обитателя и 
начинает перетаскивать туда все, что 
может представлять ценность: деньги, 
статус, власть и т.д. Уходя из организации, 
такой работник уносит все «накопленное».
«Обезьяна» — оптимальный тип 
работника с точки зрения адаптации. Это 
работники, которые приспосабливаются 
к существующим правилам игры и нормам 
поведения, начиная их поддерживать. При 
необходимости они способны перестроиться 
вместе с организацией. Если в организации 
преобладают «обезьяны», то это хорошая 
защита от «крыс» и гарантированная жизнеспособность 
деятельности.[9]
Чтобы процесс адаптации был 
более эффективным необходимо применять 
разные подходы к адаптации персонала 
в зависимости от сотрудника. Продолжительность адаптации 
будет зависеть не только от перечисленных 
типов работников, но и оттого, как в организации 
управляют этим процессом.
Организации, принимающие на 
работу нового работника, используют «оптический», 
«армейский», «партнерский» подходы к 
адаптации.
«Оптический» подход обычно 
выражается в словах «начинайте работать, 
мы на вас посмотрим, а там будем обсуждать 
оплату и полномочия». Как правило, такие 
работодатели считают, что рынок рабочей 
силы перенасыщен специалистами любой 
квалификации и любого специалиста можно 
легко заменить. Такой подход может быть 
оправдан для определенного круга специальностей, 
где ситуация на рынке труда именно такова. 
Но даже в этом случае необходимо понимать, 
что «оптический» подход дает кандидату 
ощущение несерьезности организации и 
отсутствия заинтересованности в его 
работе.
«Армейский» подход заключается 
в выражении «трудно в учении, легко в 
бою». На протяжении испытательного срока 
новому работнику создаются дополнительные 
трудности в виде особо сложных и ответственных 
заданий. При этом его не знакомят с существующими 
наработками и не дают никаких объяснений. 
Иногда организации, исповедующие такой 
подход, ограничивают период работы с 
каждым сотрудником испытательным сроком, 
а затем принимают на работу нового работника.
Чаще всего это не жесткая «потогонная» 
система, а действительно попытка отобрать 
самых лучших работников, которая в конечном 
итоге может привести к негативным последствиям. 
Работник, прошедший испытательный срок 
в подобной организации, либо расслабляется 
после прохождения испытания и считает, 
что уже обеспечил себе спокойное существование, 
либо сознательно или бессознательно 
будет «мстить» за несправедливое жесткое 
отношение. Кроме того, в организациях 
«армейского» типа неизбежна «дедовщина», 
т.е. жизнь каждого вновь принятого работника 
будет еще сложнее. В итоге организация 
может быть вообще отрезана от притока 
новых сил. Жесткое дисциплинарное отношение 
к вновь принимаемым работникам имеет 
смысл только в том случае, если вся политика 
в области персонала носит такой же характер 
и сотрудник не заметит окончания испытательного 
срока.