Военно-профессиональная ориентация в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

диплом по ОБЖ.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

В процессе решения задач учащиеся используют следующий обобщенный алгоритм действий:

  1. актуализация информации об объекте, необходимой для решения задачи;
  2. преобразование имеющейся информации;
  3. систематизация методов, выбор оптимальных способов действий;
  4. логические операции, направленные на обнаружение связей, ведущих к решению задачи;
  5. установление связей между информацией, включенной в условие задачи, и требуемой, искомой, информацией;
  6. деятельность, направленная на проверку избранного метода решения и правильности полученного результата.

В работе мы использовали следующие методики:

1. Военно-спортивная игра "Зарница"

Цель:

- Создание условий  для обновления содержания, обогащения форм и методов военно-патриотического воспитания детей и подростков.

ЗАДАЧИ:

-популяризация деятельности  детских объединений военно-патриотической направленности;

-выявление и обобщение  передового педагогического опыта  по вопросам военно-патриотического  воспитания;

-определение уровня  знаний, навыков и умений подростков  по основам военной службы, физической  подготовки, вопросам безопасности жизнедеятельности человека;

-привлечение всех  заинтересованных сторон к объединению  усилий по военно-патриотическому  воспитанию.

УЧАСТНИКИ :

В военно-спортивной игре “Зарница” принимают участие: все  учащиеся общеобразовательного учреждения.

Команды комплектуются  из числа учащиеся 10-11 классов.

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ.

Соревнования проводятся 22 февраля в здании школы, в спортивном зале, на улице.

Начало соревнований в 10.00 ч.

ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ.

Соревнования проводятся по программе игры составленной советом физкультуры школы, учителем физической культуры.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И  НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Итоги подводятся по каждому  виду конкурсов и соревнований. Победители определяются по сумме набранных баллов и награждаются грамотами

Комплексный зачет участия  команды проводится суммированием  очков, полученных в конкурсах и  соревнованиях. При равном количестве очков победившей считается команда, набравшая большее количество очков  в спортивных соревнованиях.

ЭКИПИРОВКА КОМАНД

Форма одежды – повседневная и спортивная; на рукаве или на груди  – эмблема команды, головные уборы; сменная обувь; противогаз; компас; укомплектованная санитарная сумка, боевой листок, отрядная песня. 

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ  И СОРЕВНОВАНИЙ

По количеству учащихся 1-11 классов на участие в игре формируются 6 отрядов, для каждого подразделения составляется маршрут прохождения конкурсных заданий и соревнований.

Ход игры.

1. Общее построение.

2. Сдача рапорта капитанами отрядов командиру проведения игры (учителю физкультуры), капитаны отрядов получают пакеты с заданиями. 
Командир игры сдает рапорт о готовности отрядов начальнику штаба (директору школы)

3. Приветствие начальника штаба участников игры.

4. Смотр боевых листов.

5. Прохождение до 1 этапа с отрядной песней.

Этапы :

№1 Отгадывание ребуса.

Расшифровать ребус на тему безопасность в экстремальных ситуациях. 
Участвует весь отряд. Время– 5 мин.   

 

 

Вопросы:

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

1. Опасное время – это время значительного повышения риска для личной безопасности. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время:

а) темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают;

б) сумерки, заставшие человека одного в лесопарке;

в) раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.

2. Опасными местами в любое время суток могут быть:

а) подворотни, заброшенные дома, закрытые задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки;

б) парикмахерская, ремонтная мастерская, любой магазин, банки;

в) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника, видеотека.

3. Каким из ниже перечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;

б) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;

в)воспользуетесь попутным транспортом.

4. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и понимает, что этажом выше на лестничной площадке находится пьяная компания. Выберите из предлагаемых вариантов действий тот, который могли бы посоветовать девушке:

а) спокойно подниматься домой;

б) ждать, пока они уйдут;

в) дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.

5. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации преступлением признается:

а) противоправные действия, посягающие на честь и достоинство граждан;

б) действия граждан, сознательно нарушающих требования Конституции, законодательных и нормативно – правовых актов;

в) совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

6. К преступлениям небольшой тяжести относятся:

а) неумышленные деяния ,за совершение которых максимальное наказание не превышает одного года лишения свободы;

б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

в) умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы;

7. К преступлениям средней тяжести относятся:.

а)умышленные и неосторожные действия, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы;

б) неосторожные действия, , за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

в) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает четырех лет лишения свободы;

8. Под тяжкими понимаются преступления:

а) совершенные умышленно, за совершение которых максимальное наказание не превышает восьми лет лишения свободы;

б) совершенные умышленно и по неосторожности, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы;

в) совершение по неосторожности, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы;

9. К особо тяжким преступлениям относится:

а)умышленные преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы;

б)неосторожные действия, за совершение которых предусмотрено наказание свыше восьми лет лишения свободы;

в)преступление, совершенное умышленно и по неосторожности, за совершение которого предусмотрено наказание от десяти до пятнадцати лет лишения свободы.

10. Какие виды наказания, назначаемые несовершеннолетним, предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации:

а) принудительные работы, содержание под стражей, лишение свободы на срок до пяти лет, высшая мера;

б) штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.

2. Строевая подготовка

Строй - это синоним  таким понятиям как организация, порядок. Вот почему под удар критики в свое время попал именно строй (строевая подготовка). Давайте вспомним прессу и высказывания ряд деятелей от педагогики времен перестройки и начала "демократии": "муштра", "военизация детства", "нивелировка личности".

Основная воспитательная задача строевой подготовки заключается  в том, чтобы сформировать и закрепить  у юнармейцев уважительное отношение  к строевой выучке как важнейшему традиционному атрибуту воинской службы. Данная задача должна решаться не только на занятиях по строевой подготовке. Активному формированию уважительного отношения к строевой подготовке будут способствовать также ритуалы. Это ритуалы, связанные с выносом и подъемом Государственного флага, Знамени своего клуба, объединения, при торжественных построениях юнармейцев в знаменательные даты в жизни страны и Вооруженных РФ, во время несения почетного караула у памятников, обелисков и мемориальных знаков, построениях перед началом занятий в клубе, во время военно-спортивных игр, при отдании воинской чести своим руководителям инструкторам военнослужащим, консультантам военно-спортивных игр и друг другу, во всех случаях ношения юнармейской формы одежды. Обстановка торжественной церемонии, военизированного соревнования побуждает юнармейцев овладевать строевыми приемами и навыками. Участие в ритуалах будет порождать у юнармейцев эмоциональный подъем.

Строевая подготовка - предмет сугубо практический. Теоретический (словесный) элемент используется в основном для разъяснения некоторых понятий и порядка выполнения строевых приемов. В остальном же занятия проводятся посредством показа и тренировок. Методика проведения таких занятий основывается на известном принципе "делай, как я", когда учащиеся точно копируют выполнение строевого приема руководителем.

Тренировки - важная составная  часть строевых занятий. Они оказывают  сильное воспитательное воздействие  на учащихся. Многократные повторения строевого приема требуют настойчивости, упорства, других волевых усилий, чтобы  добиться его безукоризненного исполнения. В тренировки рекомендуется вносить элементы игры, состязательности, своеобразного соревнования, которое предусматривает взаимную помощь и в то же время стремление добиться лучшего, чем у товарища, исполнения приема.

Строевая стойка, как  известно, является основным элементом строевой выучки, на котором зиждутся все другие. Поэтому необходимо добиться, чтобы принятие строевой стойки вошло в привычку учащихся на всех занятиях, при общении их между собой, а также при обращении к командирами отделений, взвода и руководителю, инструктору Для этого нужно внимательно наблюдать за поведением учащихся и всякий раз деликатно напоминать им об этом. Пример должен показывать командир взвода и командиры отделений.

Строевая подготовка включает не только одиночное строевое обучение, но и строевое слаживание подразделений (отделений, отрядов), при их совместных действиях. Строевая подготовка способствует успешному решению задач тактической подготовки подразделений, повышению их боевой готовности. Не случайно, поэтому тесная взаимосвязь строевой выучки воинов с их боевым, тактическим мастерством выражается, кратки, но наполненным глубоким смыслом правилом: "Хорош в строю - силен в бою". Справедливость и мудрость этого правила подтверждены опытом Великой Отечественной войны, когда отличная строевая выучка, высокое боевое мастерство личного состава давали возможность нашим подразделениям и частям выполнять труднейшие боевые задачи с минимальными потерями и в короткий срок.

На занятиях по строевой подготовке вырабатываются не только первичные навыки нахождения в строю, строевая выправка и молодцеватость (красивая осанка и твердая походка), ловкость и выносливость. Наряду с этим воспитываются коллективизм и товарищеская взаимопомощь, чувство слаженности подразделения, дисциплинированность, опрятность и подтянутость, быстрота реакции, умение передавать свою волю коллективу товарищей. С момента создания русской регулярной армии Петром I воинский строй считался наиважнейшим местом солдата. Ни офицер, ни рядовой не имели права вести себя в строю произвольно и тем более самовольно покидать его. Обучая воинскому строю, нужно в мирное время приучать солдат никуда не торопиться и никуда не опаздывать, ибо в военное время будет поздно вырабатывать такую привычку. Эта мысль принадлежит известному русскому военному теоретику и педагогу генералу М.Н. Драгомирову. Она не утратила своего значения и в наши дни.

В строевой подготовке особое место занимают занятия на которых  учащиеся осваивают приемы отдания  воинского приветствия. В этих приемах проявляются практически все основные элементы строевой выучки; строевая стойка, строевой шаг, повороты, прикладывание руки к головному убору. Это не просто строевой прием, а один из видов воинских ритуалов, включающих взаимное приветствие военнослужащих при встрече как обязательный акт воинской вежливости, а также выражение уважения и оказание воинской почести историческим памятникам, мемориалам. В ритуале воинского приветствия и оказания воинских почестей находит свое выражение соблюдение военнослужащими воинской этики, которая относится к такому емкому понятию, как воинская честь. Воинская честь - понятие нравственное, характеризующее нравственные качества и принципы воина (воинского коллектива), его поведение и отношение к выполнению воинского долга. Воинская честь предполагает также уважительное отношение каждого воина к своему званию, положению, обязанностям и своим товарищам по ратному труду. Честь непременно предполагает верность данному слову, что является важным критерием нравственной зрелости воина. Честь - это всегда честность перед собой и товарищами в большом и малом. Воинская честь органически сопряжена с другой категорией воинской этики - воинским долгом.

Информация о работе Военно-профессиональная ориентация в школе