Военно-профессиональная ориентация в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

диплом по ОБЖ.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Военная служба включает в себя следующие основные элементы воинской деятельности: боевую подготовку, общественно-государственную подготовку, служебно-боевую  деятельность и реальные боевые действия.

Боевая и общественно-государственная  подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава Вооруженных Сил.

Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время, имеет коллективную (групповую) сугубо практическую (боевую) направленность с известной долей условности при организации и осуществлении ее мероприятий.

Процесс боевой и общественно-государственной подготовки в армейских и флотских условиях построен по принципу: знания для умений, когда военная техника и вооружение, способы их эксплуатации и боевого применения, а также гуманитарные дисциплины изучаются в таком объеме и на таком уровне, которые позволили бы военнослужащему сразу действовать практически, умело применять знания в повседневной жизни.

Служебно-боевая деятельность включает в себя дежурство (боевую  службу), караульную  и внутреннюю службы.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности и сохранение здоровья военнослужащих.

Реальные боевые действия — воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника. Она характеризуется экстремальными условиями (опасность, быстрая смена обстановки и т.д.), реальным противодействием противника, специфическими средствами достижения целей (оружие, военная техника), интенсивными физическими и психическими нагрузками на военнослужащих.

Являясь на сегодняшний день основой комплектования Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, военная служба по призыву имеет большое значение для обеспечения боевой готовности соединений и воинских частей и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов.

При формировании у учащихся психологической готовности к военной службе по призыву определяющим для преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, преподавателей-предметников, других должностных лиц образовательных учреждений должна явиться выработка у молодых людей соответствующих мотивов деятельности.

К целям подготовки к  военной службе относятся: - формирование готовности к призыву на военную службу,

- формирование готовности  к обучению по программам подготовки  к обучению по программам подготовки  офицеров запаса.

В процессе проведения военно-профессиональной ориентации учащихся на овладение военно-учетными специальностями решается важная задача по формированию у них готовности к призыву на военную службу.

На первом этапе формирования готовности к призыву на военную службу важную роль играет военно-профессиональное информирование, которое должно содержать информацию:

О нормативной  правовой базе, определяющей прохождение военной службы и подготовку к ней (определена федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», Положением «О подготовке граждан Российской Федерации к воинской службе»);

О комплектовании Вооруженных Сил, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления на военную службу;

О статусе  военнослужащих (устанавливается федеральным законом).

Информация наряду с  военно-патриотическим должна носить и профориентационный характер.

Необходимо довести  до учащихся положение о том, что  военная служба в России всегда считалась  почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости видом деятельности.

3 педагогическое условие:  с учащимися проводятся военно-спортивные  игры.

Игра́ — вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса — доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт через непосредственное практическое участие. У животных стремление играть наблюдается в ювенальном существовании и исчезает по мере взросления. Человек в этом отношении отличается от животных тем, что сохраняет игровое поведение долго после окончания ювенального этапа развития. Кроме того, человеческие игры, в том числе и детские, являются культурно опосредованными.

Таким образом, в первой главе мы проанализировали развитие военно-профессиональной ориентации как психолого-педагогическую проблему; уточнили признаки содержания базового понятия «военно-профессиональная ориентация»; определили сущностные характеристики, структуру, содержание военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов; выделили и теоретически обосновывали педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Выводы  по первой главе

Главная цель ВПО заключается  в формировании военно-профессиональной направленности учащихся:

- военно-профессиональная  направленность – понимание и принятие целей и задач военно-профессиональной деятельности в целом и деятельности по конкретной военно-учетной специальности, желание активно совершенствовать свою подготовку к военной службе.

- военно-профессиональная направленность характеризуется следующими показателями: зрелостью, широтой, осознанностью, устойчивостью, действенностью.

Таким образом, в первой главе мы проанализировали развитие военно-профессиональной ориентации как психолого-педагогическую проблему; уточнили признаки содержания базового понятия «военно-профессиональная ориентация»; определили сущностные характеристики, структуру, содержание военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов; выделили и теоретически обосновывали педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

 

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В первой главе были рассмотрены  теоретические основания решения  проблемы развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. В ходе теоретического анализа проблемы мы определили сущность, структуру, содержание, функции военно-профессиональной ориентации, выявили и теоретически обосновали педагогические условия развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Во второй главе формулируются  цель, задачи и принципы организации  экспериментальной работы, рассмотрена методика реализации выделенных педагогических условий развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности, приводится интерпретация результатов, полученных в ходе экспериментальной работы.

2.1. Цели, задачи, принципы организации экспериментальной работы по проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В данном параграфе мы раскроем цель экспериментальной работы, ее задачи и принципы организации.

Цель экспериментальной  работы заключалась в экспериментальной проверке возможности и эффективности развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности; интерпретации и оценке полученных результатов экспериментальной работы.

С практической стороной развития военно-профессиональной ориентации личности учащегося, связан вопрос о диагностике его развития. Это необходимо для организации исследования по поиску путей эффективного развития военно-профессиональной ориентации, определению педагогического обеспечения данного процесса.

В соответствии с выдвинутой целью мы выделили несколько этапов экспериментальной работы:

  • Организационно - диагностирующий (констатирующий эксперимент);
  • Содержательно - процессуальный (формирующий эксперимент);
  • Аналитико - корректирующий (контрольный эксперимент).

1. Организационно –  диагностирующий этап включает  в себя следующие операции:

- определение цели  экспериментальной работы;

- выбор предмета экспериментальной  работы и теоретическое обоснование  его проведения;

- формулирование гипотезы  экспериментальной работы;

- определение задач  и принципов организации экспериментальной  работы.

2. Содержательно –  процессуальный (образовательный) этап. Данный этап включает в себя:

- определение содержания  экспериментальной работы;

- проведение эксперимента;

- сбор информации.

3. Аналитико – корректирующий  этап. Связан с:

- анализом полученных экспериментальных  данных;

- сверкой аналитического материала  с целью, задачами и гипотезой  исследования;

- коррекцией экспериментальной  работы;

- сбором послекоррекционного материала;

- статистической обработкой результатов  эксперимента, составлением диаграмм;

- осмыслением и аналитическим  изложением материалов и выводов.

В соответствии с общим замыслом дипломной работы на организационно – диагностирующем этапе развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности нами были поставлены задачи:

- определение критериев и показателей  развития военно-профессиональной ориентации учащихся;

- изучение исходного уровня  развития военно-профессиональной ориентации учащихся в начале экспериментальной работы: разработка и подбор соответствующих диагностирующих методик, позволяющих объективно оценить уровень развития военно-профессиональной ориентации учащихся;

- обоснование основных принципов  экспериментальной работы по  определению эффективных путей  развития военно-профессиональной ориентации;

На содержательно –  процессуальном (образовательном) этапе  – решались задачи:

- разработка и подбор методик  развития военно-профессиональной ориентации;

- изучение динамики  развития военно-профессиональной ориентации в процессе экспериментального обучения;

- выяснение правильности  предположений о предложенных  средствах развития военно-профессиональной ориентации учащихся.

На аналитико – корректирующем этапе нами были поставлены задачи:

- определение уровней  развития военно-профессиональной ориентации;

- подтверждение эффективности  развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности посредством предложенных педагогических условий;

- уточнение сформулированных теоретических  выводов.

Для получения необходимой  информации о процессе развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности мы использовали апробированные в педагогике и психологии методики: прямое и косвенное наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, сравнение, качественный и количественный анализ экспертных оценок и самооценок учащихся, изучение и анализ процесса и результатов военной деятельности учащихся, методы компьютерной обработки результатов. В целом такой инструментальный комплекс дал возможность целостного определения уровней развития военно-профессиональной ориентации учащихся.

На организационно-диагностирующем  этапе мы использовали следующие  методы: теоретические (анализ, обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент); методы компьютерной обработки данных.

На содержательно-процессуальном этапе (образовательном) этапе мы использовали методы: теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов военной деятельности, формирующий эксперимент).

На заключительном –  аналитико-корректирующем этапе мы использовали методы: теоретические (количественный, качественный, сравнительный анализ результатов эксперимента, синтез, обобщение и систематизация материала), эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение); анализ образовательного процесса, методы компьютерной обработки результатов педагогического эксперимента и их наглядного представления.

Информация о работе Военно-профессиональная ориентация в школе