Военно-профессиональная ориентация в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

диплом по ОБЖ.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

При организации экспериментальной работы мы учитывали общенаучные принципы организации экспериментальной работы, отражающие требования к ее проведению, к которым относятся:

- принцип  целостного изучения педагогических  явлений, который предполагает: использование в исследовании системного подхода, требующего всестороннего изучения явления во взаимосвязи всех его составляющих компонентов; четкое определение места изучаемого явления в целостном педагогическом процессе; постоянный анализ динамики развития изучаемого явления. Данным принципом мы руководствовались при определении содержания и организации процесса развития военно-профессиональной ориентации личности учащихся;

- принцип  объективности, который требует: проверки каждого факта несколькими методами; фиксации всех проявлений изменения исследуемого объекта; сопоставление результатов своего исследования с выводами других исследований. Данным принципом мы руководствовались при проведении констатирующего и формирующего эксперимента, в ходе диагностики уровня развития военно-профессиональной ориентации учащихся, при разработке материалов по формированию познавательно-исследовательских умений учащихся, а также при анализе и оценке полученных результатов;

- принцип  эффективности, который предполагает, что результаты, полученные в ходе экспериментальной работы должны быть выше результатов, полученных в типичных, стандартных условиях, за одно и то же время, при одних и тех же материальных и финансовых затратах. Данным принципом мы руководствовались при анализе и выдвижении гипотезы, планировании условий проведения экспериментальной работы, отслеживании получаемых экспериментальных данных;

- принцип  деятельностного подхода, согласно которому обучение учащихся должно происходить в процессе самостоятельной практической деятельности. Содержание обучения должно предполагать формирование всех необходимых компонентов деятельности в соответствии с ее структурой. Данным принципом мы руководствовались на организационно-диагностирующем и содержательно-процессуальном этапах экспериментальной работы;

- принцип  индивидуального (персонифицированного) подхода в организации экспериментальной работы, который предусматривает: учет психофизиологических особенностей каждого конкретного учащегося при выборе оптимальных методов их работы; учет наличного уровня развития военно-профессиональной ориентации; учет отношений учащихся к окружающей его действительности. Принцип индивидуального подхода требует оказания специальной помощи учащимся, испытывающим в силу ряда объективных и субъективных причин особые трудности в процессе занятий;

- принцип  гуманизации при организации  экспериментальной работы реализуется через соблюдение следующих правил: ориентация педагогического коллектива на раскрытие индивидуальных возможностей и психологических резервов личности каждого обучаемого; уважение личности каждого учащегося и опора на его положительные качества в процессе межличностного общения в группах; отказ от насильственных форм и методов организации педагогической деятельности;

- принцип военной самореализации участников эксперимента, который отражает зависимость эффективности процесса развития военно-профессиональной ориентации личности от наличия педагогических условий, в которых происходит процесс обучения. Данный принцип находит свое выражение в следующих правилах: во включенности учащихся в военную деятельность как активных субъектов; во включенности в управление процессом военного саморазвития;

- принцип  апперцепции требует при организации процесса развития военно-профессиональной ориентации учащихся опоры на их прошлый опыт, который включает в себя знания и умения, полученные индивидом в прошлом, является структурным элементом личности и влияет на формирование нового уровня военно-профессиональной ориентации. Обозначенным принципом мы руководствовались на разных стадиях формирующего эксперимента. При этом мы учитывали, что у каждого учащегося имеется опыт военной деятельности, который необходимо актуализировать, реорганизовывать и обогащать, превращая в инструмент их будущей военной деятельности. Использование этого принципа обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в экспериментальном обучении.

Организуя педагогический процесс, мы опирались также на общедидактические  принципы: научности, наглядности, доступности, прочности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой.

Кроме указанных выше мы руководствовались принципами, через  которые в процессе экспериментального обучения реализовывались педагогические условия развития креативности: нерегламентированность, предметная обогащенность; наличие примеров креативного поведения; постоянная педагогическая поддержка.

Нерегламентированность поведения предполагает уменьшение регламентирующих условий в различных направлениях деятельности учащихся: распорядке дня, нормах взаимодействия с преподавателями, другими учащимися, регламентации в процессе обучения и практической деятельности. Применение указанного принципа способствует свободному проявлению индивидуальных особенностей учащихся, способствует их самореализации.

Предметно - информационная обогащенность предполагает многовариантность предметной среды, в которой проходили занятия школьников: широкая представленность различных видов деятельности учащихся, наглядность, использование информационных технологий. Реализация этого принципа в процессе развития военно-профессиональной ориентации позволяет определить склонности учащихся к определенным видам деятельности, дает возможность выбора наиболее интересного, отвечающего индивидуальным потребностям учащихся вида деятельности, дает возможность развития широкого круга знаний из различных областей деятельности человека, предоставляет возможность выбора многообразных проблем для их практического решения.

Представленность  образцов военного поведения предполагает как непосредственное общение с военными людьми, так и использование в учебном процессе результатов их труда, военной продукции: оружие, военная подготовка. Опираясь на примеры, учащиеся имеют возможность использования подражательных механизмов для развития собственной креативности.

Педагогическая  поддержка как принцип организации экспериментальной работы предполагает позитивное подкрепление деятельности каждого ученика, созданий условий психологической безопасности, помощи и принятия проявлений индивидуальности. Обеспечивается независимость участников эксперимента в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Достоверность получаемых в эксперименте результатов во многом зависит от условий, в которых  он проводился, поскольку они (условия) могут оказывать прямое или косвенное влияние на состояние или деятельность исследуемого педагогического объекта и тем, самым, выступать в качестве неконтролируемых экспериментальных переменных. Опишем условия организации и проведения экспериментальной работы.

Экспериментальная работа по развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов осуществлялась нами в естественных условиях образовательного процесса в ходе изучения учащимися курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В педагогическом эксперименте принимали участие 52 человека - учащиеся 10 «а»; 11 «а» классов средней школы № 34 города Магнитогорска.

Следуя логике теоретического исследования, нами были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В экспериментальной группе проверялась действенность выделенных педагогических условий, в контрольной группе обучение продолжалось по традиционной методике.

Содержательно-процессуальные (образовательные) особенности реализации педагогических условий развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности представлены в § 2.2.

Результаты проделанной  работы представлены в § 2.3.

2.2.  Методика реализации педагогических  условий проведения военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

Реализация на практике выделенных нами и теоретически обоснованных педагогических условий требует  разработку и подбор соответствующего методического обеспечения. В данном параграфе будет рассмотрена методика реализации педагогических условий развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

В ходе теоретического осмысления проблемы мы выдвинули предположение, согласно которому эффективное развитие военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности возможно, если выполняются следующие педагогические условия:

- организуется решение учащимися учебных проблем;

- осуществляется сотрудничество учителя и учащихся;

- обеспечивается создание  ситуаций успеха учащихся, способствующих  формированию атмосферы военного дела.

Обучение учащихся дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» - сложный и многогранный процесс.

Учитель как организатор  учебного процесса, имея в своем  сознании идеальное представление  о результате обучающего взаимодействия, отбирает и выбирает наиболее эффективные  содержание, методы и формы работы.

Предлагаемая нами методика направлена на организацию учебно-военной деятельности учащихся, которая лежит в основе процесса развития их военно-профессиональной ориентации.

Термин «методика» в  педагогической литературе понимается как совокупность конкретных приемов, способов, средств целесообразного проведения какой-либо работы.

В современной научно-педагогической литературе понятие «методика» рассматривается  в широком и узком смыслах. В широком смысле – это есть отрасль педагогической науки, предметом  которой является педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития, образования-самообразования личности. Методика как наука исследует закономерности функционирования различных методических систем. В узком смысле данное понятие связанно с конкретной педагогической деятельностью, предполагающей реализацию целенаправленного комплекса методов, приемов, форм, средств, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем (В.И.Андреев, В.И. Загвязинский, А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова и др.).

Методика реализации педагогических условий развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности представляет собой совокупность методических приемов реализации комплекса методов, приемов, форм и средств развития военно-профессиональной ориентации учащихся.

В контексте данного  исследования метод мы рассматриваем как определенную систему приемов, таким образом, прием и метод соотносятся как часть и целое.

Рассмотрение методики, интегрирующей в себе все многообразие сочетаний методов и приемов  развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности  - очень объемная задача. Поэтому ограничимся описанием только тех ее аспектов, которые заложены в гипотезу нашего исследования.

На основе результатов  исследования мы разработали и внедрили в педагогическую практику методические приемы, четко ориентированные на конкретную цель - развитие военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Исключительно важной частью работы учителя в процессе формирования умственных действий и понятий в  общеобразовательном обучении становится содержательный анализ материала с целью выделения таких инвариант в конкретной области знания, которые позволяют значительно (иногда во много раз) уменьшить объем подлежащей усвоению информации.

Общение, взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» основываются на личностно-ориентированном подходе, при котором личность обучаемого находится в центре внимания педагога, а познавательная деятельность есть деятельность учения, а не преподавания.

Рассмотрим методические приемы реализации первого педагогического  условия развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности – организация решения учащимися учебных проблем.

Ядром экспериментального обучения является создание учебной проблемы, которая может быть выражена в учебных задачах, в организации проектной работы, в применении игровых методик, в проведении проблемной диалогической лекции.

В своей работе мы использовали учебные задачи, которые по своему содержанию представляют собой неоднотипные задачи, отличающиеся: по направлению гипотезы, по содержанию, по уровню сложности, по применяемым методам, приемам решения.

Процесс решения учебных задач характеризуется возникновением военной (проблемной) ситуации, обусловленной пониманием сути проблемы и глубоким внутриличностным конфликтом. Конфликт вызывается желанием решить задачу и осознанием отсутствия в индивидуальном опыте готовых средств ее решения. Следует отметить, что предъявляемая ученику учебно-военная задача изначально не представляет готовой военной (проблемной) ситуации, однако после ее предъявления ученику и принятия им задачи к решению, задача становится психолого-педагогической категорией и способствует формированию военной (проблемной) ситуации. Субъект обучения с целью решения задачу переформулирует, доопределяет, ищет (планирует) способ ее решения. Возникающая военная (проблемная) ситуация стимулирует включение учащихся в военный процесс.

Информация о работе Военно-профессиональная ориентация в школе