Военно-профессиональная ориентация в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

диплом по ОБЖ.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Военно-профессиональная ориентация — комплекс научно-обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у граждан психологической готовности к овладению военно-учетными специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям и поступлению на военную службу по контракту. Военно-профессиональная ориентация является важным элементом обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их военно-патриотического воспитания.

Подготовка к военной  службе — процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения общих должностных и специальных обязанностей военной службы. Подготовка подразделяется на обязательную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении и на учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование и медицинское обследование; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Добровольная подготовка к военной службе предусматривает: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Военно-профессиональная ориентация направлена на получение  учащимися знаний о военных профессиях, военно-учетных специальностях солдат, матросов, сержантов и старшин и родственных гражданских специальностях, а также на формирование психологической готовности к призыву на военную службу, к овладению военно-учетными специальностями, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Документ разработан в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

Конституции Российской Федерации;

Федеральных законов  «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе»;

Закона Российской Федерации  «Об образовании»;

Указа Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 г. № 727;

Положения о военных  комиссариатах (в редакции Указа  Президента Российской Федерации от 17 июня 2000 г. №1110);

Положения «О подготовке граждан Российской Федерации к  военной службе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441;

Постановления Правительства Российской Федерации «О военно-патриотических и детских объединениях» от 24 июля 2001 г. № 551;

Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2000-2005 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122;

приказа министра обороны Российской Федерации и министра образования Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 203/1936 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».

Методические рекомендации подготовлены в 178 Научно-практическом центре Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

1.2. Содержание, структура военно-профессиональной ориентации учащихся

В данном параграфе мы рассмотрим содержание, структуру военно-профессиональной ориентации учащихся.

Цели военно-профессиональной ориентации учащихся:

  1. Формирование военно-профессиональной направленности личности.
  2. Развитие способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учетными специальностями.
  3. Содействие непрерывному росту профессионализма и достижению самореализации личности в области военно-профессиональной деятельности.

При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации в образовательных учреждениях на различных этапах в зависимости от вида ориентации и решаемых задач могут ставиться и достигаться следующие промежуточные цели по формированию:

- военно-профессиональных интересов и мотивов;

- готовности к изучению основ военной службы;

- готовности к овладению военно-учетными специальностями;

- готовности к военной службе по призыву;

- готовности к обучению в военном образовательном учреждении профессионального образования по соответствующей специальности;

- готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта;

- готовности к обучению по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования.

При организации и проведении военно-профессиональной ориентации учащихся рекомендуется учитывать следующие этапы.

Первый этап — организационный, связан с планированием и подготовкой мероприятий для решения задач определенной профориентационной цели. Он включает определение основной и промежуточных целей деятельности, выбор средств, методов и приемов, подготовку организаторов и исполнителей, намеченных профориентационных мероприятий.

Второй этап заключается  в непосредственном проведении профориентационных мероприятий.

На третьем этапе осуществляется контроль эффективности и действенности проведенных мероприятий, проводится коррекция планов в соответствии с ситуацией, осуществляется психологическая поддержка при самоопределении учащегося по отношению к военно-профессиональной деятельности.

Следует отметить, что данные этапы являются условными и не имеют четко обозначенных временных границ.

Для достижения целей  военно-профессиональной ориентации преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, другие должностные лица образовательных учреждений должны решать содержательные и организационные задачи.

Содержательные задачи:

- анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения, наличие военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной службе);

- формирование военно-профессиональной мотивации (решается средствами военно-профессионального воспитания);

- формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности (пути решения: получение знаний об основах военной службы, военно-учетных специальностях; занятия военно-прикладными видами спорта; получение опыта профессиональной деятельности по гражданской специальности, родственной военной);

- формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военно-профессиональной деятельности (решается средствами военно-патриотического воспитания и военно-профессионального просвещения);

- информирование о связи военно-учетных специальностей, военных профессий с другими областями профессиональной деятельности (решается путем военно-профессионального информирования и проведения военно-профессионального консультирования);

- помощь в определении дальней военно-профессиональной цели (военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание, профессиональное консультирование; формирование психологической готовности к военной службе по призыву);

- помощь в определении ближайших военно-профессиональных целей как этапов и путей достижения дальней цели (формирование психологической готовности к призыву на военную службу, овладению военно-учетной специальностью, поступлению в военное образовательное учреждение профессионального образования, обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования, занятиям военно-прикладными видами спорта) (решается комплексным применением всех форм и методов военно-профессиональной ориентации);

- определение путей и способов преодоления препятствий, осложняющих достижение военно-профессиональных целей (психологическая диагностика; профессиональное консультирование: военно-дрофессиональная информация, военно-профессиональная пропаганда);

- определение резервных вариантов достижения военно-профессиональной цели (решается в процессе профессионального консультирования);

- помощь в начале практической реализации профессионального плана по достижению военно-профессиональной цели (оказывается, через взаимодействие с военным комиссариатом, территориальными центрами профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Минтруда России, профессиональное консультирование, психологическую поддержку).

Организационные задачи:

- взаимодействие с военными комиссариатами, воинскими частями, военными образовательными учреждениями профессионального образования, территориальными центрами профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Минтруда России, средствами массовой информации;

- взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательных учреждений в проведении мероприятий по ознакомлению учащихся с миром военных профессий;

- участие в совершенствовании материально-технических средств, форм и методов военно-профессиональной ориентации учащихся;

- создание условий для практического ознакомления учащихся с особенностями военной службы и проверки их военно-профессиональной направленности;

- представление в военные комиссариаты сведений о подготовке граждан по основам военной службы, а также информации о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в целях оптимального распределения призывников по видам, родам войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Главная цель ВПО заключается  в формировании военно-профессиональной направленности учащихся:

- военно-профессиональная направленность – понимание и принятие целей и задач военно-профессиональной деятельности в целом и деятельности по конкретной военно-учетной специальности, желание активно совершенствовать свою подготовку к военной службе.

- военно-профессиональная направленность характеризуется следующими показателями: зрелостью, широтой, осознанностью, устойчивостью, действенностью.


Зрелость военно-профессиональной направленности выражается пониманием учащимся общественной значимости своего стремления (выбора), его гражданственной и нравственной позицией, готовностью принести Отечеству пользу своим военным трудом и предполагает наличие:

- мотивационной готовности — отношения гражданина к подготовке для защиты Отечества как к осознанной необходимости;

- интеллектуальной готовности — наличия требуемых знаний и уровня общих познавательных способностей, необходимых для овладения основами военной службы, военно-учетными специальностями;

- нравственной готовности — наличия качеств, обеспечивающих установление здоровых межличностных отношений, необходимых для вхождения в жизнь воинского коллектива, выполнения совместной деятельности по подготовке к военной службе и ее прохождению;

- волевой готовности — способности молодого человека к целенаправленной деятельности по подготовке к военной службе и выполнению учебно-боевых и боевых задач при прохождении военной службы.

Широта военно-профессиональной направленности определяется совокупностью различных потребностей, интересов и целей, которые стремится реализовать гражданин в процессе военно-профессиональной деятельности, а также наличием правильных представлений о будущей военной профессии (специальности).

Осознанность военно-профессиональной направленности предполагает наличие высокой степени информированности гражданина о специфике предстоящей военной службы на той или иной воинской должности, ее требованиях к индивидуально-психологическим качествам военнослужащего, а также адекватности сопоставления своих личных интересов, склонностей и способностей с этими требованиями, содержанием предполагаемой военно-профессиональной деятельности.

Информация о работе Военно-профессиональная ориентация в школе