Военно-профессиональная ориентация в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

диплом по ОБЖ.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Устойчивость военно-профессиональной направленности определяется постоянством военно-профессиональных устремлений гражданина.

Действенность военно-профессиональной направленности обусловливается активностью желаний и стремлений гражданина, его настойчивостью в достижении поставленных целей.

- в зависимости от  направления формируемой готовности  к военной службе в образовательных  учреждениях применяются следующие  виды ВПО: 

а) военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями;

б) военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.

- данные виды ВПО  можно рассмотреть как компонент  общего непрерывного процесса ВПО и представить структуру данного процесса следующим образом:

Схема структуры ВПО

 

Военно-учетная  специальность является категорией воинского учета и помимо специальности военнослужащего дополнительно отражает его принадлежность  к  виду Вооруженных Сил, роду войск или службе, им действительное (выраженное словами) и условное (цифровой код) наименование, что облегчает воинский учет. Номенклатура военно-учетных специальностей непостоянна и зависит от уровня технической оснащенности и организации Вооруженных Сил.

Важно отметить, что подготовка граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и является обязательной для лиц, отобранных и направленных для обучения военным комиссариатом.

При проведении военно-профессиональной ориентации по овладению военно-учетными специальностями эффективным может быть подход к военной службе по призыву как к этапу профессионализации личности.

Очевидно, что оптимальной  ситуацией, предусматривающей учет как интересов граждан, получивших начальное профессиональное или  среднее профессиональное образование, является такая, при которой они проходят военную службу по призыву на воинских должностях, аналогичных или родственных их гражданским профессиям. В этом случае воинская служба явится для них дополнительной школой профессионального мастерства и этапом профессиональной карьеры.

В процессе формирования психологической готовности учащихся к военной службе по призыву следует: знакомить их с миром военных профессий, содержанием и условиями деятельности военных специалистов, ее требованиями к индивидуально-психологическим качествам человека;

формировать у молодых людей положительное отношение к военной службе как к дополнительной школе профессионального мастерства и этапу собственной профессиональной карьеры;

разъяснять молодежи права и обязанности военнослужащих;

изучать направленность учащихся на призыв на военную службу, оказывать помощь по подготовке к  призыву на военную службу.

При этом целесообразно  организовывать: выступление всех категорий  военнослужащих перед учащимися;

распространение рекламных  плакатов, альбомов, буклетов и видеороликов военно-профессиональной направленности;

посещение воинских частей, военных образовательных учреждений профессионального образования при проведении торжественных мероприятий, дней открытых дверей, спортивных праздников и военно-спортивных игр;

привлечение военнослужащих к военно-патриотической работе;

встречи выпускников образовательного учреждения — военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, граждан, уволенных с военной службы, с учащимися этого образовательного учреждения.

Целью военно-профессиональной ориентации на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах является создание положительной мотивации учащихся на выбор офицерской профессии и формирование мобилизационного ресурса из лиц, имеющих не только необходимые образовательные навыки, но и реальный опыт работы в войсках.

Учебная работа является основным видом деятельности военных  кафедр по подготовке офицеров запаса и проводится в соответствии с утвержденными учебными программами, которые определяют организацию, научное и практическое содержание военной подготовки студентов, а также оптимальный объем теоретических и практических навыков, приобретаемых ими по установленной военной специальности.

Важным направлением в работе по военно-профессиональной ориентации для преподавателя, осуществляющего  подготовку по основам военной службы, является ориентирование учащихся на занятия военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях.

Цель военно-прикладных видов спорта – воспитывать у  гражданской молодежи волю и стремление к победе, совершенствовать способность  выполнять разнообразные профессиональные приемы (действия) упражнения. Переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения в условиях спортивной борьбы.

Занятия военно-прикладными  видами спорта способствует формированию и поддержанию высокой морально-волевой, военно-специальной, психической и физической готовности гражданской молодежи к военной службе, а также готовности военнослужащих к боевой деятельности и боевой слаженности воинских подразделений.

При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации должны учитываться следующие основные принципы.

Принцип сознательности предусматривает хорошее знание каждым гражданином особенностей выбираемой военной профессии (военно-учетной специальности) (что должен знать и уметь военный специалист, какие требования предъявляет воинская деятельность к его физическим и психическим качествам, каковы условия военного труда, как осуществляется подготовка, каковы перспективы профессионального роста) и собственных интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает также необходимость предоставления молодому человеку возможности практически проверить свои возможности в деятельности, близкой к той, которую ему предстоит выполнять в избранной военной профессии.

Принцип свободы выбора предполагает, что общество заинтересовано в том, чтобы каждому из молодых людей была предоставлена возможность определиться в той области военно-профессиональной деятельности, в которой он смог бы полнее проявить свои способности и добиться положительных результатов деятельности. Вместе с тем свободный выбор военной профессии, реализуемый личностью в ходе профессионального самоопределения, не должен осуществляться стихийно. Важнейшая задача военно-профессиональной ориентации — вызвать у молодых людей устойчивый интерес к профессии офицера, воинским должностям солдат, матросов, сержанте» и старшин.

Принцип системности заключается в создании единой системы военно-профессиональной ориентации молодежи на основе увязки всех ее элементов: организационных, отражающих взаимодействие организаций и учреждений, их представителей, занимающихся военно-профессиональной ориентацией граждан; методических, заключающихся в выборе оптимального набора методов, средств и форм воспитания, учащихся в ситуации военно-профессионального самоопределения; содержательных, представляющих различные подходы к профориентационной работе (военно-профессиональная ориентация — как процесс самоопределения учащегося, как руководство выбором военной профессии, как побуждение молодого человека к активному самоопределению, как формирование его готовности к выбору военной профессии с точки зрения знаний условий труда и требований конкретной профессии); непосредственно самой личности, находящейся на этапе профессионального самоопределения.

Принцип динамичности предполагает поэтапный подход к решению каждой из задач военно-профессиональной ориентации, тщательный учет особенностей возрастного и социального развития молодого человека на различных отрезках движения его сознания к моменту окончательного профессионального самоопределения. Важнейшим результатом практической реализации принципа динамичности следует рассматривать становление ранней или заблаговременной ориентации граждан на определенные виды военно-профессиональной деятельности, в том числе на военные специальности. Этот принцип требует также учета и умелого ^пользования в процессе профессионального воспитания молодых граждан отдельных возрастных периодов, когда те или иные группы индивидуально-психологических качеств развиваются особенно интенсивно.

Принцип индивидуального  подхода требует обязательного соответствия психолого-педагогического воздействия особенностям человека. Каждый граждане — это личность со свойственными ей индивидуальными чертами: уровнем сознательности, культуры жизненного опыта, своими интересами, способностями, характером, темпераментом, привычками, физическим развитием и т.д. Поэтому в работе по военно-профессиональной ориентации каждому из учащихся требуется индивидуальный подход.

1.3. Педагогические условия проведения военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В данном параграфе мы выделяем и теоретически обосновываем педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Педагогические условия - это:

  • совокупность внешних объектов образовательной среды, в определенных отношениях с которыми находится предмет исследования;
  • совокупность внутренних особенностей (состояний; качеств) предмета исследования, от которых в той или иной степени зависит решение проблемы;
  • данная совокупность внешних объектов и внутренних особенностей определяет существование, функционирование и развитие предмета исследования (эффективное решение поставленной проблемы).

1 педагогическое условие: данный процесс организации в рамках изучения раздела «основы военной службы» в курсе ОБЖ 10-11 классов».

- Одно из важнейших направлений – переход от экстенсивного к интенсивному воспитательному процессу, сориентированному на привитие конкретной личности высоких политических, морально-психологических, нравственных и физических качеств, военных знаний, необходимых умений и навыков, то есть на конечный результат – оптимальный уровень готовности молодого поколения отстаивать независимость нашей страны.

Перестройка военно-патриотического  воспитания требует обновления его  форм, методов и средств, исходя из изменившихся духовных потребностей и  интересов подрастающего поколения, ее образовательного уровня и социально-психологических особенностей.

- изучение данного  раздела введено во исполнение  ФЗ «О воинской обязанности  и военной службе», является  обязательным для юношей, в настоящее  время его преподавание ведется  по старому стандарту.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в качестве обязательной подготовки к военной службе для граждан мужского пола в течение последних двух лет обучения в образовательных учреждениях предусмотрена подготовка по основам военной службы и проведение с ними учебных сборов в конце последнего года обучения.

Учебные  сборы –  это пятидневные практические занятия  на базе воинских частей или, там, где  нет воинских частей, на базе образовательных  учреждений, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений  и оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, в ходе которых юноши допризывного возраста (если они учатся в средней школе, то десятиклассники) должны закрепить знания об основах воинской службы и получить навыки, которые будут необходимыми им в процессе прохождения этой самой службы. Например, участники сборов должны знакомится с организацией жизни в воинской части, учится стрелять из боевого стрелкового оружия, метать гранаты, окапываться, отдавать честь старшим по званию и т.д.

2 педагогическое условие:  подготовка к военной службе  выступает в качестве этапа  профессионализации личности учащихся.

Военная служба относится  к наиболее сложной и трудной  деятельности. Она не нормирована продолжительностью рабочего времени, регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Кроме того, военная служба ограничивает многие права и свободы военнослужащего как человека и гражданина.

Военная служба как исполнение обязанностей военнослужащими и как специфическая область деятельности широка и многогранна.

Она включает в себя: участие  в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения, а также при вооруженных конфликтах; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда; участие в учениях и походах кораблей; выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной командировке; нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно; прохождение военных сборов; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно пропавшим или объявления его умершим; защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;  иные действия военнослужащих,  признанные судом совершенными в интересах общества и государства.

Информация о работе Военно-профессиональная ориентация в школе