Военно-профессиональная ориентация в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.
Цель – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

диплом по ОБЖ.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества.

Решение задачи становления  личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует развитию военно-профессиональной ориентации учащихся. Развитие военно-профессиональной ориентации учащихся «запускает» механизм саморазвития, самореализации их личности. В связи с этим развитие военно-профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы, представляет одну из основных проблем образования, которая требует внимания, не только со стороны теоретиков, но и со стороны педагогов – практиков, так как полное раскрытие способностей и таланта ребёнка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Именно талантливые личности обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать качественный скачок в экономической, социальной и культурной сферах. Это положение осознаётся во всём мире. Любая страна, озабоченная своим будущим понимает, что если в современном обществе не будет людей, которые умеют ставить и решать новые задачи, прогрессивное развитие такой страны невозможно.

В то же время самореализация учащихся в образовательном процессе всегда связана с решением вопросов соотношения необходимости передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимых знаний и соответствия их индивидуальному потенциалу каждого учащегося; массовости обучения и индивидуального стиля учения; усвоения знаний, способов действий и готовности к военному делу. Разрешение данных вопросов способствует формированию благоприятных условий для развития военно-профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Проблема военно-профессиональной ориентации достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической литературе. В настоящее время выполнено большое количество работ, посвященных отдельным вопросам развития военно-профессиональной ориентации обучающихся. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в исследованиях ученых — философов (М.С. Каган, Е.В.Колесникова, П.Ф. Кравчук, В.Ф. Овчинников, Г.Л. Пихтовников и др.), психологов (Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, Г.С.Сухобская, Е.Л.Яковлева и др.). В педагогике изучением феномена военно-профессиональной ориентации занимались В.И. Андреев, Т.Е. Браже, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, Л.А. Даринская, М.В. Копосова, М.В. Корепанова, В.Ю.Лешер, М.Т. Мерзлякова, Л.В. Мещерякова, В.Г.Рындак, Т.А. Саламатова, А.И.Санникова, А.К. Уразова, Г.С. Ялмурзина и др. В данных работах сущность военно-профессиональной ориентации большинство ученых трактуют через соотношение с «возможностями», «ресурсами», «резервами», «способностями», «готовностью», «установками», «предпосылками» личности к творению нового, к осуществлению военной деятельности, требующими определенных условий для их развития и практического применения.

Значительный интерес  для нашего исследования представляют работы, в которых рассмотрены  сущность и структура военно-профессиональной ориентации (В.И.Андреев, Т.Г. Браже, И.А. Савельева, В.Г. Рындак, Г.С. Ялмурзина и др.). Также мы опирались на работы С.Г. Глуховой, Е.А. Глуховской, М.В.Копосовой, В.Ю. Лешер, А.И. Санниковой и др., где исследуется проблема развития военно-профессиональной ориентации учащихся в системе основного и дополнительного образования.

Анализ педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что, несмотря на большое количество выполненных работ, в настоящее время в данной сфере сохраняется разброс теоретических и практических исследований, остаются нерешенными ряд вопросов: нет единства в определении понятия и критериев и процессов механизма военной деятельности, методов диагностики военных способностей и исследования качеств личности. Выработке однозначного представления о центральном звене исследования военного дела, препятствовали различные познавательные барьеры, связанные в первую очередь с традициями, сложившимися на пути понимания природы военного дела.

Изучая тенденции развития российского общества за последние  годы, можно отметить, что на современном этапе значительно изменяется спектр и характер угроз безопасности личности, общества, государства. При этом одной из самых незащищенных категорий граждан являются дети. По данным статистики, именно они наиболее часто оказываются в экстремальных и опасных для жизни ситуациях. В силу этого проблема формирования культуры безопасности жизни и жизнедеятельности подрастающего поколения должна стать насущной потребностью государства. Для решения обозначенной проблемы в общеобразовательных учреждениях 27 мая 1991 г. приказом Министерства образования был введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В качестве главной задачи данного курса была определена проблема создания необходимых условий для формирования у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, формирования у них безопасного типа поведения. В то же время формирование такого типа поведения во многом должно сочетаться с процессом развития у учащихся способности принимать нестандартные решения, мыслить, так как зачастую происходящие чрезвычайные ситуации требуют от человека принятие быстрого и нестандартного решения.

Противоречие:

- между необходимостью  целенаправленного проведения военно-профессиональной  ориентации учащихся средней общеобразовательной школы и имеющиеся в настоящее время недостаточной методической разработанностью данного вопроса в практике обучения.

Проблема заключается  в поиске путей повышения эффективности  проведения военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Цель – выявить  и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Объект – процесс  изучения основ безопасности жизнедеятельности  учащихся средней общеобразовательной  школы.

Предмет – процесс  военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов при изучении основ  безопасности жизнедеятельности.

Гипотеза – военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов в  процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности будет эффективной, если:

- данный процесс организуется  в рамках изучения раздела  «основы военной службы» в курсе ОБЖ 10-11 классов;

- подготовка к военной  службе рассматривается в качестве  этапа профессионализации личности  учащихся;

- с учащимися проводятся военно-спортивные игры.

Поставленная цель и  выдвинутая гипотеза предопределили задачи исследования:

1. Проанализировать современные подходы к изучению проблемы развития военно-профессиональной ориентации.

2. Определить сущностные  характеристики, содержание, структуру военно-профессиональной ориентации учащихся.

3. Теоретически обосновать  и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

4. Разработать методику  реализации педагогических условий  развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции и теории: развития личности (Л.С. Выготский и др.); учебно-познавательной деятельности, характеризующие различные подходы к её осуществлению (Л.С.Выготский, В.И. Андреев, В.А.Беликов и др.); развития военно-профессиональной ориентации (В.И.Андреев, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, М.В.Копосова, В.Ю.Лешер, В.Г. Рындак, А.И. Санникова, Г.С. Ялмурзина и др.).

Большое значение для  нашей работы имели идеи организации  педагогического процесса с позиций  следующих научных подходов: системного (Ю.К.Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Э.Г. Юдин и др.); личностно-ориентированного (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.А. Канн-Калик, В.Я.Ляудис, И.С. Якиманская и др.); деятельностного (В.А. Беликов, П.Я.Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.).

Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38. Всего в исследовании на различных этапах приняли участие 52 ученика 10-11 классов.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:

теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы и исследований по проблеме);

эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта; комплексная диагностика с использованием анкетирования, тестирования; включенное наблюдение учебной деятельности учащихся в процессе теоретических и практических занятий; анализ процесса и результатов деятельности учащихся; беседа; эксперимент; анализ, обобщение, систематизация, синтез результатов эксперимента; методы компьютерной обработки данных и наглядного представления результатов).

Научная новизна  исследования состоит в том, что выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективному развитию военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены сущностные характеристики, содержание и структура военно-профессиональной ориентации учащихся, на их основе выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что разработаны: методика реализации педагогических условий развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности, оценочно - критериальный инструментарий диагностики развития военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается совокупностью выбранных теоретико-методологических позиций; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных учащихся; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных.

Апробация и  внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: выступления в рамках студенческой научно-исследовательской конференции (2010 г.) и в процессе прохождения педагогической практики в МОУ СОШ № 38.

Структура дипломной  работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Военно-профессиональная ориентация учащихся как психолого-педагогическая проблема

В данном параграфе рассмотрены  принципиально важные для данного исследования понятия.

Ориентация — определение человеком направления своего поведения,  формирование психологических установок для этого. Результатом ориентации является способность ориентироваться в чем-либо.

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Военная профессия — необходимый для вооруженной защиты Отечества род трудовой деятельности, требующий специальной военно-теоретической и практической подготовленности, определенных индивидуально-психологических качеств.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются — Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Военная служба исполняется на воинских должностях гражданами, имеющими военно-учетную специальность.

Военная специальность — комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности на воинских должностях, в рамках той или иной военной профессии.

Военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность военнослужащего (военнообязанного) и его принадлежность к виду Вооруженных Сил, войск (сил) или службе.

Воинская должность — служебное положение и место выполнения должностных обязанностей. Должностные (служебные) обязанности военнослужащего определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему функций и задач. Они определяют требуемый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовленности должностного лица, совокупность и состояние индивидуально-психологических качеств, необходимых для успешного исполнения должностных обязанностей.

Классы сходных воинских должностей представлены в приложении 1.

Информация о работе Военно-профессиональная ориентация в школе