Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Основным терминологическим документом в области оценки и управления качества товаров (продукции, работ) является международный стандарт ISO (ИСО) 8402:1994 (E/F/R) «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», который максимально поясняет и стандартизирует термины по качеству товаров (продукции, работ, услуг) и то, как они применяются в области управления качеством продукции.

Содержание работы

1 Вопрос №1……………………………………………………………………….3
2 Вопрос №2……………………………………………………………………….5
3 Вопрос №3……………………………………………………………………….7
Список литературы……………………………………………………………....11

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 32.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Вопрос №1……………………………………………………………………….3

2 Вопрос №2……………………………………………………………………….5

3 Вопрос №3……………………………………………………………………….7

Список литературы……………………………………………………………....11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1: Проанализируйте  термин «обеспечение качества» в  стандарте ИСО 8402

     Основным терминологическим документом в области оценки и управления качества товаров (продукции, работ) является международный стандарт ISO (ИСО) 8402:1994 (E/F/R) «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», который максимально поясняет и стандартизирует термины по качеству товаров (продукции, работ, услуг) и то, как они применяются в области управления качеством продукции.

     В стандарте ИСО 8402 и в словаре ЕОК смысл обеспечения качества определен как виды деятельности (мероприятия), необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

     На первый взгляд все вроде бы верно: берешь изделие и проводишь с ним необходимые мероприятия для того, чтобы добиться выполнения требований к качеству. Но этому можно возразить.

     Во-первых, что значит необходимые мероприятия? Какого характера  мероприятия нужно проводить для обеспечения качества (ведь их бесчисленное множество), какие в принципе нужны меры для обеспечения качества? В определении об этом ничего не говорится. Наверное, определить характер этих мероприятий можно только исходя из концепции обеспечения качества, которая должна отвечать на вопросы: от каких факторов зависит качество и, стало быть, какие мероприятия нужны для его обеспечения?

     Во-вторых, эти мероприятия вряд ли можно считать сущностью обеспечения качества. Они направлены на обеспечение качества, необходимы для его обеспечения, но сами обеспечением качества не являются. Они служат лишь средством обеспечения качества. А что же тогда само по себе обеспечение качества? В чем заключается сущность этого понятия?

     Для ответа на этот вопрос вспомним, что качество — это совокупность свойств и характеристик продукции. Тогда под сущностью обеспечения качества логично понимать процесс формирования свойств и характеристик продукции при ее создании или его результат, когда достигнуты все требуемые характеристики и можно сказать, что качество обеспечено.

     В определениях термина обеспечение качества, приведенных в стандартах ИСО и словаре ЕОК, говорится также, что упомянутые мероприятия необходимы для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству. Но ведь создание такой уверенности — не что иное, как обеспечение качества. В результате, согласно этим определениям получается, что "обеспечение качества — это мероприятия, необходимые для обеспечения качества". А это — наглядный пример логической ошибки, когда попытка объяснить какое-либо явление сводится к тому, что его просто называют по-другому, не раскрывая сути явления. В данном случае обеспечение качества названо созданием уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству. В таких определениях невозможно понять, в чем заключается сущность обеспечения качества. А ведь при определении какого-либо явления, как уже было сказано, нужно прежде всего отразить его сущность, которая, как было сказано выше, заключается в формировании свойств и характеристик продукции при ее создании.

     В результате определение термина "обеспечение качества" можно изложить следующим образом: обеспечение качества — это процесс или результат формирования требуемых характеристик продукции при ее создании, а также поддержание этих характеристик при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

     В настоящее время действующий стандарт ИСО 8402 преобразован в стандарт ИСО 9000. МС ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» введен взамен МС ИСО 8402:1986 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь».

     В него вошли основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный раздел). Стандарт ИСО 9000 занимает ИСО 9000:1994 и ИСО 8402. При этом словарь (ИСО 8402) подвергается пересмотру: введены дополнительно новые термины и уточнена часть старых понятий. В проекте стандарта ИСО 9000:2000

не 67, как в стандарте  ИСО 8402:1996, а 88 основных терминов. При  этом 28 терминов исключены и вновь  введены 49. Все термины сгруппированы  в десять тематических блоков вместо четырех прежних, т. е. они тщательнее систематизированы.

     В новой версии стандарта важнейшие определения существенно изменены. Так, например, там дано такое определение качества: «Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям». В стандарте же ИСО 8402:1996 было дано следующее определение: «Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Различие приведенных определений термина «качество» носит принципиальный характер, так как слова «потребности» и «требования» имеют разные значения: требования зачастую не соответствуют потребностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2: Что  такое весомость показателя качества, и какими методами ее можно определить?

     Согласно ГОСТ 15467-79. «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения», - комплексную оценку потребительских свойств и уровня качества товаров проводят по 5 этапам, один из которых определение коэффициентов весомостей показателей качества. Он включает в себя:

1) использование в качестве коэффициентов весомости технико-экономических показателей товар. Значения коэффициентов весомости устанавливаются по известным технико-экономическим показателям. Область применения данного метода оценки: широко распространенная продукция, процесс применения (создания, эксплуатации) которой хорошо изучен - например, кокс;

2) использование в качестве коэффициентов весомости средневзвешенных показателей. Значения коэффициентов весомости представляют собой количественную характеристику значимости данного показателя среди других показателей качества продукции. При этом коэффициенты весомости могут быть определены экспертным или расчетным методами. Область применения данного метода оценки: массовая продукция, для расчета показателей весомости которой могут быть применены экспертные или статистические методы;

3) использование в качестве коэффициентов весомости интегральных показателей. Область применения данного метода оценки: единичная продукция - например, мост, трасса, промышленные здания и сооружениями и др.

     Согласно требованиям и положениям установленным в стандартах (ГОСТ 15467-79) при оценке потребительских свойств и показателей качества товара применяют две группы методов определения коэффициентов весомости:

1) аналитические методы определения весомости (к этим методам относятся метод регрессионных зависимостей, метод эквивалентных отношений);

2) экспертные методы определения весомости (к данным методам оценки качества относятся метод предпочтения (или оценивания), метод ранжирования, метод попарного сравнения, метод последовательных сопоставлений).

     Метод предпочтения применяют, если число показателей, входящих в групповой показатель более высокого уровня не превышает четырех. При оценивании самому значимому качественному показателю эксперт назначает коэффициент весомости, равный единице, а коэффициенты весомости остальных определяют в соответствии с их значимостью по сравнению с первым.

     Ранжирование - данный метод применяют при необходимости снижения трудоемкости операций, выполняемых экспертами, и в том случае если процедура оценивания вызывает у экспертов затруднения. Ранжирование используется также для разделения показателей на группы в соответствии с их значимостью. При ранжировании целесообразно, чтобы число показателей не превышало 10, при этом ранг 1 присваивается самому значимому показателю, ранг 2 следующему по значимости осуществляется путем математической обработки.

     Парное сравнение - данный метод исходя из требований трудоемкости, рекомендуется применять исключительно при определении коэффициентов весомости показателей, число которых не превышает 20. При этом из попарно сравниваемых качественных показателей выбирается наиболее значимый.

     Последовательное сравнение - данный метод оценки - это самая трудоемкая из указанных выше оценочных процедур, но которая и позволяет получить наиболее достоверные и наиболее реальные результаты. Она включает в себя процедуры ранжирования (или парного сравнения) и оценивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №3: Что  такое контрольная карта, где  и зачем их применяют?

     Одним из способов достижения удовлетворительного качества и поддержания его на этом уровне является применение контрольных карт. Для управления качеством технологического процесса необходимо иметь возможность контролировать те моменты, когда выпускаемая продукция отклоняется от заданных техническими условиями допусков.

     Принято  считать, что идея контрольной  карты принадлежит известному  американскому статистику Уолтеру  Л. Шухарту. Она была высказана  в 1924 г. и обстоятельно описана  в 1931 г.

     Контрольная  карта состоит из центральной  линии, двух контрольных пределов (над и под центральной линией) и значений характеристики (показателя качества), нанесенных на карту для представления состояния процесса.

     В  определенные периоды времени  отбирают (все подряд; выборочно;  периодически из непрерывного потока и т. д.) n изготовленных изделий и измеряют контролируемый параметр.

     Результаты  измерений наносят на контрольную  карту, и в зависимости от  этого значения принимают решение  о корректировке процесса или  о продолжении процесса без корректировок.

     Контрольная карта может указать на наличие потенциальных проблем до того, как начнется выпуск дефектной продукции.

     Принято говорить, что процесс вышел из-под контроля, если одна или более точек вышли за пределы контроля.

     Контрольные карты применяются, когда требуется установить характер неисправностей и дать оценку стабильности процесса; когда необходимо установить, нуждается ли процесс в регулировании или его необходимо оставить таким, каков он есть.

     Контрольной картой можно также подтвердить улучшение процесса.

     Контрольная карта является средством распознания отклонений из-за неслучайных или особых причин от вероятных изменений, присущих процессу. Вероятные изменения редко повторяются в прогнозируемых пределах. Отклонения из-за неслучайных или особых причин сигнализируют о том, что некоторые факторы, влияющие на процесс, необходимо идентифицировать, расследовать и поставить под контроль.

     Контрольные карты основываются на математической статистике. Они используют рабочие данные для установления пределов, в рамках которых будут ожидаться предстоящие исследования, если процесс останется неэффективным из-за неслучайных или особых причин.

     Информация о контрольных картах содержится и в международных стандартах ИСО 7870, ИСО 8258.

     Наибольшее распространение получили контрольные карты среднего значения X и контрольные карты размаха R, которые используются совместно или раздельно. Контролироваться должны естественные колебания между пределами контроля. Нужно убедиться, что выбран правильный тип контрольной карты для определенного типа данных. Данные должны быть взяты точно в той последовательности, в какой собраны, иначе они теряют смысл. Не следует вносить изменения в процесс в период сбора данных. Данные должны отражать, как процесс идет естественным образом.

     Существуют два основных типа контрольных карт: для качественных (годен – негоден) и для количественных признаков. Для качественных признаков возможны четыре вида контрольных карт: число дефектов на единицу продукции; число дефектов в выборке; доля дефектных изделий в выборке; число дефектных изделий в выборке. При этом в первом и третьем случаях объем выборки будет переменным, а во втором и четвертом – постоянным.

     Таким образом, целями применения контрольных карт могут быть:

  1. выявление неуправляемого процесса;
  2. контроль за управляемым процессом;
  3. оценивание возможностей процесса.

     Обычно подлежит изучению следующая переменная величина (параметр процесса) или характеристика:

  1. известная важная или важнейшая;
  2. предположительная ненадежная, по которой нужно получить информацию о возможностях процесса;
  3. эксплуатационная, имеющая значение при маркетинге.

     При этом не следует контролировать все величины одновременно. Контрольные карты стоят денег, поэтому нужно использовать их разумно: тщательно выбирать характеристики; прекращать работу с картами при достижении цели: продолжать вести карты только тогда, когда процессы и технические требования сдерживают друг друга.

     Необходимо иметь в виду, что процесс может быть в состоянии статистического регулирования и давать 100% брака. И наоборот, может быть неуправляемым и давать продукцию, на 100% отвечающую техническим требованиям.

     Контрольные карты позволяют проводить анализ возможностей процесса. Возможности процесса – это способность функционировать должным образом. Как правило, под возможностями процесса понимают способность удовлетворять техническим требованиям.

     Существуют следующие виды контрольных карт:

     1) контрольные карты для регулирования по количественным признакам (измеренные величины выражаются количественными значениями):

     а) контрольная карта состоит из контрольной карты , отражающей контроль за изменением среднего арифметического, и контрольной карты R, служащей для контроля изменений рассеивания значений показателей качества. Применяется при измерении таких показателей, как длина, масса, диаметр, время, предел прочности при растяжении, шероховатость, прибыль и т.д.;

     б)  контрольная карта состоит из контрольной карты , осуществляющей контроль за изменением значения медианы, и контрольной карты R. Применяется в тех же случаях, что и предыдущая карта. Однако она более проста, поэтому более пригодна для заполнения на рабочем месте.

Информация о работе Управление качеством