Контрольная работа по "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Содержание работы

Введение
3
Вопрос 1
Качество продукции - один из основных факторов успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики
4
Вопрос 2
Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции / услуг
11
Вопрос 3
Создание систем качества на предприятиях, этапы работ и их краткая характеристика
14
Вопрос 1
Этапы развития управления качеством
(индивидуальное задание вариант 1)
18
Вопрос 11
Информация о качестве
(индивидуальное задание вариант1)
28
Заключение
34
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа вариант1.docx

— 209.32 Кб (Скачать файл)

Поскольку на качество влияет множество факторов, то идея этого подхода заключается в  выделении основных из них. Кроме  того, нужно также учитывать взаимосвязь  факторов, чтобы воздействуя на один из них, предвидеть реакцию других. Для обеспечения комплексности  контроля и управления качеством  необходимо учитывать все этапы  производства, четкую взаимосвязь подразделений, участвующих в решении проблем  качества. Например, для рассмотрения претензий потребителей заранее  должны быть установлены исполнители, порядок и сроки рассмотрения и удовлетворения этих претензий.

На этом этапе появились  документированные системы качества, устанавливающие ответственность  и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства  предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации  стали смещаться в сторону  человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное  увеличивалось. Главными мотивами качественного  труда стали работа в коллективе, признание должностей коллегами  и руководством, забота фирмы о  будущем работника, его страхование  и поддержка его семьи. Все  большее внимание уделяется учебе. В Японии и Южной Корее работники  учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе  и самообучение.

Следует заметить, что  этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза – было рождено  много отечественных систем. Среди  них: Саратовская система бездефектного  изготовления продукции (БИП); Ярославская  научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная  в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация  труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).

В основу системы БИП  был положен самоконтроль труда  непосредственно исполнителем. Исполнитель  нес ответственность за качество изготовленной продукции.

Система НОРМ предусматривала  планомерный, систематический контроль моторесурса двигателей и циклическое  его увеличение на основе повышения  надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый  моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла  продукции.

Для НОТПУ характерно комплексное использование методов  научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места и  для предприятия в целом. Предусматривалась  количественная оценка уровня организации  груда, производства и управления в  рамках предприятия, цехов, участков.

Одна из лучших – система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:

  • комплексность задач обеспечения качества продукции;
  • поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;
  • организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;
  • интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;
  • проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;
  • активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;
  • универсальность, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.

Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы  был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Специфика тотального управления качеством состоит в том, что  если раньше на предприятиях принимались  компромиссные решения по таким  параметрам, как объем выпускаемой  продукции, сроки поставки, затраты  и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и  вся работа предприятия подчиняется  этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия  организуется исходя из интересов качества. Этот переход сравнивают с переходом  от системы Птоломея к системе  Коперника, имея в виду что не Солнце (потребитель) вращается вокруг Земли (производителя), а наоборот.

Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQМ – еще и управление целями и самими требованиями. В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQМ (рис. 1.4) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством (рис.2)16. Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

Рисунок 3. Основные составляющие TQМ:

TQC – всеобщий контроль  качества; QPolicy – политика качества;

QPlanning – планирование  качества; QI – улучшение качества;

QA – обеспечение качества

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать дома. Появляется новый тип  работников – трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение  всей их трудовой деятельности. Существенно  изменяются формы обучения, становясь более активными – используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

На взаимоотношения  поставщиков и потребителей оказывает  сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка  систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение  качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств  способности предприятия сделать  это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы  на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка  на экономическую эффективность  выражена весьма слабо, а на своевременность  поставок просто отсутствует.

Но несмотря на то, что  система не решает всех задач, необходимых  для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное  место в рыночном механизме. Внешним  же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в  соответствии со стандартами ИСО  серии 9000, является сертификат на систему.

В результате во многих случаях наличие у предприятия  сертификата на систему качества стало одним из основных условий  его допуска к тендерам по участию  в различных проектах. Широкое  применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так  как его наличие свидетельствует  о надежности предприятия, то предприятию  часто предоставляются льготные условия страхования.

Для успешной работы предприятий  на современном рынке наличие  у них системы качества, соответствующей  стандартам ИСО серии 9000, и сертификата  на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются  десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние  гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей  предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Появляются и корпоративные  системы управления качеством, которые  ставят своей целью усиление требований международных стандартов и учитывают  специфику таких корпораций. Так, Большая тройка американских автомобильных  компаний разработала в 1990 г. (1994 г. – вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям премий по качеству – главное достижение пятого этапа развития систем управления качеством.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 21. Информация о качестве

 

Управление  качеством весьма трудоемкий процесс, который требует больших объемов  объективной и достоверной информации. В связи возникает острая необходимость в выполнении определенных функций, связанных с информационным обеспечением. Состав и содержание информационного обеспечения управления качеством зависит от специфики продукции и услуг, от организационной структуры управления предприятием и функциями системы управления качеством. Необходимо, чтобы информационное обеспечение управления качеством происходило на всех стадиях жизненного цикла продукции и всех уровнях управления производством. Необходимость повышения эффективности воздействия информации на процессы установления, формирования, сохранения и поддержания необходимого для потребителей уровня качества продукции и услуг в рыночных условиях играет важную роль. Это зависит от таких факторов, как высокий уровень развития НТП, обострение конкурентной борьбы. В таких условиях необходимые сведения желательно получать с опережением, или, как минимум, вовремя.

Кроме того, традиционные формы обработки и поиска информации не могут обеспечить потребителя достоверными и полными данными. В связи с этим, достижение высоких технико-экономических показателей разрабатываемой и выпускаемой продукции невозможно без решения основных проблем и информационного обеспечения процесса управления уровнем качества, совершенствования системы информации в целом, систем информационного поиска, применения новых видов источников информации и способов ее анализа17.

Информация по управлению качеством подразделяется на:

    • переменную, содержащую переменные сведения, связанные с оперативным управлением качеством и текущей производственно-хозяйственной деятельностью, включая информацию об отклонениях в процессах управления, уровнях дефектности, брака, качества труда и др.
    • условно-постоянную, включающую фундаментальную информацию, постоянно используемую при управлении качеством.

В крупных  организациях рекомендуется использовать автоматизированные информационные подсистемы управления качеством. При этом, информацию следует представлять как в печатном варианте, так и на электронных носителях. Систему информационного обеспечения следует основывать на совокупности систематизированных показателей качества, их классификации и типовых формах документов, фиксирующих эти показатели.

Основные требования, предъявляемые  к информации:

1.  Уместность информации, предполагает, что она должна  относиться только к качеству  товаров или услуг и позволять  принимать своевременные решения  по управлению качеством. Уместность определяется содержанием, существенностью и своевременностью информации.

2.  Ясность означает  то, что информация о качестве должна быть доступной для понимания ее пользователя. Это не исключает при необходимости представления достаточно сложной информации.

3.  Одноразовость ввода  представляет собой требование только одного введения информации по управлению качеством в банк данных с дальнейшим многоразовым использованием, что позволит снизить ее неоднозначность за счет уменьшения вероятности совершения ошибок при многократном вводе информации.

4.  Надежность информации  предполагает полное исключение  ошибок. При этом информация должна  достоверно, полно и беспристрастно  отражать возможное и действительное качество продукции и состояние всех процессов управления качеством.

Применение информационных технологий. Эффективность применения современных информационных технологий определяется соответствием уровней управления качеством и областей применения компьютерных технологий.

Информация о работе Контрольная работа по "Управление качеством"