Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

При этом увеличение накопленной суммы  кредита производится вначале в  отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если накопленная сумма кредита  превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные пунктом 3 ст. 66 НК РФ, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Основания предоставления инвестиционного  налогового кредита:

1) проведение этой организацией  научно-исследовательских или опытно-конструкторских  работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией  внедренческой или инновационной  деятельности (создание новых или  совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов);

3) выполнение этой организацией  особо важного заказа по социально-экономическому  развитию региона.

Основания для получения инвестиционного  налогового кредита должны быть документально  подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления  организации и оформляется договором  установленной формы между соответствующим  уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Решение о предоставлении организации  инвестиционного налогового кредита  принимается в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом  кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать  проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту  ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Законом субъекта Российской Федерации  и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

 

7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.

 

Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного  налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных ст. 68 НК РФ (досрочная уплата налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока; нарушение заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки).

При досрочном  прекращении действия отсрочки, рассрочки  налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму  задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке  направляется налогоплательщику или  плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения  в те же сроки направляется в налоговый  орган по месту учета этих лиц.

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

Налоговые льготы

Понятие льготы в действующем налоговом  законодательстве введено пунктом 1 статьи 56 НК РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются  и отменяются:

по федеральным налогам - федеральными законами РФ;

по региональным налогам - законодательством  субъекта РФ;

по местным налогам - актами органов  местного самоуправления, причем в  последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить НК РФ. Так, статьей 56 НК РФ определено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить  ее использование на один или несколько  налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

 

8. Санкции  и их виды за нарушение налогового  законодательства.

 

Налоговая санкция является мерой  ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК РФ).

Санкции применяются  в случаях нарушения налогового законодательства, а именно:

  • сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения; отсутствия учета объекта налогообложения;
  • ведения учета объекта налогообложения, составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного порядка;
  • несвоевременной или не в полном размере уплаты налогов;
  • непредставления налоговым органам документов и сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • невнесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных  статьями главы 16 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.

При наличии отягчающего обстоятельства, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговые санкции взыскиваются с  налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании  налоговой санкции не позднее  шести месяцев со дня обнаружения  налогового правонарушения и составления  соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или  прекращения уголовного дела, но при  наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Тема 7. Налоговый механизм.

 

Составные части налогового механизма. Совокупность организационно-правовых норм. Методы управления налогообложением. Пропорциональный, прогрессивный и  регрессивные методы. Инструменты налогообложения. Объекты  налогообложения. Способы налогообложения. Общий налоговый режим налогообложения в РФ. Порядок и способы исчисления и уплаты налога. Специальные налоговые режимы.

 

 

  1. Составные части налогового механизма.

      

  Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм,  который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и  методов управления налогообложением, включая широкий арсенал   различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это  понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при  обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

        Всю сферу  отношений, складывающихся в этом процессе, можно  разграничить на три подсистемы:налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль

 

Центральным звеном налогового механизма  является налоговое регулирование. Налоговое регулирование – система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета. В конечном итоге налоговое регулирование должно сбалансировать интересы всех субъектов налоговых отношений – государства, хозяйствующих субъектов, населения. Целью налогового регулирования является обеспечение высоких темпов развития экономики через стимулирование инвестиционной активности бизнеса, повышение жизненного уровня населения.

       Также налоговый  механизм соединяет два противоположные  начала: 
1) планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной  
властью с учетом объективно действующих экономических законов путем  
сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства,  
координации экономических процессов в соответствии с целевой  
направленностью развития общественного производства; 
2) стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и  
обратных связей взаимодействуют производители и потребители.  
         Вследствие обособленности производителей и противоречивости их  
интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким  
образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию  
производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с  
другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися  
предприятиями в результате несовпадения производственной массы  
товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного  
регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в  
производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в  
настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех  
странах. 
         Эффективность использования налогового механизма зависит от того,  
насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их  
противоречивость.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения