Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Методы управления налогообложением.

 

        Метод управления  налогообложением – это порядок  изменения ставки налога в  зависимости роста налоговой  базы.

        В зависимости  от изменения налоговой базы  используют четыре метода налогообложения:

  1. равное (для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога);
  2. пропорциональное (для каждого налогоплательщика равная ставка налога);
  3. прогрессивное (с ростом налоговой базы растет ставка налога);
  4. регрессивное (с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога).

В зависимости от содержания различают  следующие ставки:

а) маргинальные, которые непосредственно  даны в нормативном акте о налоге;

б)фактические, определяемые как отношение  уплаченного налога к налоговой  базе;

в) экономические, определяемые как  отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

 

Из схемы видно, что в методах налогового регулирования половину составляют налоговые льготы в виде налоговой амнистии, налоговых каникул, отсрочки (рассрочки) платежа, налоговых вычетов, инвестиционного налогового кредита. В современной налоговой политике предусмотрено выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот. Многие факторы создают трудности для использования льгот на практике. Речь идет о таких видах льгот, как, например:

• налоговая амнистия (освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от штрафных санкций);

• налоговые каникулы (полное освобождение от уплаты налогов на определенный период времени);

• инвестиционные налоговые кредиты (вид целевого налогового кредита  для стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности).

Теория налогов, как видим, предоставляет  широкие возможности для налогового регулирования в государстве. Налоговое  регулирование – это один из наиболее динамичных и мобильных элементов  налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Его основу составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

Конечная цель налогового регулирования  – уравновесить общественные, корпоративные  и личные экономические интересы. Методы налогового регулирования входят составной частью в научно обоснованную налоговую концепцию. Различия методов налогового регулирования предопределены свойствами конкретного налога, а также задачами, стоящими перед государством. В частности, целевые задачи могут быть по обеспечению инвестиционной активности, проведению протекционистской политики, регулированию спроса и предложения, решению социальных проблем, расширению сферы деятельности малого бизнеса. В зависимости от целей методы налогового регулирования могут подразделяться на четыре взаимосвязанные сферы:

1. бюджетно-налоговое балансирование;

2. система налоговых льгот и  преференций;

3. административное воздействие;

4. меры санкционированных действий.

 

Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы

       

В зависимости от изменения налоговой  базы используют четыре метода налогообложения:

      1. равное (для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога);
      2. пропорциональное (для каждого налогоплательщика равная ставка налога);
      3. прогрессивное (с ростом налоговой базы растет ставка налога);
      4. регрессивное (с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога).

В зависимости от содержания различают  следующие ставки:

а) маргинальные, которые непосредственно  даны в нормативном акте о налоге;

б)фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

в) экономические, определяемые как  отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

3. Объекты   налогообложения.

Объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

 

3. Способы  налогообложения.

Общие условия  установления налогов и сборов

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

 

4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.

Порядок исчисления налога - это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. Обязанность  исчислить сумму налога может  быть также возложена на налоговый орган или третье лицо, выступающее в роли налогового агента.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы изложены в ст. 54 НК РФ. Согласно положениям этой статьи налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета или на основе иных документально подтверждающих данных об объектах; индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций; физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях  от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 311-313. НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчеты налоговой базы.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение  налоговой базы предусматривается  по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

Российским законодательством  предусмотрено применение различных  систем и способов исчисления налога, а также их сочетаний.

Для упорядочения процесса  внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога - нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Налоговый оклад- это сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет – это основной элемент  правильной уплаты налога. Уплату налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Существует пять способов взимания налогов:

    1. кадастровый, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовый, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. При уплате платежа устанавливаются фиксированные сроки их взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока – к 15 сентября и 15 октября. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчива и неэластична;
    2. уплата налога у источника дохода – налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того предприятия или учреждения, которое выплачивает налог субъекту налога. Здесь моменту получения дохода предшествует момент уплаты, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;
    3. уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный сроков налоговый орган официальное заявление о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику заявление о его уплате. Способ недостаточно эффективен, поскольку создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций достаточно трудоемка;
    4. уплата налогов в момент расходования доходов характеризуется для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, ибо дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет;
    5. уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого или недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

Порядок уплаты налога как элемент  закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

      • направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);
      • средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);
      • механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и т.д.);
      • особенности контроля за уплатой налога.

Конкретный порядок  уплаты налога устанавливается налоговым  законодательством применительно к каждому налогу.

 

    1. Специальные налоговые режимы.

 

Специальные налоговые режимы устанавливаются  НК РФ.

Специальные налоговые режимы могут  предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам  относятся:

1) система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в  виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Упрощенная система налогообложения  является разновидностью специальных  налоговых режимов, к которым  также относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, специальная система налогообложения участников соглашений о разделе продукции, налогообложение игорного бизнеса. При этом применение упрощенной системы налогообложения разрешается только в том случае, если субъект не обязан применять какой-либо иной специальный налоговый режим.

Упрощенная система налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате пяти основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.

Уплата налога на вмененный доход  является разновидностью основных специальных налоговых режимов. Однако данный налоговый режим имеет существенную специфику.

Например, упрощенная система налогообложения  или система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяет свое действие на налогоплательщика в целом. Иными словами, данные системы налогообложения применяются в отношении всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем, система налогообложения  вмененного дохода распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности, в отношении остальных видов деятельности одновременно будет применяться общий режим налогообложения.

В связи с этим, возможно, выделить следующие основные примеры сочетания  системы единого налога на вмененный доход с иными системами налогообложения.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения