Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

       4) Министерство  финансов  РФ,  министерства финансов республик,  финансовые управления (департаменты,  отделы) администраций   краев,   областей,   городов   Москвы  и  Санкт-Петербурга,  автономной области,  автономных  округов,  районов  и  городов;

       5) органы государственных  внебюджетных фондов;

       6) Министерство  внутренних дел Российской Федерации  и его территориальные  подразделения  -  при  решении  вопросов,  отнесенных  к их компетенции   настоящим Кодексом.

Схема. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

(1) Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации  и физические лица, на которых  в соответствии с НК РФ возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы (ст.19 НК РФ).

К организациям, согласно НК РФ, относятся:

российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

иностранные организации - иностранные  юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Проблема участия в налоговых  отношениях филиалов и других обособленных подразделений юридических лиц решена в Налоговом кодексе следующим образом: обособленные подразделения лишь исполняют обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции юридических лиц (ст.11 НК РФ). Субъектом же налоговых отношений остаются юридические лица.

Что касается физических лиц, то это  понятие охватывает как обычных  граждан (в том числе иностранцев и лиц без гражданства), так и индивидуальных предпринимателей (в том числе не зарегистрированных в качестве таковых, но осуществляющих деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг) (ст.11 НК РФ).

Статья 20 НК РФ определяет особую категорию  лиц. Это так называемые взаимозависимые  лица, отношения между которыми "могут  оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц".

Взаимозависимость лиц устанавливается  в определенных случаях:

а) если одно лицо участвует в имуществе  другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20 %;

б) если одно физическое лицо подчиняется  другому физическому лицу по должностному положению;

в) если лица состоят в отношениях брака, родства, свойства, усыновителя  и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

г) в других случаях по решению суда, когда налоговым органом представлены доказательства подконтрольности лиц.

Часть первая НК РФ использует понятие "взаимозависимые лица" только один раз - в ст. 40, в которой речь идет о праве налоговых органов контролировать правильность определения цен (в целях налогообложения) на товары (работы, услуги) по сделкам между такими лицами.

(2) Налоговыми агентами признаются  лица, на которых в соответствии  с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Предприятия (учреждения, организации) выполняют функции налоговых  агентов при исчислении, удержании  и перечислении подоходного налога по отношению к физическим лицам, налога на доходы - к иностранным юридическим лицам и т.д.

В соответствии со ст.24 Налогового кодекса  налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых  налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

б) сообщать в налоговый орган  о невозможности удержать налог  у налогоплательщика и о сумме  задолженности налогоплательщика;

в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных  в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган  по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

(3) и (4) Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочия налоговых органов выполняют таможенные органы. Кодекс содержит довольно подробный перечень прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц. Предусмотрена ответственность налоговых и таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Помимо полномочий, непосредственно  связанных с осуществлением налогового контроля, налоговые органы наделены правами в сфере, имеющей лишь косвенную связь с налоговыми отношениями. В частности, налоговые органы вправе заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности. Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных действий (ст.31 НК РФ).

Нормотворческие функции налоговых органов ограничены: они утверждают формы расчетов по налогам, налоговых деклараций, заявлений о постановке на учет в налоговые органы и устанавливают порядок их заполнения. В целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах Государственная налоговая служба Российской Федерации издает обязательные для них приказы, инструкции и методические указания (п.3 ст.31 НК РФ).

(5) В случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, прием от  налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов.

Права, обязанности и ответственность  сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

(6) органы государственных внебюджетных  фондов, образуемых вне федерального  бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

 

4. Налогоплательщики и налоговые агенты.

 

Ст.19 НК не дает определение, но указывает  на тех лиц, которые признаются на сегодняшний день налогоплательщиками. Таковыми являются физические лица и  организации, на  которых  в  соответствии  с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

 При этом организации и  физические лица раскрываются  в ст.11 НК РФ.

 Физическими лицами в соответствии со ст.11 НК выступают граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Факт возраста налогоплательщика и его дееспособности не важен. Поэтому налоговая правосубъектность возникает у физического лица с момента его рождения.

В отношении физических лиц следует  выделить один существенный момент - это  деление физических лиц на резидентов и нерезидентов. Резидентами являются физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. При этом речь идет не о гражданах РФ, а о физических лицах, поэтому резидентами могут оказаться как граждане России, так и иностранные граждане, так и лица без гражданства, если они проживают требуемое количество дней. Нерезидентами являются физические лица, столь долго не проживающие на территории РФ. Поэтому нерезидентами могут оказаться и российские граждане. И резиденты, и нерезиденты являются плательщиками. А выделение этих двух категорий обусловлено только тем, что законодатель определяет особый порядок уплаты ими налогов (разница в объектах налогообложения).

Организация определяется как юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации (состав уставного капитала значения не имеет).

Особое внимание НК РФ уделяет взаимозависимым  лицам. В соответствии со статьей 20 взаимозависимыми    лицами    для   целей   налогообложения признаются физические лица и (или)  организации,  отношения  между которыми  могут  оказывать  влияние  на  условия или экономические результаты их деятельности  или  деятельности  представляемых  ими  лиц, а именно:

       1) одна организация  непосредственно и (или) косвенно  участвует в другой организации,  и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;

       2) одно физическое  лицо подчиняется другому   физическому  лицу по должностному  положению; 

       3) лица состоят  в соответствии  с  семейным  законодательством РФ в брачных отношениях,  отношениях родства или свойства,  усыновителя  и  усыновленного,  а  также  попечителя  и опекаемого.

       При этом суд   может   признать   лица   взаимозависимыми   по   иным  основаниям, если отношения  между   этими лицами могут повлиять на результаты сделок  по реализации товаров (работ, услуг).

       Налоговыми  агентами могут выступать как  организации, так и физические  лица. Последние налоговыми агентами будут тогда, когда они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации.

Обязанности, возложенные на налоговых  агентов указаны в ст. 24 НК РФ.

 

 

5. Представительство в налоговых правоотношениях.

 

Глава 4 НК РФ содержит несколько норм, которые регулируют представительство.

Уполномоченным  представителем налогоплательщика (ст. 29 НК РФ) признается физическое или  юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять  его интересы  в отношениях  с налоговыми органами (таможенными органами,  органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений,     регулируемых  законодательством о налогах и сборах.

Статья 26 НК РФ указывает на то, что  налогоплательщик   может    участвовать    в    отношениях,  регулируемых  законодательством  о налогах и сборах через законного  или уполномоченного  представителя, при этом, не лишаясь права на личное участие в налоговых отношениях.

Представительство распадается на два вида: законное и уполномоченное. Законными представителями физических лиц являются родители, усыновители или опекуны.

Законными представителями налогоплательщика-организации  выступают лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор или исполнительный директор организации). При этом  в отношении данной категории законных представителей действует очень жесткое требование (ст.28 НК РФ): действия законных представителей организации признаются действиями самой организации.

НК РФ устанавливает  только некоторые ограничения на лиц, которые не могут быть уполномоченными представителями. К таковым лицам относятся должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры.

 

 

6. Права и обязанности налогоплательщика.

 

          Полный  перечень прав, которые на сегодняшний  день закреплены за налогоплательщиками указан в ст.21 НК РФ. К ним относятся:

1) получать по месту своего  учета от налоговых органов  бесплатную информацию (в том  числе в письменной форме) о  действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит;

5) на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов,  а также по актам проведенных  налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения