Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Система налогового законодательства – совокупность нормативных актов  различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Система включает:

    • Конституцию РФ;
    • Налоговый Кодекс РФ;
    • Законы РФ;
    • Указы Президента РФ;
    • Постановления Правительства РФ;
    • Акты Министерства финансов РФ;
    • Письма, указания и разъяснения Минфина РФ;
    • Постановления Конституционного суда, решения и определения Верховного суда РФ.

 

Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.

Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие закона во времени описывается в ст. 5 НК РФ.

Прекращение действия налогового нормативного акта возможно или путем  его прямой отмены, или путем принятия нового акта равной (большей) юридической силы, или с истечением срока действия нормативного акта.

Действие налоговых  актов в пространстве. На всей территории России исключительно и безраздельно действуют акты федеральных органов власти.

Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено следующими принципами: территориальности и резидентства.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности  налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Тема 5. Общие условия  установления налогов и сборов.

 

Система налогов и сборов в Российской Федерации. Элементы налога. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики и налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Права и обязанности налогоплательщика. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.

1. Система налогов и сборов в РФ.

 

Первым законодательным  актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.1991 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".

Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

В налоговую систему, помимо системы налогов и устанавливаемых государством принципов налогообложения, входят такие обязательные элементы как: систему налоговых органов; систему и принципы налогового законодательства; принципы налоговой политики; порядок распределения налогов по бюджетам; формы и методы налогового контроля; порядок и условия налогового производства и некоторые другие не менее важные элементы.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава.

Системность позволяет  сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения. Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на  наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.

 

2. Элементы налога.

 

Установить налог или сбор можно  только законом и только путем  прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства. Определение элементов налогообложения законом призвано создать дополнительные гарантии от внезапных изменений.

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы налогообложения

Обязательные

Субъект налогообложения

"кто" является  плательщиком данного налога (предприятие,  работник, наследник и т.д.)

Объект налогообложения

юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (например, операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество; прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); либо иной объект, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога)

Налоговая база

стоимостная, физическая или иная характеристика объекта  налогообложения

Источник уплаты

из какого источника  уплачивается налог (заработная плата, прибыль, доход, дивиденд и т.п.)

Налоговый период

календарный год или  иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

Налоговая ставка

величина налоговых  начислений, приходящаяся на единицу измерения налоговой базы

Порядок исчисления налога и сроки уплаты

устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору

Необязательные

Налоговые льготы

преимущества, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере


Общая характеристика некоторых элементов налогообложения

Налоговая база

В налоговом законодательстве Российской Федерации порядок исчисления налоговой  базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) вызывает необходимость определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Общие принципы определения цены товаров, работ, услуг, изложенные в ст. 40 части  первой НК РФ, определяют, что для  целей налогообложения принимается  цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговый период

Налоговый период ― срок, в течение  которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка

В случаях, указанных в Налоговом  кодексе, ставки федеральных налогов  могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Установление налоговых ставок по региональным и местным налогам должно производиться соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Порядок исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

При исчислении налога налоговым органом  налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа  направляется налоговое уведомление, содержащее размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. При исчислении налога налоговым агентом кроме обязанности по исчислению налога на данное лицо возлагается обязанность по его удержанию и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд).

 

Порядок и сроки уплаты налога

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством.

Статьей 58 части первой НК РФ установлено, что уплата налога производится разовой  уплатой всей суммы налога либо в  ином порядке, предусмотренном налоговым  законодательством.

Основания для изменения срока уплаты налога:

  • причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия;
  • задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты госзаказа;
  • угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты налога;
  • если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • если производство или реализация товаров, работ, услуг налогоплательщиком носит сезонный характер.

Налоговые льготы

Возможность не уплачивать налог или  сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации можно выделить следующие виды льгот:

  • уменьшение размеров налогооблагаемой базы;
  • уменьшение ставок налогов;
  • уменьшение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет;
  • перенос срока уплаты налога на более поздний срок и др.

Нормы законодательства о налогах  и сборах, определяющие основания, порядок  и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом (актом законодательства о налогах и сборах).

 

3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.

Участниками отношений,    регулируемых   законодательством   о налогах  и сборах, в соответствии со статьей 9 НК РФ являются:

       1) организации  и физические лица,  признаваемые  в соответствии с НК РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

       2) организации  и физические лица,  признаваемые  в соответствии с НК РФ налоговыми  агентами;

       3) сборщики  налогов  и сборов, т.е. государственные  органы  исполнительной  власти  и исполнительные органы    местного    самоуправления,    другие  уполномоченные ими органы и  должностные  лица,  осуществляющие  в  установленном  порядке помимо налоговых и таможенных органов прием  и взимание налогов и (или) сборов,  а также контроль за их уплатой;

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения