Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема 1. Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения.

 

 

Необходимость налогов. Влияние налогов  на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение  налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

 

1. Необходимость  налогов. Влияние налогов на  народное хозяйство.

 

Налог – это необходимое условие  существования государства. В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Конституция РФ о налогах и сборах:

Статья 57

Каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 71

В ведении Российской Федерации  находятся:

з) федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные фонды  регионального развития.

Статья 72

В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  находятся:

и) установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Налоговые отношения возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов (основную часть доходов бюджета составляют именно налоги). Так, во Франции налоги формируют 95% доходов государственного бюджета, в США – более 90%, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям – более 80%.

Налоги занимают важное место среди  множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику (через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий, поощрять и развивать приоритетные отрасли народного хозяйства). Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Поэтому на Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить сохранность полученных финансовых накоплений, возможность финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах.

Налоговое обязательство возникает из закона и носит односторонний характер. Налоговые отношения представляют собой властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

2. Законодательство  о налогах и сборах.

 

Законодательство о налогах  и сборах регулирует:

- властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

- отношения,  возникающие  в   процессе  осуществления  налогового  контроля,  обжалования  актов  налоговых  органов,  действий  (бездействия)  их  должностных   лиц   и   привлечения   их   к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 


 

Законодательство о налогах  и сборах  не  применяется,  если  иное  не  предусмотрено  НК  РФ,  к отношениям по установлению, введению и взиманию  таможенных  платежей,  а  также  к  отношениям, возникающим в процессе контроля за их уплатой, обжалования актов  таможенных  органов,  действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц.

Минфин РФ (в части налогов  и сборов), МЭРТ РФ (в части таможенного дела), органы  исполнительной власти  субъектов  РФ,  исполнительные  органы   местного   самоуправления   в   предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах компетенции издают нормативные  правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со  сборами,  которые  не  могут  изменять  или дополнять законодательство о налогах и сборах.

ФНС РФ (в части налогов и сборов), ФТС РФ (в  части  таможенного  дела),  и  их  территориальные  органы не имеют права издавать нормативные  правовые акты.

В соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из Настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; правила и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

  Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.

      Таким образом,  законодательство о налогах и  сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

 

3. Определения налога и сбора. Признаки, функции, принципы налога.

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог является ограничением прав и  свобод гражданина; следовательно, соответствующее ограничение возможно только в форме федерального закона. Налог вправе установить только орган власти, обладающий законодательными полномочиями (отношения: налогоплательщик - власть).

Налог не предполагает свободу выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер взыскания.

Публичный характер налога проявляется  в цели его взимания - обеспечение  деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, обязательно включение сумм поступлений от налогов в состав доходов соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

 Можно выделить основные признаки налога:

    • публичность;
    • законность установления;
    • процедурный характер взимания;
    • абстрактность;
    • индивидуальная безвозмездность;
    • безвозвратность;
    • принудительность изъятия.

 

Налоги призваны обеспечивать: 

    • относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения;
    • рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных санкций на распространение вредных производств.

  Реализация практического назначения  налогов осуществляется посредством функций налогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая.

   Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей (социальные услуги и хозяйственные нужды; поддержку внешней политики и безопасности; административно-управленческие расходы; платежи по государственному долгу).

   Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад и рост производства, а также его структуру. Эту функцию можно разделить на следующие составляющие:

стимулирующая подфункция - проявляется  через систему льгот и освобождений, (например, льготные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных производителей);

дестимулирующая подфункция – цель ее – поощрить отечественное производство (через рост таможенных пошлин) или ограничить развитие игорного бизнеса  (используя чрезмерно высокие налоговые ставки) и т.д.;

Воспроизводственная функция - предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.

 С регулирующей функцией  тесно связаны социальная и  контрольная функции.

 Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной  шкалы налогообложения - граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот);

применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия).

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту  поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

        Умелое сочетание всех функций  при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.

 

Принципы налогообложения. Классификация налогов.

 

Для успешного функционирования налоговой  системы любой страны необходимы основные базовые идеи и положения, в соответствии с которыми будет действовать данная система, или по-другому принципы налогообложения.

Можно привести следующую классификацию  принципов:

По степени  охвата во времени и пространстве:

- общенациональные (базовые) принципы, сформулированные на протяжении всей истории  развития налогообложения и действующие во всем мире;

- национальные (индивидуальные) принципы, функционирующие в рамках конкретной страны.

В зависимости от сферы  действия:

- юридические (общие и специальные  принципы налогового права);

- организационные (положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов);

- экономические принципы.

      Юридические принципы:

-принцип равного налогового  бремени;

-принцип установления налогов законами;

-принцип отрицания обратной  силы налоговых законов;

-принцип приоритета налогового  закона над неналоговыми законами;

-принцип наличия всех элементов  налога в налоговом законе;

-принцип наличия всех элементов  налога в налоговом законе;

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения