Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа
Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.
Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
Налоговая политика и ее типы. Налоги и бюджетный процесс. Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
1. Налоговая политика и ее типы.
Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов; составная часть финансовой политики государства.
Налоговая политика отражает меру государственного вмешательства в экономику, что в основном определяется масштабами валового национального продукта (ВНП), перераспределяемого через государственный бюджет, и степенью воздействия налоговых мер на размещение ресурсов в частном секторе экономики. Так, широкая налоговая база, сочетающаяся с незначительным объемом льгот и скидок, обеспечивает равномерность налогообложения и снижает масштабы вмешательства государства в процесс размещения ресурсов в частном секторе экономики в отличие от политики, предполагающей использование значительных по объему льгот налоговых и скидок.
Налоговая политика может базироваться на двух основах:
Дискреционная основа предполагает проведение корректировок налогового законодательства в соответствии с меняющейся экономической ситуацией: изменение налоговых ставок, введение или отмена налоговых льгот и др. Дискреционная политика предоставляет государству широкий выбор инструментов регулирования. Однако на этот тип оказывают негативное влияние три типа "запаздывания", связанных с лагом распознавания экономическим процесса или конъюнктуры, лагом принятия решения и лагом воздействия.
Недискреционная политика является элементом автоматических регуляторов (т.н. "встроенных стабилизаторов"), нацеленных главным образом на регулирование среднесрочной цикличности. Основа данного вида политики - прогрессивное подоходное налогообложение в индивидуальном подоходном налоге и налоге на прибыль корпораций: в фазе экономического подъема - повышение нормы изъятия в бюджет доходов хозяйственных субъектов, в фазе кризиса и депрессии - снижение этой нормы. Тем самым экономический рост сдерживается в фазе подъема и стимулируется - в фазе кризиса за счет соответствующего воздействия на размеры совокупного спроса. Недискреционная налоговая политика свободна от перечисленных выше лагов запаздывания, однако предоставляет государству меньшее количество регулирующих инструментов.
Налоговая политика разных стран характеризуется сочетанием различных элементов: в части прямых налогов используются прогрессивные шкалы для создания условий автоматического регулирования доходов, а в части косвенных налогов применяются меры дискреционной политики. При инфляционных процессах низка действенность недискреционной политики: следствием инфляции является постоянный рост доходов и соответственно постоянное повышение нормы налогообложения.
Сущность налогообложения
Налоги и займы – определяющие
источники существования любой
страны. От их соотношения во многом
зависит ее платежеспособность. При
недостаточности налоговых
Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Поддержания эластичности налоговой системы является непременным условием сбалансированности государственной казны.
В России доля налогов в составе доходов бюджета составляет примерно более 80%. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивает финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть (налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей производства и общества). При этом никакие меры не обеспечивают полноты налоговых поступлений в бюджет, и требуются все новые административно-командные решения в области налогообложения.
Становление новой для РФ налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены, в частности, на решение задачи создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.
Налоговой системе свойственны признаки, характеризующие любую систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д.
Итак, налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Основные характеристики налоговых систем:
Организационные принципы Российской налоговой системы
Налоговая система РФ основывается на следующих принципах:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не могут
иметь дискриминационный
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь
экономическое основание и не
могут быть произвольными. Недо
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни на кого не может быть
возложена обязанность
6. При установлении налогов
7. Все неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов
В числе функций налоговой системы ученые выделяют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую) и социальную.
Посредством фискальной функции системы
налогообложения
Фискальная функция состоит
в обеспечении доходов
Макроэкономическая (регулирующая) функция
– это роль налогов и налоговой
политики в системе факторов
регулирования
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д). Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Стимулирующая функция налоговой
системы является одной из важнейших,
но это самая «труднонастриваемая»
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
4. Система
налогового законодательства
Система налогового законодательства Российской Федерации
Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения