Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема 4. Налоговая  политика и налоговая система  Российской Федерации.

 

Налоговая политика и ее типы. Налоги и бюджетный процесс. Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.

 

1. Налоговая  политика и ее типы.

 

Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов; составная часть финансовой политики государства.

Налоговая политика отражает меру государственного вмешательства в экономику, что  в основном определяется масштабами валового национального продукта (ВНП), перераспределяемого через государственный бюджет, и степенью воздействия налоговых мер на размещение ресурсов в частном секторе экономики. Так, широкая налоговая база, сочетающаяся с незначительным объемом льгот и скидок, обеспечивает равномерность налогообложения и снижает масштабы вмешательства государства в процесс размещения ресурсов в частном секторе экономики в отличие от политики, предполагающей использование значительных по объему льгот налоговых и скидок.

Налоговая политика может базироваться на двух основах:

    • Дискреционной
    • Недискреционной.

Дискреционная основа предполагает проведение корректировок налогового законодательства в соответствии с меняющейся экономической ситуацией: изменение налоговых ставок, введение или отмена налоговых льгот и др. Дискреционная политика предоставляет государству широкий выбор инструментов регулирования. Однако на этот тип оказывают негативное влияние три типа "запаздывания", связанных с лагом распознавания экономическим процесса или конъюнктуры, лагом принятия решения и лагом воздействия.

Недискреционная политика является элементом автоматических регуляторов (т.н. "встроенных стабилизаторов"), нацеленных главным образом на регулирование среднесрочной цикличности. Основа данного вида политики - прогрессивное подоходное налогообложение в индивидуальном подоходном налоге и налоге на прибыль корпораций: в фазе экономического подъема - повышение нормы изъятия в бюджет доходов хозяйственных субъектов, в фазе кризиса и депрессии - снижение этой нормы. Тем самым экономический рост сдерживается в фазе подъема и стимулируется - в фазе кризиса за счет соответствующего воздействия на размеры совокупного спроса. Недискреционная налоговая политика свободна от перечисленных выше лагов запаздывания, однако предоставляет государству меньшее количество регулирующих инструментов.

Налоговая политика разных стран характеризуется  сочетанием различных элементов: в  части прямых налогов используются прогрессивные шкалы для создания условий автоматического регулирования доходов, а в части косвенных налогов применяются меры дискреционной политики. При инфляционных процессах низка действенность недискреционной политики: следствием инфляции является постоянный рост доходов и соответственно постоянное повышение нормы налогообложения.

 

    1. Налоги и бюджетный процесс

 

Сущность налогообложения заключается  в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов.

Налоги и займы – определяющие источники существования любой  страны. От их соотношения во многом зависит ее платежеспособность. При  недостаточности налоговых доходов  прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов.

Следовательно, налоги – важнейшая  форма аккумуляции денежных средств  бюджетом. Поддержания эластичности налоговой системы является непременным  условием сбалансированности государственной казны.

В России доля налогов в составе  доходов бюджета составляет примерно более 80%. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивает финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть (налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей производства и общества). При этом никакие меры не обеспечивают полноты налоговых поступлений в бюджет, и требуются все новые административно-командные решения в области налогообложения.

 

    1. Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.

 

Становление новой для РФ налоговой  системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены, в частности, на решение задачи создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бремени.

Налоговой системе свойственны  признаки, характеризующие любую  систему, - поэлементный состав систем, взаимозависимость элементов, органическая цельность и единство, непрерывное развитие и т.д.

Итак, налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Основные  характеристики налоговых систем:

    • Система и принципы налогового законодательства;
    • Принципы налоговой политики;
    • Порядок установления и ввод в действие налогов;
    • Виды налогов и общие элементы налогов;
    • Порядок распределения налогов по бюджетам;
    • Система налоговых органов;
    • Формы и методы налогового контроля;
    • Права и обязанности участников налоговых отношений;
    • Порядок и условия налогового производства.

Организационные принципы Российской налоговой системы

    • Всеобщности и равенства налогообложения;
    • Недискриминации налогоплательщиков;
    • Экономического приоритета;
    • Презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства;
    • Ясности и доступности понимания порядка налогообложения.

 

Налоговая система РФ основывается на следующих принципах:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места  происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6. При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

В числе функций налоговой системы ученые выделяют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую) и социальную.

Посредством фискальной функции системы  налогообложения удовлетворяются  общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Фискальная функция состоит  в обеспечении доходов государственной  бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция  – это роль налогов и налоговой  политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой  системы проявляется в сложном  взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций  и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов  носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д). Социальная функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая»  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов  является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная  функция налогов  выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

 

4. Система  налогового законодательства Российской  Федерации. Порядок принятия и  введения в действие налоговых  законов.

 

Система налогового законодательства Российской Федерации

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения