Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Подразделяются на лимитированные скидки (размер ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки могут быть общими (ими пользуются все плательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов). Скидки могут быть стандартными и нестандартными.

Виды стандартных скидок:

  • базисные скидки (необлагаемый минимум и др.);
  • семейные скидки, т.е. зависимые от семейного статуса;
  • скидки, на которые могут рассчитывать лица, имеющие несовершеннолетних детей, учащихся вузов и т.п.

При предоставлении нестандартных скидок (вычетов) их величина определяется в зависимости от суммы произведенных налогоплательщиком расходов на те или иные цели, например на создание произведений науки и искусства. Такие льготы рассматриваются как профессиональные вычеты по налогу на доходы физических лиц.

Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют различные формы предоставления налоговых кредитов:

•    сокращение налогового оклада;

•    отсрочка уплаты налога;

•    рассрочка уплаты налога;

•    возврат ранее уплаченного налога (части налога) и др.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога — перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога — деление суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия представления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 НК РФ.

Возврат ранее уплаченного  налога как налоговая льгота имеет другое наименование — налоговая амнистия.

 

2. Общие условия  изменения срока уплаты налога  и сбора.

 

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Срок уплаты налога может быть изменен  в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено главой 9 НК РФ «Изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени».

Изменение срока уплаты налога и  сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты налога и  сбора по решению органов, указанных  в ст. 63 НК РФ, может производиться под залог имущества в соответствии со 

ст. 73 НК РФ либо при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 9 НК РФ «Изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени».

Правила, предусмотренные главой 9 НК РФ, применяются также в отношении  изменения срока уплаты налога и  сбора в государственные внебюджетные фонды.

 

3. Обстоятельства, исключающие изменение срока  уплаты налога.

 

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего  на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

При наличии на момент вынесения  решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в  пункте 1 ст. 62 НК РФ, решение об изменении  срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица. Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном  НК РФ.

 

4. Органы, уполномоченные  принимать решения об изменении срока уплаты налога.

 

Органами, в компетенцию которых  входит принятие решения об изменении  срока уплаты налога и сбора, являются:

1) по федеральным налогам и  сборам - Министерство финансов Российской  Федерации (за исключением случаев,  предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 1, пунктом 2 статьи 63 и абзацем третьим пункта 1 статьи 66 НК РФ);

2) по региональным и местным  налогам и сборам - соответственно  финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 - 5 пункта 1 и пунктом 3 статьи 63);

3) по налогам и сборам, подлежащим  уплате в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  Российской Федерации, -  уполномоченные  таможенные органы;

4) по государственной пошлине - уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;

5) по налогам и сборам, поступающим  во внебюджетные фонды, - органы  соответствующих внебюджетных фондов.

 

5. Порядок  и условия предоставления отсрочки  или по уплате налога.

 

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение  срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены  заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба  в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования  из бюджета или оплаты выполненного  этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица  в случае единовременной выплаты  им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или)  реализация товаров, работ или  услуг лицом носит сезонный  характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) иных оснований, предусмотренных  Таможенным кодексом Российской  Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка  по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 ст. 64, на сумму задолженности  начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка  по уплате налогов предоставлена  по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 ст. 64, на сумму задолженности  проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 ст. 64. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного  органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или  об отказе в ее предоставлении принимается  уполномоченным органом в течение  одного месяца со дня получения заявления  заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного  лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении.

Если отсрочка или рассрочка  по уплате налога предоставляется под  залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

 

6. Налоговый  кредит, инвестиционный налоговый  кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.

 

Налоговый кредит представляет собой  изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1-3 пункта 2 ст. 64 НК РФ.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом.

Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 2 ст. 64 НК РФ, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период договора о налоговом кредите.

Если налоговый кредит предоставлен по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, проценты на сумму задолженности не начисляются.

Решение уполномоченного органа о  предоставлении заинтересованному  лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения.

Копия договора о налоговом кредите  представляется заинтересованным лицом  в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Инвестиционный налоговый  кредит, порядок и условия его предоставления

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение  срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также  по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать  свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более  одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения