Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Необходимость налогов. Влияние налогов на народное хозяйство. Законодательство о налогах и сборах. Определение налога. Сущность налога. Функции налогов. Принципы налогообложения. Способы взимания налогов. Налоги как регуляторы научно-технического развития. Налоговое бремя. Классификация налогов.

Файлы: 1 файл

Лекции - Налоги и налогооблажение в РФ.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

9) получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов, а также налоговые  уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц, не соответствующие федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

15) иные права, установленные  законодательством о налогах  и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных  лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные  налоги;

2) встать на учет в налоговых  органах;

3) вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если  такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

4) представлять в налоговый орган  по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу  необходимую информацию и документы;

8) в течение четырех лет обеспечивать  сохранность данных бухгалтерского  учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

    • об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
    • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
    • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
    • о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

 

7. Представительство в налоговых правоотношениях.

Налогоплательщик может участвовать  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах через законного  или уполномоченного представителя.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с федеральными законами.

Законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию  на основании закона или ее учредительных  документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика  признается физическое или юридическое  лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель  налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель  налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

8. Обеспечение  и  защита   прав   налогоплательщиков

(плательщиков  сборов).

 

   В соответствии  со статьей  22 НК налогоплательщикам  и плательщикам   сборов  гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты  прав  и  законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)  определяется  НК РФ  и  иными  федеральными законами.

Права  налогоплательщиков  обеспечиваются  соответствующими  обязанностями  должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или  ненадлежащее  исполнение   обязанностей   по  обеспечению   прав   налогоплательщиков   влечет  ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Таким образом, существует две основные формы защиты прав: административная и судебная.

Административная форма защиты прав налогоплательщиков и других лиц. 
Право на обжалование актов налоговых органов и действий их должностных лиц закреплено в ст.137 НК РФ. Каждый налогоплательщик, или налоговый агент и иное лицо имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по их мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Как нововведение следует  отметить установление срока исковой  давности для подачи жалобы, а именно: три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав; возможность отзыва жалобы на основании письменного заявления лица, подавшего жалобу. При этом отзыв жалобы лишает подавшее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям, в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (ст.139 НК РФ).

Статья 140 НК РФ устанавливает  срок для рассмотрения жалобы: один месяц со дня ее получения. По результатам  рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений: оставить жалобу без рассмотрения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение. При этом о принятом решении по жалобе должно сообщаться в письменной форме лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня ее получения.

Преимущества административного  способа защиты прав налогоплательщиков:

    • простота процедуры принятия жалобы и ее разрешения, не требующая дорогостоящих услуг юриста;
    • оперативность и быстрота разрешения спора;
    • безвозмездность, а следовательно, доступность обжалования актов и действий налоговых органов;
    • возможность многократного обжалования решений налоговых  органов в суд, с сохранением на любом этапе административного обжалования права на обращение в суд.

Судебная форма защиты прав и законных интересов субъектов  налогового права. Налоговые органы вправе предъявить в суд иск о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика. Если такой иск был принят к рассмотрению судом, судебное оспаривание решения налогового органа целесообразно производить путем предъявления встречного иска. Это позволит сократить время подготовки к судебному разбирательству.

При подаче искового заявления, в случае необходимости истец  вправе заявить ходатайство о его обеспечении, то есть обратиться к суду с просьбой, принять меры, направленные на исполнение решения об удовлетворении иска. К ходатайству могут быть приложены доказательства того, что непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. Ходатайство должно быть рассмотрено судьей не позднее, чем на следующий день после его поступления в суд.

В то же время в процессе судебного разбирательства необходимо представить суду все документы, достаточные для удовлетворения исковых требований. Это объясняется тем, что свободное представление доказательств возможно лишь в суде первой инстанции. При обжаловании решения в апелляционной инстанции дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом, только если невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от налогоплательщика, будет обоснована. В кассационную и надзорную инстанции представление дополнительных документов вообще не допускается.

 

Тема 6. Изменение срока  уплаты налога и сбора. Налоговые  льготы и санкции.

 

Понятие о налоговых льготах  и скидках. Общие условия изменения  срока уплаты налога и сбора. Обстоятельства, исключающие изменение срока  уплаты налога. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.

 

1. Понятие  о налоговых льготах и скидках.

 

В соответствии со ст. 17 Кодекса «в необходимых случаях при становлении  налога…могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком».

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов  структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида: изъятия; скидки; налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной категории.

Информация о работе Сущность и функции налогов и сборов, экономические основы налогообложения