Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Азербайджанской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Международное налогообложение – совокупность норм национального и международного права, которое регулирует налогообложение субъектов ВЭД.
Международное двойное налогообложение - обложение одного и того же дохода или собственности более чем в одной стране.
Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект налогообложения неоднократно попадает под налогообложение разными налогами или уплата налогов с одного и того же объекта осуществляется разными налогоплательщиками

Содержание работы

Основные термины………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика Азербайджанской Республики и Республики Беларусь ………………………………………………………………………………..5
2 Основные макроэкономические показатели Азербайджанской Республики и Республики Беларусь …………………………………………………………….8
3 Международная классификация налогов…......……………………………..10
4 Организация налогообложения в Азербайджанской Республике и Республике Беларусь……………………………………………………………………11
5 Сравнительная характеристика налоговых систем Азербайджанской Республики и Республики Беларусь……...………………………………………..14
6 Двойное налогообложение и методы его устранения ….….……………..…25
7 Налоговое планирование……..……………………………………………….31
8 Оффшорные зоны ……………...……………………………………………...37
9 Налоговое администрирование ……………………………………………....42
10 Стимулирование инновационной деятельности..………………………..…44
Список использованных источников ….……………………………………….54

Файлы: 1 файл

STATISTIChESKAYa_TETRAD__AZERBAJDZhAN.docx

— 102.15 Кб (Скачать файл)

-выдавать информацию  по запросам пользователей в  структурированном виде;

-отслеживать информацию  по научно-исследовательским работам  и инновационным проектам;

-обеспечивать эффективную  реализацию основных функций  аналитического обеспечения на  всех этапах инновационной деятельности;

-обеспечивать аналитическую  обработку информации с учетом  особенностей и потребностей  конкретного потребителя.

Использование ИАС позволяет в ходе проведения информационно-аналитических работ обеспечить выполнение следующих функций информационно-инновационной деятельности:

-выявление, изучение  и систематическое уточнение  потребностей руководящих работников  и специалистов предприятий в  научно-технической, технологической  и экономической информации;

-осуществление  сбора, оценки, анализа и обобщения  отечественных и зарубежных информационных  ресурсов научно-технических, производственных  и экономических достижений, организация  специальной информации для обеспечения  инновационных процессов производства;

-накопление и  анализ сопоставимых данных по  научно-исследовательским работам  и инновационным проектам;

-удовлетворение  заявок предприятий и организаций  на анализ научно-технической, технологической  и экономической информации;

-печать реферативных  журналов.

На сегодняшний день основными проблемами научно-исследовательского сектора являются: старение научных кадров и ослабление притока талантливой молодежи; моральное и физическое старение научно-производственной базы; неадекватная современным условиям система формирования приоритетов работ и концентрации на них имеющихся ресурсов; оторванность от последующих этапов инновационного цикла, неэффективность механизмов, отсутствие навыков, знаний и мотиваций для последующего внедрения научных результатов в производство.

По Указу Президента Азербайджанской Республики  на Национальную академию наук Азербайджана возложена обязанность изучить развитие наукоемких отраслей и новейшие технологии и инновации разных государств.

Для реализации данного поручения республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития. Главным и наиболее эффективным механизмом такого перевода, как показывает мировой и отечественный опыт, должна стать национальная инновационная система — современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Основными задачами активизации инновационной деятельности являются:

-построение национальной  инновационной системы;

-формирование благоприятной  для инновационной деятельности  экономической, правовой и социально-культурной  среды;

-модернизация материально-технической  базы производства и социальной  сферы на основе новых высоких  технологий;

-достижение качественно  нового технологического уклада  в отраслях экономики;

-повышение уровня  высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности;

развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.

В 2009 году был принят закон «О создании в Азербайджанской Республике специальных экономических зон» и соответствующий Указ Президента по его применению, призванные заложить правовую базу для расширения инновационной деятельности, модернизации различных отраслей экономики, увеличения экспортного потенциала страны. Предполагается путем создания специальных экономических зон (СЭЗ) и технопарков повысить уровень активности предпринимательства, научно-технических разработок, за счет внедрения инновационных элементов хозяйствования, осуществления других мероприятий способствовать росту эффективности экономики Азербайджана.

Формирование технологических парков реализуется в рамках проекта создания в республике региональной инновационной зоны (РИЗ), который предусматривает развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, создание региональной базы по производству и экспорту электронного оборудования и программного обеспечения, превращение страны в эффективный транзитный информационный центр, подготовку и развитие людских ресурсов для формирующегося информационного общества, внедрение информационных технологий в разных отраслях. По прогнозам, объемы доходов от реализации проектов в РИЗ к 2020 году достигнут 12 миллиардов долларов США.

Примером успешно реализуемого проекта в этой области является Сумгаитский технопарк (СТП), на 16 заводах которого на основе современнейших технологий предусмотрено производство различной продукции для электроэнергетики и машиностроения. В настоящее время введены в эксплуатацию 8 предприятий, выпускающих различные типы кабелей, трансформаторов, труб из пластических материалов и прочее оборудование.

В ближайшие 2-3 года в Сумгаите планируется создать новый технопарк, в котором будет размещаться ряд заводов по производству химической продукции. Данная программа реализуется ПО «Азерихимия», являющимся структурным подразделением ГНКАР. Согласно разрабатываемой программе через несколько лет в химической промышленности Сумгаита будет открыто около 10 тыс. рабочих мест.

Кроме того, в Сумгаите начинается строительство энергетического технопарка под патронажем Агентства по альтернативной энергетике при Минэнерго АР, включающего в себя два сегмента: солнечная и ветряная энергетика.

Концепцией «Азербайджан-2020: Взгляд на будущее» предусмотрено создание технопарков и иновационных зон для разработки и применения наукоемкой продукции и технологий.

В целях повышения конкурентоспособности и устойчивого развития экономики страны, расширения сфер информационных и коммуникационных технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, проведения научных исследований и создания современных комплексов по разработке информационных технологий указами Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2011 года № 1947 и от 5 ноября 2012 года № 736 в городах Баку и Сумгаите созданы парки высоких технологий. В настоящее время продолжаются работы по организации деятельности парка, управлению, выделению земельного участка, подготовке проекта положений и т.д.

В соответствии с распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 15 марта 2012 года № 2095 «О создании в подчинении Министерства связи и информационных технологий Азербайджанской Республики Государственного фонда развития информационных технологий» был создан Государственный фонд развития информационных технологий, среди целей которого поддержка предпринимательской деятельности, содействие инновационным и научно-исследовательским проектам, стимулирование развития современной инфраструктуры, финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение местных и зарубежных инвестиций.

В соответствии с поправками в Налоговый кодекс: физические и юридические лица, являющиеся резидентами промышленных и технологических парков (ПТП), освобождены от уплаты подоходного налога и налога на прибыль сроком на 7 лет; части доходов управляющей организации и оператора ПТП, направленные на строительство и содержание инфраструктуры ПТП, освобождены от налога на прибыль без временного предела; управляющая организация, оператор и резиденты ПТП освобождены от земельного и имущественного налогов; техника, технологическое оборудование и установки, ввозимые в целях строительства инфраструктуры и производственных площадей в ПТП, освобождены от НДС.

Главной целью этих стимулов служит поощрение и содействие развитию ненефтяного сектора и привлечение иностранных инвестиций.

Азербайджан выбрал инновационный путь для обеспечения устойчивого развития. С этой целью в стране созданы важные институциональные структуры, деятельность которых призвана оказывать должную поддержку инновационному развитию республики.

Одной из таких структур является Государственный фонд развития информационных технологий, который призван оказывать необходимую поддержку развитию проектов в области ИКТ, инвестировать в их развитие как внутри страны, так и за ее пределами.

Другим направлением является возможность создания благоприятной среды для развития ИТ-промышленности. Именно в этой сфере важную роль призван сыграть технопарк, куда будут привлечены как внутренние, так и зарубежные IT-компании.

Не менее важным фактором является усиление кадрового потенциала. Для этого создан Университет информационных технологий. В настоящее время в университете получают образование 60 студентов. Стремительное развитие сферы ИКТ и других отраслей ненефтяного сектора уже в ближайшие годы позволит снизить роль нефтяного сектора в национальной экономике.

К 2020 году объем нефтяных доходов в ВВП Азербайджана будет снижен с нынешних 47 процентов до 20-25 процентов.

3 главных направления, которые могут способствовать  созданию благоприятной среды:

Первое, это развитие человеческих ресурсов за счет развития науки, создание специализированных вузов, подобных IT-университету, отправка студентов на учебу за границу.

 Второе –  это создание благоприятной среды  для развития. Речь идет о политике  налогообложения, таможенной и фискальной  политике, защите инвестиций и  др., по каждой из которых правительство  делает все необходимое и возможное, чтобы создать благоприятную  среду для предпринимателей.

Третье важное направление — это капитал. В этом плане Азербайджан, по сравнению с другими странами, не обладающими природными ресурсами, имеет большие преимущества, и доход, полученный от нефтяной отрасли, направляется на развитие ненефтяной экономики. Азербайджан готов вкладывать инвестиции в создание новых кластеров. Речь идет о создании инноваций и создании экспортоориентированных продуктов (“Тренд”)[5].

 

Республика Беларусь

Развитие системы стимулирования научно-технической и инновационной деятельности

Цель  –  создание  эффективной  системы  стимулов  для  развития высокотехнологичных производств, активизация  процессов   коммерциализации результатов  интеллектуальной  деятельности,  увеличение  спроса  на  эти результаты  в  реальном  секторе  экономики,  создание  в  Республике Беларусь благоприятного инвестиционного климата.

Задачи:

- оптимизация  налоговой  системы,  развитие  системы  прямого  и косвенного  налогового  стимулирования  деятельности  организаций  по созданию  и  использованию  результатов  интеллектуальной  деятельности как важного фактора повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

-обеспечение  сочетания  налоговых,  финансовых  и  других механизмов  мотивации  инновационного  развития,  стимулирование;

- участия  частного  бизнеса,  привлечения  инвестиций,  в  том  числе зарубежных, в сферу создания объектов интеллектуальной собственности.

Механизмы реализации:

-применение  гибких  условий  оплаты  труда  работников  научных (включая  бюджетные)  и  инновационно  активных  организаций, максимально учитывающих их результативность;

-расширение прав  бюджетных научных организаций  по самостоятельному использованию  средств от приносящей доходы  деятельности;

-освобождение организаций  в течение  пяти  лет (с 1 января 2012 г.  по 31 декабря  2016  г.)  от  уплаты налога на прибыль при  реализации  ( передаче) прав  на  объекты  промышленной  собственности  путем  принятия  Указа Президента Республики Беларусь ”О мерах по повышению эффективности охраны и использования объектов интеллектуальной собственности“;

- сокращение  размеров  налогов,  взимаемых  с  фонда  оплаты  труда организаций, выполняющих научные исследования и разработки;

- предоставление  ряда налоговых льгот организациям  путем внесения изменений  и  дополнений  в  Налоговый  кодекс  Республики  Беларусь (срок – 2012 год), предусматривающих:

-освобождение от  налога на прибыль прибыли: организаций,  полученной  от  реализации  инновационных  товаров собственного производства, включенных в перечень инновационных  товаров; направленной на приобретение (создание) объектов нематериальных  активов,  предназначенных  для  использования  в  предпринимательской  деятельности,  в  виде  имущественных  прав  на  объекты  промышленной  собственности  и  НИОК(Т)Р,  зарегистрированных  в  государственном реестре в  установленном порядке;организаций в случае, если доля выручки, полученной от реализации высокотехнологичных  товаров  собственного  производства,  составляет более  50  процентов  выручки,  полученной  от  реализации  товаров  (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (лизинг) имущества;

- освобождение  до  1  января  2016  г.  от  налога  на  недвижимость  и земельного налога научных организаций, технопарков, центров трансфера технологий;

- установление ставки  налога на прибыль в размере 10 процентов: для технопарков и  их резидентов, центров трансфера  технологий; в  отношении  прибыли  организаций,  полученной  от  реализации товаров собственного производства, являющихся  высокотехнологичными в  соответствии  с перечнем,  определяемым  Советом Министров  Республики Беларусь.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Азербайджанской Республики