Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Азербайджанской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Международное налогообложение – совокупность норм национального и международного права, которое регулирует налогообложение субъектов ВЭД.
Международное двойное налогообложение - обложение одного и того же дохода или собственности более чем в одной стране.
Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект налогообложения неоднократно попадает под налогообложение разными налогами или уплата налогов с одного и того же объекта осуществляется разными налогоплательщиками

Содержание работы

Основные термины………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика Азербайджанской Республики и Республики Беларусь ………………………………………………………………………………..5
2 Основные макроэкономические показатели Азербайджанской Республики и Республики Беларусь …………………………………………………………….8
3 Международная классификация налогов…......……………………………..10
4 Организация налогообложения в Азербайджанской Республике и Республике Беларусь……………………………………………………………………11
5 Сравнительная характеристика налоговых систем Азербайджанской Республики и Республики Беларусь……...………………………………………..14
6 Двойное налогообложение и методы его устранения ….….……………..…25
7 Налоговое планирование……..……………………………………………….31
8 Оффшорные зоны ……………...……………………………………………...37
9 Налоговое администрирование ……………………………………………....42
10 Стимулирование инновационной деятельности..………………………..…44
Список использованных источников ….……………………………………….54

Файлы: 1 файл

STATISTIChESKAYa_TETRAD__AZERBAJDZhAN.docx

— 102.15 Кб (Скачать файл)

Благодаря своему географическому положению, возможности расположения СЭЗ вблизи морских портов и других международных транспортных узлов, Азербайджан становится наиболее привлекательной страной для иностранных инвестиций в сферу туризма именно через свободные экономические зоны. Многие регионы Азербайджана, имеющие живописную природу и древние памятники культуры, нуждаются в инфраструктурном развитии, чтобы принимать большое количество туристов.

К тому же для иностранных инвесторов будут привлекательны и льготы, заложенные в национальном законопроекте о СЭЗ. Согласно законопроекту, резиденты, занимающиеся предпринимательской деятельностью, будут платить налоги в размере двух процентов от оборота (средств, полученных от представленных товаров и услуг). НДС резиденты будут платить по нулевой ставке, а от других налогов, как и от таможенных пошлин, они освобождаются [13].

 

                          Республика Беларусь

К важнейшим целям развития свободных экономических зон (далее - СЭЗ) относятся стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объёма экспорта. Как и во всем мире, режим свободной экономической зоны предоставляет предприятиям возможность работать в специальных льготных условиях.

В республике действуют шесть свободных экономических зон:

1) «Брест» (1996)

2) «Гомель-Ратон»

3) «Минск» (1998)

4) «Витебск» (1999)

5) «Могилев» (2002)

6) «Гродноинвест» (2002)

На 1 марта 2014 года в СЭЗ работает 494 резидентов свободных экономических зон, на которых занято свыше 147 тыс. человек.

Свободные экономические зоны, как одна из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий.

СЭЗ представляют собой территории со специальными таможенными, регистрационными и налоговыми режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. Льготы по этому режиму распространяются на производство и реализацию импортозамещающих товаров и экспортируемых товаров и услуг.

Для всех СЭЗ установлен единый специальный правовой режим деятельности их резидентов, начиная с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ.

Государственные гарантии резидентам свободной экономической зоны установлены законодательством Республики Беларусь о СЭЗ, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза.

На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестиционной деятельности.

Основные преференции в СЭЗ:

• освобождение прибыли резидентов СЭЗ, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, а после истечения указанного срока – резидент СЭЗ уплачивает налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;

• обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года.

• освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования.

• освобождены от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (применяется с 01.01.2012 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных с 01.01.2012, и с 01.01.2017 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012);

• освобождены от земельного налога земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 года, для строительства объектов - на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 1 января 2012 года, вправе применять указанную льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 года и не более пяти лет с указанной даты;

• финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке.

Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на:

• общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;

• реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;

• банки и страховые организации.

Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ в порядке, установленном законодательством о СЭЗ, при условии соответствия объема инвестиций при реализации инвестиционного проекта, сумме эквивалентной не менее 1 млн. евро, а также создании и (или) развитии производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение (рассматривается бизнес-план).

Для рассмотрения вопроса о регистрации в качестве резидента юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в администрацию СЭЗ представляется ограниченный перечень документов[14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Оффшорные зоны

 

Оффшорные зоны (оффшоры) имеют следующие определения:

1 Суверенное государство, область или юрисдикция внутри страны с:

-низким уровнем налогов или их отсутствием;

-отсутствием прозрачности в осуществлении оффшорных законодательных и административных положений;

-обособленными налоговыми структурами, в результате чего местные жители и компании изолированы или исключены из специального налогового режима, который распространяется на нерезидентов — физических лиц и компании;

-законодательством, которое:

А)препятствует или ограничивает эффективный обмен информацией в отношении иностранных граждан или корпораций, пользующихся налоговыми льготами, способствуя тем самым уклонению от уплаты налогов.

Б)специально разработано для привлечения иностранного капитала.

2 Любая страна, в которой налоги ниже, чем в других государствах.

3 Любая страна с низким или нулевым уровнем налогов, которая обеспечивает конфиденциальность финансовых и юридических услуг нерезидентам — физическим лицам и компаниям.

Самые популярные оффшорные схемы:

Схема посредника

В классических торговых схемах оффшор выступает посредником-накопителем между поставщиком и покупателем.

При экспорте товара или услуги из страны при помощи оффшорной компании цена снижается до наименее возможной, т.е. покупаем сверх-дешево. Затем оффшор-посредник перепродает покупателю товар или услугу по реальной рыночной цене и в итоге сверх-прибыль остаётся на счетах у оффшорной компании.

При импорте, т.е. ввозе товара в страну при помощи оффшора-посредника, цена товара обычно занижается с целью минимизации суммы таможенных пошлин и НДС. Тут необходим тонкий учет таможенной стоимости: слишком низкая заявленная цена товара ведет к росту налога на прибыль, а слишком высокая — к росту таможенных платежей. В общем, при свободе выбора, искусство ценообразования заключается в стремлении и приближении выплат в пользу государства к минимальным. Сумму налога на прибыль можно уменьшать перечислениями выплат за услуги тем фирмам, которые на едином налоге или на упрощенной системе налогообложения.

Включение компании-оффшора в схему ведения бизнеса позволяет планирование НДС: покупая товар на экспорт, мы платим НДС, который государство обязуется вернуть спустя некоторое время, а в случае заключения договора от лица компании-оффшора мы НДС не платим.

Агентская схема

Простая, но элегантная схема: компания-оффшор нанимает агентом любую компанию в любой точке мира, которая действует по указаниям нанимателя. Прибыль поступает на счета оффшорной компании, а агент платит налоги от своего вознаграждения.

Строительная схема

В этой схеме оффшорная компания выступает в роле подрядчика — промежуточное звено между заказчиком, который платит деньги, и субподрядчиками, которые собственно и строят объект. Оставить большую часть денег на счетах оффшора-подрядчика не составит большого труда.

Производственная схема

В этой схеме компания-оффшор заказывает производство товара и по минимальным расценкам возмещает издержки. Компания-производитель отгружает товар компании-агенту, которая от имени оффшора реализует товар, перечисляет прибыль и получает свое вознаграждение. Таким образом, включая оффшор в качестве промежуточного звена в цепочку производитель-реализатор, мы собираем всю прибыль на счетах оффшора.

Транспортная схема

Удобная схема, если вы занимаетесь международными перевозками. Номинально перевозчиком товара является оффшорная компания, что при использовании договора об избегании двойного налогообложения, позволяет на законных основаниях минимизировать налоги. Фактически товары перевозит компания-агент в стране-резиденте за минимальное вознаграждение, с чего платит налоги.

Схема оказания услуг

Очень распространенная, но достаточно скользкая схема. Оффшорная компания оказывает компании резиденту некие услуги — деньги за услуги поступают непосредственно на счет оффшора, затраты относятся на себестоимость производимого товара и списываются, налог на прибыль тоже снижается, соответственно. Тонкость в том, чтобы знать, какие услуги можно отнести на себестоимость и иметь возможность доказать, что данные услуги были оказаны (хотя, как правило, никаких таких услуг не было вовсе). Иногда в эту схему включают для солидности какую-то красивую компанию из низконалоговой европейской зоны, Швейцарскую, например.

Кредитная схема

Элегантная и полностью легальная схема (хотя по факту почти коррупционная). Компания-резидент берет в банке кредит по предоплате по внешнеэкономическому контракту с компанией-оффшором. Деньги переводятся на счета оффшора и крутятся там полгода. Потом, по истечении срока кредита согласно законодательству деньги возвращаются в банк в связи невыполнением или невозможностью выполнения условий договора иностранным партнером. Суть в том, что оффшор полгода использовал деньги по своему усмотрению и оставил прибыль на своих счетах.

Схема роялти

Весьма популярная в последнее время схема. Компания-оффшор разрабатывает товарный знак и регистрирует его в патентном бюро страны резидента, лицензионные права у компании-оффшора. Далее лицензионные права на использование товарного знака передаются резиденту, (или сначала другой компании-оффшору, а затем резиденту) и он платит роялти. Суть в том, что роялти не облагается налогом и поступает на счета оффшора, издержки по выплате роялти относятся на счет производства и включаются в себестоимость, что в свою очередь снижает налог на прибыль.

Схема регистрации новых предприятий

Это любимая схема иностранных инвесторов. Допустим, мы хотим создать в стране резидента предприятие с привлечением иностранного капитала. Для этого компания-оффшор создает в стране резидента дочернюю компанию с использованием иностранного капитала. Выплата дивидендов оффшору тоже будет облагаться налогом, но эти налоги будут значительно ниже действующих налогов в стране резиденте, да и возможности вести бизнес больше.

«Из Азербайджана переведено около $200 млрд. в оффшорные зоны на островах Латинской Америки, Океании и Европы. Для этого активно использовались и банки мусульманских стран, сделки по недвижимости за рубежом, золото, акции», — заявил доктор экономических наук, председатель Центра экономических исследований Азербайджана Губад Ибадоглу. Об этом сказано в статье, опубликованной на сайте «Бизнесинфо.аз».

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Азербайджанской Республики