Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Азербайджанской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Международное налогообложение – совокупность норм национального и международного права, которое регулирует налогообложение субъектов ВЭД.
Международное двойное налогообложение - обложение одного и того же дохода или собственности более чем в одной стране.
Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект налогообложения неоднократно попадает под налогообложение разными налогами или уплата налогов с одного и того же объекта осуществляется разными налогоплательщиками

Содержание работы

Основные термины………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика Азербайджанской Республики и Республики Беларусь ………………………………………………………………………………..5
2 Основные макроэкономические показатели Азербайджанской Республики и Республики Беларусь …………………………………………………………….8
3 Международная классификация налогов…......……………………………..10
4 Организация налогообложения в Азербайджанской Республике и Республике Беларусь……………………………………………………………………11
5 Сравнительная характеристика налоговых систем Азербайджанской Республики и Республики Беларусь……...………………………………………..14
6 Двойное налогообложение и методы его устранения ….….……………..…25
7 Налоговое планирование……..……………………………………………….31
8 Оффшорные зоны ……………...……………………………………………...37
9 Налоговое администрирование ……………………………………………....42
10 Стимулирование инновационной деятельности..………………………..…44
Список использованных источников ….……………………………………….54

Файлы: 1 файл

STATISTIChESKAYa_TETRAD__AZERBAJDZhAN.docx

— 102.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Акцизы

 

Азербайджанская Республика

Республика Беларусь

Плательщик

Все предприятия и физические лица, производящие на территории Азербайджана подакцизные товары, являются плательщиками акциза

Организации

ИП

Физ.лица

Объект налогообложения

К подакцизным товарам относятся:

пищевой спирт, пиво и все виды спиртных напитков;

табачные изделия;

нефтепродукты;

легковые автомобили (за исключением автотранспортных средств специального назначения, оснащенных специальными знаками и оборудованием);

яхты для отдыха или спорта, а также другие плавучие средства, предусмотренные для этих целей.

облагаются подакцизные товары, произведенные на территории Азербайджана либо импортируемые на территорию республики.

 

От акциза освобождаются:

- ввоз 3 литров алкогольных напитков и 3 блоков сигарет для индивидуального потребления физического лица, а также для лиц, въезжающих в Азербайджанскую Республику на автомобилях - топливо в баке, предусмотренное техническим паспортом этого автомобиля;

- товары, перевозимые транзитом  через территорию Азербайджанской  Республики;

- временный ввоз товаров на  территорию Азербайджанской Республики, за исключением товаров, предназначенных  для реэкспорта;

- товары, предусмотренные для реэкспорта  и гарантированные залогом.

1.1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

1.2. ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых настоящий Кодекс, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;

1.3. подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

1.4. газ природный, углеводородный  для АЗС

Ставки

Ставки акцизов устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти. Экспорт подакцизных товаров облагается налогом по нулевой ставке.

 

На ввозимые в Азербайджанскую Республику подакцизные товары (за исключением легковых автомобилей, яхт для отдыха или спорта и других плавучих средств, предусмотренных для этих целей) ставки акцизов устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

К питьевому спирту, пиву, спиртным напиткам и табачным изделиям, произведенным в Азербайджанской Республике, применяются следующие ставки акцизов:

питьевой спирт (в том числе спирт этиловый неденатурированный с составом спирта не менее 80 процентов; спирт этиловый неденатурированный с составом спирта менее 80 процентов) - 0,8 манатов за литр;

. арак (водка), крепленые напитки  и крепленые питьевые материалы, ликер и ликерные изделия - 0,5 манатов за литр;

. коньяк и коньячные материалы - 0,2 манатов за литр;

. шампанские вина - 0,2 манатов за литр;

. вина и винные материалы - 0,1 манатов за литр;

пиво (кроме безалкогольного пива) и прочие напитки, содержащие пиво, - 0,08 манатов за литр;

 

 

 

Порядок исчисления и уплаты

Отчетным периодом по акцизам является календарный месяц. При производстве подакцизных товаров акцизы по налогооблагаемым операциям должны быть уплачены не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Акцизы уплачиваются в государственный бюджет.

Декларация – до 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Уплата – до 22 числа месяца следующего за налоговым периодом.


 

Имущественные налоги

Налог на имущество 

 

Налог на недвижимость


 

 

Азербайджанская Республика

Республика Беларусь

Плательщик

физические лица и предприятия, имеющие в собственности налогооблагаемые объекты

Плательщики:  организации и физические лица с учетом особенностей (ст 183 НК РБ)

Объект налогообложения

стоимость строений и их частей, находящихся в частной собственности физических лиц; средства воздушного и водного транспорта, принадлежащие физическим лицам; автотранспортные средства; среднегодовая стоимость основных средств, состоящих на балансе предприятий.

здания и сооружения (ст. 185 НК РБ)

Налоговая база: оценочная (остаточная) стоимость объектов обложения. (ст. 187 НК РБ)

Ставки

Физические лица уплачивают налог на имущество по следующим ставкам:

- 1% - с инвентарной стоимости  зданий (налог не взимается, если  эта стоимость не превышает 300-кратного  размера не облагаемого налогом  месячного дохода);

- 0,02% - от размера не облагаемого  налогом месячного дохода за 1 куб. см двигателя воздушного  и водного транспорта;

- 1% - от рыночной стоимости не  имеющих двигателя средств воздушного  и водного транспорта.

Предприятия уплачивают налог на имущество в размере 1% от стоимости основных средств.

Предприятия и физические лица уплачивают годовой налог на имущество за автотранспортные средства в зависимости от объема двигателя этих средств (из расчета за 1 куб. см) по нижеследующим ставкам

 

Наименование объекта налогообложения

В процентах от условной финансовой единицы

Легковые автомобили

0,2

Автотранспортные средства, перевозящие грузы, и автобусы

0,4


Ставки налога:

0,1 % - для  физических лиц

1 % -  для организаций

2 %  -  для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства (ст 188 НК РБ)

Порядок исчисления и уплаты

Физические лица уплачивают налог на имущество за текущий год равными долями не позднее 15 августа и 15

ноября.

Налоговым периодом по налогу на имущество предприятия признается календарный год.

 

Плательщики налога на имущество уплачивают налог не позднее 15-го числа второго месяца каждого квартала в размере 25% суммы налога на имущество предыдущего года в качестве текущих налоговых выплат.

Декларация – до 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Уплата – до 22 числа месяца следующего за налоговым периодом.


 

 

Земельный налог

 

Азербайджанская Республика

Республика Беларусь

Плательщик

Организации

Физ.лица

Организации

Физ.лица

Объект налогообложения

земельные участки, находящиеся в собственности или во владении физических лиц и предприятий на территории Азербайджанской Республики.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц;

в собственности, постоянном или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций.

Ставки

Ставка земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения устанавливается в 0,06 манат за 1 условный балл.

Условные баллы определяются соответствующим органом исполнительной власти с учетом районов кадастровых оценок и в зависимости от назначения, географического местоположения и качества земель сельскохозяйственного назначения по административным районам, которые входят в конкретный кадастровый район.

- 0,025 % от их кадастровой стоимости - за земельные участки для  размещения объектов многоквартирной  жилой застройки (жилая многоквартирная  зона);

- 0,1 % от их кадастровой стоимости - за земельные участки для  размещения объектов усадебной  жилой застройки (строительства  и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства), гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных  стоянок, ведения коллективного  садоводства и огородничества, сенокошения  и выпаса сельскохозяйственных  животных (жилая усадебная зона);

- 0,55 % от их кадастровой стоимости - за земельные участки для  размещения объектов административного, финансового назначения, розничной  торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения  и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного, спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг), автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок (общественно-деловая зона);

- 1,1 % от их кадастровой стоимости - за земельные участки для  размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой  торговли, материально-технического  и продовольственного снабжения, заготовок и сбыта продукции, коммунального хозяйства, по ремонту  и обслуживания автомобилей (производственная  зона);

- 1 % от их кадастровой стоимости  – за земельные участки для  размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения (рекреационная зона);

- 3 % от их кадастровой стоимости - за земельные участки для  размещения автомобильных заправочных  и газонаполнительных станций (общественно-деловая  зона).

Порядок исчисления и уплаты

Предприятия исчисляют земельный налог ежегодно на основании размеров земельных участков и ставок земельного налога и не позднее 15 мая представляют расчеты налоговым органам. Сумма земельного налога, исчисленная таким образом, относится к вычетам из доходов.

 

Земельный налог уплачивается равными частями не позднее 15 августа и 15 ноября. Если земельный налог не уплачен прежним владельцем земли, налог уплачивается новым владельцем земли.

Декларация – до 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Уплата – до 22 числа месяца следующего за налоговым периодом.


 

 

Налог по упрощенной системе

 

Азербайджанская Республика

Плательщик

Предприятия, не зарегистрированные в целях уплаты НДС, за исключением предприятий, производящих подакцизные товары, кредитных и страховых организаций, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предприятия жилищно - коммунального хозяйства являются плательщиками налога по упрощенной системе.

Объект налогообложения

общий объем выручки за предоставленные товары (работы, услуги), а также суммы, полученные от внереализационной деятельности налогоплательщика в течение отчетного периода

Ставки

Упрощенный налог подсчитывается с суммы средств (объема валовой выручки), полученной от предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг плательщиками этого налога, и с внереализационных доходов по следующей ставке:

по городу Баку

4 процента

По другим городам и районам, Нахчыванской Автономной Республике

2 процента


Порядок исчисления и уплаты

Отчетным периодом по упрощенной системе является квартал. Плательщики налога по упрощенной системе до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в налоговые органы декларацию о сумме налога, подлежащей уплате, и в эти же сроки уплачивают налог в бюджет.


 

 

Промысловый налог

 

Азербайджанская Республика

Плательщик

лица, добывающие полезные ископаемые из недр.

Объект налогообложения

полезные ископаемые, добываемые из недр, включая сектор Каспийского моря (озера), принадлежащий Азербайджанской Республике.

Ставки

Промысловый налог устанавливается в зависимости от видов добываемых из недр полезных ископаемых, с применением к оптовой цене на них, в следующем порядке:

Наименования полезных ископаемых, облагаемых промысловым налогом

Ставки промыслового налога (в процентах)

Сырая нефть

26

Природный газ

20

Рудные полезные ископаемые: металлы всех видов

3


Порядок исчисления и уплаты

Ставки промыслового налога применяются к оптовым ценам отдельных видов полезных ископаемых.

 

Промысловый налог, за исключением промыслового налога по строительным материалам местного значения, подлежит внесению в государственный бюджет. Промысловый налог по строительным материалам местного значения уплачивается в местный (муниципальный) бюджет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Двойное налогообложение и методы его устранения

 

Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект налогообложения неоднократно облагается разными налогами или уплата налогов с одного и того же объекта осуществляется разными налогоплательщиками.

Экономическое (международное) двойное налогообложение производится тогда, когда один и тот же доход или собственность попадают под налоговою юрисдикцию более чем одной страны.

Практические ситуации, приводящие к возникновению двойного налогообложения следующие:

• одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране (двойное резидентство);

• один и тот же доход облагается в одной стране – на основе резидентства его получателя, а в другой – на основе правила об источнике дохода (двойное обложение всей суммы дохода);

• расходы, понесенные налогоплательщиком, по-разному зачитываются на территориях различных государств (двойное обложение одного и того же объекта);

• один и тот же доход рассматривается как имеющий свой источник (происхождение) в двух (или более) странах (двойное обложение иностранного дохода)

Двойное налогообложение имеет несколько последствий. На макроэкономическом уровне рассматриваемый феномен неблагоприятно влияет на интеграцию экономических систем, формирование равноправной конкурентной среды и общего рынка, свободное движение и обмен товаров, услуг и капитала, препятствует привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику. На микроэкономическом уровне двойное налогообложение увеличивает убытки налогоплательщиков, что заставляет предпринимателей сдерживать деловую активность или повышать цены для того, чтобы компенсировать недополученную чистую прибыль. Распределение налогового бремени становится несправедливым, а чем тяжелее бремя многократного налогообложения, тем больше стимулов у частных лиц и корпораций уклоняться от уплаты налогов. Стремление компаний избежать уплаты налогов, в свою очередь, может вызвать ухудшение состояния национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Двойное налогообложение, безусловно, является проблемой, как в рамках отдельного государства, так и для международного налогообложения в целом.

Механизм устранения двойного налогообложения направлен на урегулирование налоговых взаимоотношений между странами-партнерами путем распределения прав по налогообложению между договаривающимися государствами

Рассмотрим метод налогового кредита. Особенностью применения налогового кредита является то, что государство включает доход, полученный в стране — источнике дохода, в общий доход налогоплательщика для определения его налоговых обязательств в стране резидентства. Затем сумма налога, уплаченного в государстве — источнике дохода, вычитается из налогового оклада, подлежащего уплате в стране резидентства.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Азербайджанской Республики