Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Азербайджанской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Международное налогообложение – совокупность норм национального и международного права, которое регулирует налогообложение субъектов ВЭД.
Международное двойное налогообложение - обложение одного и того же дохода или собственности более чем в одной стране.
Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект налогообложения неоднократно попадает под налогообложение разными налогами или уплата налогов с одного и того же объекта осуществляется разными налогоплательщиками

Содержание работы

Основные термины………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика Азербайджанской Республики и Республики Беларусь ………………………………………………………………………………..5
2 Основные макроэкономические показатели Азербайджанской Республики и Республики Беларусь …………………………………………………………….8
3 Международная классификация налогов…......……………………………..10
4 Организация налогообложения в Азербайджанской Республике и Республике Беларусь……………………………………………………………………11
5 Сравнительная характеристика налоговых систем Азербайджанской Республики и Республики Беларусь……...………………………………………..14
6 Двойное налогообложение и методы его устранения ….….……………..…25
7 Налоговое планирование……..……………………………………………….31
8 Оффшорные зоны ……………...……………………………………………...37
9 Налоговое администрирование ……………………………………………....42
10 Стимулирование инновационной деятельности..………………………..…44
Список использованных источников ….……………………………………….54

Файлы: 1 файл

STATISTIChESKAYa_TETRAD__AZERBAJDZhAN.docx

— 102.15 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6].

 

Таблица 7 - Доходы (удельный вес) в государственном бюджете Республики Беларусь

Индикатор

2011

2012

2013

Другие доходы

22,1

21,7

19,3

Налог на прибыль

5,2

5,8

4,9

Налог на добавленную стоимость

34,5

33,9

37,2

Акциз

10,3

11,8

16,6

Доходы от внешнеэкономической деятельности

27,9

26,8

22


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3].

 

 

 

 

 

 

3 Международная классификация налогов

 

В современных условиях для международных сопоставлений наиболее широко применяется система налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и развития. Классификация налогов ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

   Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования.

   С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая Международным валютным фондом (МВФ). При практически полном совпадении принципов формирования и названий основных групп (разделов) налогов классификация МВФ менее подробная (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик.

   Сильно отличаются от классификаций ОЭСР и МВФ классификации СНС и ЕСЭИС. Классификация по Системе национальных счетов (СНС) использует подход, очень схожий с рассмотренной выше традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел. Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы.

  Европейская система  экономических интегрированных  счетов (ЕСЭИС) выделяет следующие  налоговые группы: налоги на доходы  и импорт (т.е. объединяет в одну  группу внутренние косвенные  налоги и таможенные пошлины  и сборы, что не характерно  ни для одной из вышеупомянутых  налоговых классификаций), налоги  на капитал, регистрационные сборы  и пошлины.

  Различия между классификациями  ОЭСР и МВФ и классификациями  СНС и ЕСЭИС определяются их  задачами: две первые системы  подчинены необходимости систематизации  и международного сопоставления  налоговых поступлений, а две  последние направлены на решение  проблем бухгалтерского учета  при использовании методики национальных  счетов.  Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов.

   Преимущество систем ОЭСР и МВФ по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в малочисленности групп «Прочие налоги» и «Другие налоги и сборы». Тем самым сгруппированные в разделы и подразделы налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

  К недостаткам материалов  ОЭСР по налогам можно отнести  «запаздывание» публикаций (временной  лаг между истекшим годом и  появлением публикаций может  составлять два-три года) и редкую  периодичность изданий (подробные  тематические издания выходят  один раз в пять лет). Однако  высокая степень сопоставимости  статистических материалов не  только по странам, но и во  времени (результаты, уточненные по  методике ОЭСР, позволяют вести  корректные сопоставления даже  при осуществлении в отдельных  странах коренных налоговых реформ) делает методику ОЭСР наиболее  подходящей для выявления долгосрочных  тенденций в налогообложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Организация налогообложения в Азербайджанской Республике и Республике Беларусь

 

 

Азербайджанская Республика

Республика Беларусь

Национальный налоговый орган

Министерство по налогам Азербайджанской Республики

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Налоговая система

3 уровня

1) Государственные налоги

2) Налоги автономной Республики (Нахичеванская Автономная Республика)

3) Местные налоги

2 уровня

1) Республиканские налоги и сборы

2) Местные налоги и сборы

Принципы налогообложения

- принцип всеобщности, равенства, справедливости;

- налоги должны иметь экономическое  обоснование;

- налоги не могут носить дискриминационный  характер (за исключением таможенных  пошлин на товары, ввозимые на  территорию Азербайджанской Республики);

- не допускается устанавливать  налоги, нарушающее единое экономическое  пространства Азербайджанской Республики:

- никто не может быть принужден  более одного раза платить  налог одного вида из получаемой прибыли (дохода);

- не допускается устанавливать  налоги, препятствующие осуществлению  конституционных прав и свобод  каждого;

- налоги устанавливаются исключительно  НКАР, их изменения или отмена  осуществляется внесением изменений  в данный Кодекс;

- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и не установленные Кодексом либо установленные по иным правилам, чем это определено Кодексом.

- принцип всеобщности, равенства;

- не допускается установление  налогов, наносящих ущерб национальной  безопасности Республики Беларусь, её территориальной целостности, политической и экономической  стабильности, в том числе, нарушающих  единое экономическое пространство  Республики Беларусь;

- допускается установление особых  видов ставок таможенных пошлин  в зависимости от страны происхождения  товаров;

- ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать налоги, не предусмотренные НКРБ, либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, НКРБ;

- каждое лицо обязано уплачивать  законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо  признаётся плательщиком.

Основные акты законодательства

НКАР и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

Указы, распоряжения Президента Азербайджанской Республики, содержащие вопросы налогообложения;

Постановления и Указы Кабинета Министров Азербайджанской Республики.

НКРБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

Декреты, Указы и распоряжении Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

Постановления Правительства Республики Беларусь.

Количество соглашений об избежании двойного налогообложения

48

65

Метод избежания двойного налогооблажения

Метод ограниченного налогового кредита

Метод ограниченного налогового кредита

Модель, являющаяся основой для заключения международных договоров

Типовая модель ОЭСР

Типовая модель ОЭСР

 

 

 

 


 

Налоги Азербайджанской Республики:

1 Государственные налоги:

- подоходный налог с  физических лиц;

- налог на прибыль юридических  лиц (кроме предприятий, находящихся  в муниципальной собственности);

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на имущество  юридических лиц;

- земельный налог с  юридических лиц;

- дорожный налог;

- промысловый налог;

- упрощённый налог.

2 Налоги Автономной Республики

К ним относятся, взимаемые в Нахичеванской Автономной Республике, государственные налоги.

3 Местные налоги:

- земельный налог с  физических лиц;

- налог на имущество  физических лиц;

- промысловый налог на  строительные материалы местного  значения;

- налог на прибыль предприятий  и организаций, находящихся в  муниципальной собственности. 6

 

Налоги Республики Беларусь:

1 Республиканские налоги и сборы:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы иностранных  организаций, не осуществляющие  деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

- подоходный налог с  физических лиц;

- налог на недвижимость;

- земельный налог;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- сборы и пошлины (оффшорный  сбор, консульский сбор, гербовый  сбор, сбор за проезд автомобильных  транспортных средств иностранных  государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики  Беларусь, государственная пошлина, патентные пошлины, таможенные пошлины  и сборы).

2 Местные налоги и сборы:

- налог за владение  собаками;

- курортный сбор;

- сбор с заготовителей. [7;8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Сравнительная характеристика налоговых систем Азербайджанской Республики и Республики Беларусь

 

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ И ДОХОД

Подоходный налог

 

Азербайджанская Республика

Республика Беларусь

Плательщик

Физическое лицо

Физическое лицо

Объект налогообложения

Объектом налогообложения у резидентов в налоговом году является разница между всеми доходами, полученными резидентами в указанный период, и вычетами из дохода. При удержании налога у источника объектом налогообложения является доход, подлежащий налогообложению.

доходы, полученные плательщиками:

1.от источников в Республике  Беларусь и (или) от источников  за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь

2. от источников в Республике  Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Ставки

Месячный доход облагается налогом на доходы физических лиц по следующим ставкам

Сумма месячного налогооблагаемого дохода

Сумма налога

до 2500 манат

14 процентов

свыше 2500 манат

350 манат + 25 процентов от суммы свыше 2500 манат


С налогооблагаемых доходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, взимается налог по ставке 20 процентов

1. Ставка налога с физических лиц устанавливается в размере 12 процентов, если не определено иное.

2.  в отношении доходов, полученных плательщиками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в аренду  жилых и (или) нежилых помещений, находящихся на территории Республики Беларусь  в размере, не превышающем 33 100 000 белорусских рублей в налоговом периоде устанавливаются в фиксированных суммах согласно приложению 26 к Налоговому Кодексу.

3. Ставка налога с физических лиц устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов, полученных:

3.1. физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам);

3.2. индивидуальными предпринимателями – резидентами Парка высоких технологий;

3.3. физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам).

4.  в размере 15 процентов в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской деятельности.

Порядок исчисления и уплаты

Налоговый период – год

Может уплачиваться в виде ежемесячных или ежеквартальных платежей, налогоплательщик может выбрать упрощенную форму авансового платежа, на основании данных за предыдущий год.

Налоговый период – календарный год

Уплата возложена на налоговых агентов, которые исчисляют и удерживают подоходный налог:

-не позднее дня выплаты дохода в части выплат акционерам, превышающих их вклад;

-по иным доходам – ежемесячно.

Физ. лица, уплата налога которых не возложена на налоговых агентов, исчисляют сумму налога не позднее 1 марта года след. за истёкшим налоговым периодом, а уплачивают –не позднее 15 мая.


 

Налог на прибыль

 

Азербайджанская Республика

Республика Беларусь

Плательщик

Предприятия-резиденты и нерезиденты

организации

Объект налогообложения

Для предприятия-резидента является его прибыль. Прибылью является разница между доходами и расходами, вычитаемыми из дохода.

Валовая прибыль

Дивиденды и приравненные к ним доходы

Ставки

Прибыль предприятий облагается налогом по ставке 20 процента. Ставка налога на прибыль производственных предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов, снижается на 50% при условии, что 50% работников такого предприятия составляют инвалиды.

Чистая прибыль постоянного представительства нерезидента, помимо налога на прибыль, облагается налогом по ставке 10% от любой суммы, перечисленной (выданной) в пользу этого нерезидента из прибыли постоянного представительства. При уплате налога в Азербайджане засчитываются суммы налога на доходы или налога на прибыль, не относящиеся к Азербайджанским источникам, уплаченные за пределами Азербайджана. Если резидент непосредственно или косвенно владеет более 20% уставного фонда нерезидента, получившего доход в стране с льготным налогообложением, или, если в свою очередь владеет более 20% его акций с правом голоса, указанный доход резидента включается в его налогооблагаемый доход. Под зарубежной страной с льготным налогообложением подразумевается страна с налоговой ставкой ниже в 2 или более раза ставок, установленных налоговым законодательством, либо в котором есть закон о тайне информации о компаниях

18% – Основная ставка

10%:

- Организации, осуществляющие производство  лазерно-оптической техники, у которых  доля этой техники в стоимостном  выражении в общем объеме их  производства составляет не менее 50 процентов,

- Научно-технологические парки, центры  трансфера технологий, резиденты  научно-технологических парков при  условии, если  их деятельность является инновационной.

- при реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, (менее 50 % выручки - от этой продукции)

 

5%:

- члены научно-технологической  ассоциации, созданной в соответствии  с законодательством Белорусским  государственным университетом, в  части выручки от реализации  информационных технологий и  услуг по их разработке.

 

9%:

- от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части.

 

12%:

- прибыль по дивидендам, указанным 

Порядок исчисления и уплаты

Налоговым периодом является календарный год.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выплачивать в государственный бюджет текущие выплаты не позднее 15 дней по завершении квартала. Предприятия и организации, находящиеся в муниципальной собственности, налог на прибыль уплачивают в местные бюджеты (муниципальные бюджеты). Сумма каждой выплаты составляет 1/4 часть налоговой суммы, исчисленной в предыдущем налоговом году.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год.

Налоговым периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода представляется плательщиком в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом,

Плательщики производят уплату:

 не позднее 22 апреля, 22 июня, 22 сентября  и 22 декабря текущего налогового  периода; и заключительно - не позднее 22 марта года, следующего за истекшим  налоговым периодом.

Особенности

Валовая прибыль может быть уменьшена на убытки пришлых лет (5 предыдущих лет)

Валовая прибыль может быть уменьшена на убытки пришлых лет (10 предыдущих лет)


 

 

НАЛОГИ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ

НДС

 

Азербайджанская Республика

Республика Беларусь

Плательщик

Плательщиками НДС являются лица, зарегистрированные либо подлежащие регистрации как плательщики НДС.

Организации

ИП

Физ.лица

Объект налогообложения

Объектами налогообложения являются добавленная стоимость налогооблагаемых операций и налогооблагаемый импорт. Налогооблагаемыми операциями являются отправка товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках предпринимательской деятельности, если указанные операции осуществляются на территории Азербайджана. Оказание услуг или выполнение работ за пределами Азербайджана не включаются в состав налогооблагаемых операций. Стоимость налогооблагаемой операции определяется на основании суммы (с включением пошлины, налогов или иных сборов), полученной налогоплательщиком от заказчика или иного лица либо подлежащей оплате без учета НДС.

 

Некоторые виды товаров (работ, услуг) не облагаются НДС:

- стоимость выкупаемого в порядке  приватизации имущества государственных  предприятий, а также часть арендной  платы от аренды государственного  предприятия, которая подлежит выплате  в бюджет;

- оказание финансовых услуг (включая  финансовый лизинг);

- поставка или импорт национальных  или иностранных валют (кроме  используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг;

- вклад любых средств в уставный  фонд предприятия;

- некоторые другие, перечисленные  в Налоговом законодательстве

1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:

1.1. по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;

1.2. по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

1.3. по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;

1.4. по передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога;

1.5. по передаче лизингодателем предмета лизинга лизингополучателю;

1.6. по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

1.7. по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающие у доверительного управляющего;

1.8. по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей;

1.9. по прочему выбытию товаров собственного производства, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в магазинах беспошлинной торговли,;

1.10. по передаче имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

1.2. ввоз товаров на территорию Республики Беларусь

Ставки

Стандартная ставка НДС составляет 18% от стоимости каждой налогооблагаемой операции и каждого налогооблагаемого импорта. 
  
Работы, услуги и проведение операций облагаются НДС по ставке ноль (0):

- товары и услуги, предусмотренные  для официального использования  зарубежных дипломатических и  аналогичных представительств, а  также для личного пользования  дипломатических, административных  и технических сотрудников, в  том числе членов их семей, совместно проживающих с ними;

- приобретение и импорт товаров, работ, услуг за счет безвозмездной  финансовой помощи, полученной из-за  рубежа (гранты);

- экспорт товаров;

- международная перевозка пассажиров  и грузов, а также транспортные  и иные услуги, работы, непосредственно  связанные с предоставлением  горюче-смазочных материалов и  иных технических предметов, используемых  в международных полетах.

1.1. ноль (0) процентов:

1.1.1. при реализации:

товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц;

товаров собственного производства владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации в магазинах беспошлинной торговли;

товаров в розничной торговле через магазины физическим лицам, не имеющим постоянного места жительства в государстве – члене Таможенного союза;

бункерного топлива для заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты и (или) международные воздушные перевозки;

услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Республики Беларусь и воздушном пространстве Республики Беларусь, по обслуживанию, включая аэронавигационное обслуживание, воздушных судов, выполняющих международные полеты.

1.2. десять (10) процентов:

1.2.1. при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;

1.2.2. при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь.

1.3. двадцать (20) процентов:

1.3.1. при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.4, а также при реализации (передаче) имущественных прав;

1.3.2. при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, не указанных в подпункте 1.2.2 настоящего пункта;

1.3.21. при прочем выбытии товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли;

1.4.  9,09 % или 16,67 % – при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.

Порядок исчисления и уплаты

Налогоплательщик обязан:

- подать налоговому органу декларацию  по НДС за каждый отчетный  период;

- уплачивать налог в бюджет  по каждому отчетному периоду  в сроки, установленные для подачи декларации.

Отчетным периодом по НДС является календарный месяц.

Налоговый период - год. отчётный - месяц или квартал.

Декларация подаётся до 20 числа месяца след за отчётным. Уплата – не позднее 22 числа месяца след за отчётным. Исключение 2 часть декларации, которая подаётся не позднее 20 числа месяца след, после месяца отражения в налоговом учёте.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и Азербайджанской Республики