Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:16, шпаргалка
Экономическая сущность налогов и сборов.
Признаками налога являются:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
б) индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающего получение конкретным плательщиком выгоды, эквивалентной произведенному платежу;
в) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
Личные налоги – это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.
Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим 4 признакам:
Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.
Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).
Еще одна особенность косвенных налогов заключается в том, что применяется дозированный порядок их уплаты для реального плательщика. Так, Л.В. Ходский писал: Перенесение всей тяжести бюджета на прямые налоги было бы слишком обременительным для населения: уплачивать налог незначительными долями, как при косвенных налогах, и вносить то же самое крупными суммами в виде прямых податей далеко не одно и то же.
Плательщиками признаются:
1. Объектами налогообложенияНДС признаются:
1.1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:
1.2. ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых настоящий Кодекс, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.
2. Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются:
2.1. суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые юридически значимые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав
2.2. перечисляемые в доход бюджета суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду
2.3. средства, полученные в результате отчуждения в установленном законодательством порядке находящегося в государственной собственности имущества
2.4. передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в качестве вклада участника простого товарищества (договора о совместной деятельности) в общее дело
2.5. безвозмездная передача
2.6. обороты по прочему выбытию
2.7. внутренние обороты организаций, ведущих лесное хозяйство;
2.8. передача членам некоммерческих организаций товаров (работ, услуг), приобретенных (ввезенных) за счет паевых (членских) взносов;
2.9. обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров
2.11. выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие);
2.12. обороты по возмещению:
2.13. уступка права требования первоначальным кредитором, происходящая из договоров, направленных на реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, в сумме, не превышающей размер первоначального обязательства по таким договорам;
2.14. отчуждение имущества по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений;
1.1. ноль (0) процентов:
1.1.1. при реализации:
товаров, помещенных
под таможенные режимы экспорта, реэкспорта,
а также вывезенных (без обязательств
об обратном ввозе на территорию Республики
Беларусь) в Российскую Федерацию, при
условии документального
работ (услуг)
по сопровождению, погрузке, перегрузке
и иных подобных работ (услуг), непосредственно
связанных с реализацией
экспортируемых транспортных услуг
работ (услуг)
по изготовлению товаров (за исключением
переработки ввезенных товаров)
работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации;
1.2. десять (10) процентов:
1.2.1. при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
1.2.2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;
1.3. двадцать (20) процентов:
1.3.1. при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в подпунктах 1.1, 1.2 и 1.4 — 1.6 настоящего пункта, а также при реализации имущественных прав;
1.3.2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, не указанных в подпункте 1.2.2 настоящего пункта;
1.4. девять целых девять сотых (9,09) процента (10 : 110 х 100 процентов) или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента (20 : 120 х 100 процентов) — при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость
1.5. ноль целых пять десятых (0,5) процента — при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней
1.6. двадцать четыре (24) процента — при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого
2. Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год.
Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный месяц, а для плательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года, не превышает 3 815 000 000 белорусских рублей, — по их выбору календарный месяц или календарный квартал.
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
1. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь:
1.1. лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;