Контрольная работа по «Налоги и налогообложение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Возникновение и развитие системы налогообложения в России. Принципы налогообложения. Основные направления налоговой политики государства. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

1. Транспортный налог.docx

— 85.57 Кб (Скачать файл)

В ст. 1 Закона 1991 г. «Об акцизах» акцизы определялись как косвенные налоги, которые увеличивают цену товара и поэтому уплачиваются потребителем. Перечень подакцизных товаров включал: виноводочные изделия, пиво, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесную продукцию из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, табачные изделия, шины, легковые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, высококачественные изделия из фарфора и изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.

Плательщиками акцизов являлись производящие и реализующие подакцизные товары предприятия. Ставки акцизов утверждались Правительством Российской Федерации и составляли по различным товарам от 5 до 90 % их стоимости.

Наряду с налогом на добавленную стоимость и акцизами, налог на прибыль с предприятий и организаций, также становится важнейшим источником бюджетных поступлений. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль был определен Законом 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Этим налогом облагалась прибыль (превышение доходов над расходами), полученная предприятиями и организациями, а также филиалами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Объектом обложения налогом являлась валовая прибыль предприятия, уменьшенная в соответствии с законодательством. Для целей налогообложения прибыль определялась как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость. Ставка налога на прибыль предприятий была установлена в размере 32 %, а для бирж и брокерских контор, а также предприятий, получивших прибыль от посреднических операций и сделок — 45 %. Доходы видеосалонов облагались по ставке 70 %, а игорных домов — 90 %. Сумма налога определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно. В течение квартала все плательщики должны были ежемесячно производить авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. Окончательная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определялась налогоплательщиками с учетом ранее произведенных платежей.

Для физических лиц основным налогом, по-прежнему, оставался подоходный налог. В соответствии со ст. 2 Закона 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» подоходным налогом облагается совокупный доход, полученный физическим лицом в календарном году. Минимальная ставка налога была установлена в размере 12 %, а максимальная — для дохода более 420 тыс. руб., — составляла 144 тыс. 540 руб. + 60 % с суммы превышающей этот доход. Порядок уплаты этого налога отдельными плательщиками основывался на подаче ими деклараций.

Характерной особенностью новой налоговой системы становится значительное обременение налогами, сборами и обязательными платежами фонда оплаты труда.

Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей был возложен на Государственную налоговую службу РФ и ее территориальные органы. Система налогового контроля включала 2700 налоговых инспекций с общей численностью работников более 160 тыс. человек.

В целях же борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями в соответствии с Указом Президента РФ 1992 г. № 262 «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации» впервые в истории нашего государства был создан специализированный правоохранительный орган — Главное управление налоговых расследований (налоговая полиция). Подразделения ГУНР были призваны осуществлять меры, направленные на повышение эффективности деятельности ГНС России по своевременному поступлению в бюджет налогов и других обязательных платежей. Став субъектом оперативно-розыскной деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные нарушения налогового законодательства.

По их материалам уже в течение первого года были возбуждены сотни уголовных дел, в бюджет дополнительно начислено около 400 млрд руб.

В 1998г. принята первая часть Налогового кодекса РФ – кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации, в 2000г. была принята вторая часть. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства РФ.

В первой части (общая часть) установлены общие принципы налогообложения. Вторая часть Налогового кодекса РФ (специальная или особенная часть), в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

За указанные периоды истории, Россия претерпела целый ряд потрясений политического, социального и экономического характера. Это, в свою очередь, непосредственно сказывалось на проводимой государством налоговой политике. Неоднократное сворачивание налогообложения сменялось его возобновлением, за последние десятилетия гражданами пройден сложный путь от «безналогового общества» к обществу, в котором в соответствии с Конституцией, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Тем не менее, в эти годы сохранялась преемственность налогообложения и каждая вновь созданная налоговая система, в той или иной степени, содержала в себе элементы предшествующей.

Практически в неизменном виде сохранился порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.

Основу отечественной системы налогового контроля в рассматриваемые периоды составляли податные (акцизные), финансовые и налоговые инспекции, которые имели сходные цели, задачи и полномочия. Налоговые органы осуществляли контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов и одновременно выполняли отдельные правоохранительные функции, в частности, проводили расследование налоговых преступлений в форме дознания.

В случаях же противодействия со стороны налогоплательщиков налоговые органы прибегали к помощи полиции или милиции. Однако обострение ситуации со сбором налогов в годы рыночных реформ вызвало необходимость создания, наряду с ними, специализированного правоохранительного органа — налоговой полиции.

 

Принципы налогообложения.

 

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих принципов налогообложения и создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности и т.д. Например, принцип всеобщности налогообложения вытекает из конституционного положения, нашедшего отражение в ст. 57 Конституции РФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги.

С учетом опыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной и отечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложения может базироваться на следующих принципах: справедливости, законности, всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенства налогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплате налога, стабильности законодательства и др.

а) Принцип справедливости налогообложения

В самом общем смысле справедливость применительно к налогообложению есть форма поведения государства, определяемая равным отношением к налоговым обязанностям и правам всех граждан и организаций, причем эти обязанности (права) одинаково возлагаются как на своих граждан, так и на других людей. Будучи по своей сути морально-правовым, принцип справедливости налогообложения в отдельных странах получил закрепление на конституционном уровне.

Принцип справедливости наиболее фундаментальный в системе принципов налогообложения. На него можно смотреть с двух сторон. Во-первых, этот принцип не только самостоятелен и имеет реальное содержание, но и повседневно доминирует над другими принципами, а вечно недовольный налогоплательщик апеллирует прежде всего к нему. Не только в России, но и в странах благополучной Европы и в США рядовой налогоплательщик если он недоволен налоговой системой, то в качестве основного ее недостатка указывает чаще всего на несправедливость.

Во-вторых, принцип справедливости налогообложения, будучи базовым, является исходным для большинства других принципов.

В российской юридической науке данный принцип нередко именуют принципом равного налогового бремени.

В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных условий. Он приобрел два аспекта: "справедливость по горизонтали" и "справедливость по вертикали".

Справедливость предполагает такой порядок налогообложения, при котором никто не несет чрезмерное налоговое бремя. В большинстве стран налоговая система призвана перераспределять богатство в пользу менее имущих. Поэтому подоходный налог высчитывается, как правило, по прогрессивной шкале, т.е. процент налогообложения зависит от величины дохода. Здесь, однако, возникает опасность того, что чрезмерно высокие ставки подоходного налога отобьют у людей желание работать и зарабатывать и, пагубно сказавшись на формировании капитала, окажутся неэффективными"

Закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать повышению авторитета власти, политической стабильности и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

б) Принцип законности налогообложения

Законность в сфере налогообложения можно определить как точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего налогового законодательства.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная статья усиливается категоричностью п. 5 ст. 3 НК РФ, в котором говорится: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом.

В принципе законности налогообложения выделяются две составляющие. Первая заключается в соблюдении законодателем при разработке и принятии налогового закона базовых идей, положений, принципов налогообложения, требований введения в действие законодательных актов. При этом, закрепляя налог как обязательный платеж для гражданина или организации, законодатель обращает особое внимание на такой существенный элемент налога, как объект налогообложения. Только закон может определить то имущество и тот доход, которые являются объектом налога.

Вторая составляющая принципа законности налогообложения заключается в применении норм налогового права, в неукоснительном выполнении (соблюдении, исполнении, использовании) всеми участниками налоговых правоотношений, включая государство, действующего законодательства.

Таким образом, принцип законности проявляется в налоговой сфере в первую очередь применительно к налоговым обязанностям. Так, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

Реализация принципа законности осуществляется в нормативно-правовых актах, которые ограничивают неправомерные действия и решения государства в налоговой сфере. Этот принцип на конституционном уровне ставит препоны налоговому произволу, создает основы определенного и законного налогообложения.

в) Принцип всеобщности налогообложения

Всеобщность налогообложения может быть сведена к следующей максиме: все классы и сословия, все граждане обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Принцип всеобщности налогообложения закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги, и в ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый гражданин России несет равные обязанности перед обществом. При этом следует указать на весьма важную деталь: в то время как статья 57 Конституции РФ закрепляет налоговую обязанность лишь в отношении физических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации. Разумеется, НК РФ делает исключения для отдельных граждан.

Например, в соответствии с п. 7 ст. 395 НК РФ освобождаются от уплаты налога на земельный участок физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Подобные исключения, связанные с налоговыми льготами, вполне вписываются в принцип всеобщности обложения и только подтверждают "доброе правило социальной справедливости".

г) Принцип налоговой платежеспособности

Данный принцип предполагает учет фактической способности к уплате налога исходя из экономических возможностей налогоплательщика. Принцип налоговой платежеспособности имеет в финансовой и финансово-правовой литературе и другие названия: "принцип равного налогового бремени", "принцип равномерности налогообложения", "принцип достаточности".

Принцип налоговой платежеспособности ориентирует государство в сфере налогообложения на сопоставление экономических возможностей различных налогоплательщиков и учета той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов.

Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что "налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными". Еще раньше на принцип налоговой платежеспособности обратил внимание Конституционный Суд РФ, который в Постановлении от 4 апреля 1996 г. указал, что данный "принцип требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности".

Информация о работе Контрольная работа по «Налоги и налогообложение»