Контрольная работа по «Налоги и налогообложение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Возникновение и развитие системы налогообложения в России. Принципы налогообложения. Основные направления налоговой политики государства. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

1. Транспортный налог.docx

— 85.57 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по дисциплине:

«Налоги и налогообложение»

 

Задание 1:

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами.  Возникновение и развитие системы налогообложения в России. Принципы налогообложения. Основные направления налоговой политики государства. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.

 

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.

 

 

Развитие российской экономики по рыночному пути предполагает использование налогов в качестве активного инструмента экономической политики.

Налоги являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из этого, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствуя ее структуру и механизм функционирования.

Российская налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и поэтому не могла быть совершенной. За время становления рыночных отношений в России произошли значительные изменения в политике, экономике, социальной сфере. Все это требовало внесения ряда изменений в нормативную базу по налогам.

Одним из важнейших направлений реформирования налоговой системы в России является создание Налогового кодекса Российской Федерации, единого систематизированного документа, регламентирующего весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами, порядок исчисления и взимания конкретных налогов, входящих в налоговую систему России.

Целью курса является формирование прочной теоретической базы для понимания экономического механизма налогообложения, развитие практических навыков по исчислению и уплате налогов в России.

Задача курса состоит в изучении основных положений теории налогов, важнейших налогов России, порядка их исчисления и уплаты, прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и полномочий отдельных органов государственной исполнительной власти в области налогообложения.

В процессе изучения курса необходимо:

- овладеть теоретическими основами налогообложения;

-уметь пользоваться законодательной базой по вопросам налогообложения;

- знать виды налогов и основу их классификации;

- знать особенности современной налоговой системы России и основные направления ее реформирования;

- знать различия налоговых систем зарубежных стран и международные аспекты налогообложения;

- знать круг налогоплательщиков и все элементы налогообложения;

- уметь рассчитать налог, знать его источник покрытия и соответствующее распределение по бюджетам различных уровней.

Данный курс основывается на знании дисциплин «Финансы», «Финансы организаций», «Финансы и кредит»,  «Финансовый менеджмент», «Правоведение», «Бухгалтерский учет», «Хозяйственное право», «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Экономика организации». Он тесно связан с такими дисциплинами, как «Деньги. Кредит. Банки», «Рынок ценных бумаг», «Бюджетная система».

На рисунке 1 представлена данная связь.

 

Рисунок 1  – Связь «Налоги и налогообложение» с другими дисциплинами.

Содержание дисциплины представлено следующими темами:

  1. Элементы налога и принципы налогообложения.  
    Налоги как экономическая категория. Функции налогов и их взаимосвязь. Экономические элементы налога, их определение и характеристика. Правовое оформление элементов налога и его значение. Субъект налога. Налоговый резидент, налоговый нерезидент. Постоянное представительство. Налоговый статус юридического лица и физического лица. Классификация налогоплательщиков. Налоговый агент, сборщик налогов. Объект налога. Виды объектов налогообложения. Предмет налога. Единица налогообложения. Налогооблагаемая база. Налоговая ставка. Виды налоговых ставок: твердые и долевые (процентные). Налоговые льготы, их сущность. Назначение налоговых льгот. Изъятия, скидки, налоговый кредит. Налоговый оклад. Источник налогов. Налоговый период. Характеристика классических принципов налогообложения. Налоговая декларация. Порядок уплаты налогов.
  2. Налоговая система Российской Федерации. Налоговая политика государства. Структура современной налоговой системы России. Способы налогового регулирования социально-экономических процессов. Необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы. Налоговый кодекс: необходимость, содержание, цели и задачи. Законодательство о налогах и сборах и другие правовые акты по налогам. Система налогов и сборов в Российской Федерации, их характеристика. Прямые и косвенные налоги. Региональные налоги и сборы. Местные налоги и сборы. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Состав и структура налоговых органов. Налоговое администрирование: цели и методы. Основные виды налоговых правонарушений. Формы и методы налогового контроля. Основные направления налоговой политики государства на современном этапе. Налоговая стратегия и тактика.
  3. Налогообложение прибыли организаций. Фискальное и регулирующее значения налога на прибыль. Плательщики налога, объект обложения и его состав. Общие правила исчисления налога на прибыль. Исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль. Отражение в бухгалтерском учете исчисленного по налоговой декларации налога на прибыль (ПБУ 18/02). Доходы от реализации. Прочие доходы и расходы. Перенос убытков на будущее. Механизм определения налогооблагаемой прибыли. Налоговые ставки. Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Авансовые платежи и расчет налога с фактической прибыли. Проблемы устранения двойного налогообложения. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль организаций.
  4. Налог на добавленную стоимость.Экономическое содержание и назначение налога на добавленную стоимость, перспективы и тенденции развития. Принципы построения налога на добавленную стоимость. Плательщики и объекты обложения. Исчисление налогооблагаемой базы. Ставки налога, их применение. Операции, освобождаемые от налогообложения, их классификация и назначение. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость и сроки его уплаты в бюджет. Счета-фактуры при расчетах. Налоговые вычеты: условия и механизмы применения.
  5. Акцизы. Акцизы как разновидность косвенных налогов, их экономическая сущность и значение. Принципы отбора подакцизных товаров. Плательщики, объекты обложения. Маркировка подакцизных товаров. Ставка акцизов. Порядок расчета суммы акцизов и сроки их уплаты. Порядок внесения в бюджет сумм акцизов.
  6. Налогообложение имущества организаций. Налог на имущество и его назначение. Плательщики налога. Объекты налогообложения. Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество, исчисление и уплата налога в бюджет. Особенности формирования налоговой базы на имущество, сданное в аренду.
  7. Страховые взносы во внебюджетные фонды. Экономическая сущность и значение страховых взносов. Объект обложения, база для начисления взносов, плательщики. Суммы, не подлежащие обложению. Льготы. Тарифы страховых взносов, порядок исчисления и сроки уплаты в бюджет. Порядок заполнения отчетности по страховым взносам.
  8. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами. Экономическая сущность и назначение платежей за пользование природными ресурсами. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов: плательщики сборов, объекты обложения, ставки сбора, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты в бюджет. Плата за пользование водными объектами (водный налог): плательщики и объект обложения, льготы, ставки, порядок определения и уплаты в бюджет. Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объекты обложения, налоговая база, порядок определения количества добытого полезного ископаемого, порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога. Земельный налог: общие положения, налогоплательщики, объект обложения, налоговая база, порядок определения налоговой базы (кадастровой стоимости земли), особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков в общей собственности, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, порядок исчисления налога и авансовых платежей.
  9. Налогообложение субъектов малого предпринимательства. Критерии малого предпринимательства как субъекта налогообложения. Сущность упрощенной системы налогообложения. Общая характеристика специального налогового режима – упрощенная система налогообложения. Порядок и условия начала и прекращения упрощенной системы налогообложения. Добровольный отказ от применения упрощенной системы налогообложения. Утрата прав на применение упрощенной системы налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности, порядок исчисления и сроки уплаты единого налога в бюджет. Порядок исчисления налога налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы. Порядок ведения книги учета доходов и расходов. Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу. Ставки единого налога, льготы.
  10. Налогообложение доходов физических лиц. Экономическая сущность и назначение налога на доходы физических лиц. Состав плательщиков. Объект налогообложения. Определение совокупного годового дохода. Доходы, освобождаемые от уплаты налога. Облагаемый совокупный годовой доход. Льготы и ставки по налогу. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности. Особенности налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок составления декларации о полученных доходах граждан и ее представления налоговым органам.
  11. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических и физических лиц. Государственная пошлина, ее характеристика и значение. Виды госпошлины, критерии дифференциации ее ставок. Плательщики, льготы, принципы взимания, порядок уплаты. Транспортный налог: плательщики, объект обложения, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Налог на игорный бизнес: плательщики и объект налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты в бюджет.

 

Возникновение и развитие системы налогообложения в России.

 

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов.

История отечественной налоговой системы связывается с возникновением древнерусского государства, финансовая система которого изначально основывалась на взимании дани в пользу князя. Так, еще в 884 г. киевский князь Олег, победив днепровских северян, обложил их данью.

До 988 г. основными видами налогов являлись дани (подати), оброки. Уплачивались они натурой, чаще всего медом, кунами и даже мечами. В основном в этот период налоги устанавливались по случаю войн и походов.

 Первые зачатки законодательного  закрепления норм, связанных со  сборами и повинностями, появляются  в «Русской правде». В ней предусмотрена  одна из древнейших повинностей, так называемый корм, т. е. поставка  пищевого довольствия чиновнику (вирнику), ездившему по волостям  для суда, и его лошадям.

После завоевания Руси Золотой Ордой на основе переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими «численниками», также осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно 14 видов «ордынских тягостей», к числу которых относились: выход («царева дань»), дань монгольскому хану, торговые сборы («мыт» и «тамка»), извозные повинности («ям» и «подводы»). Ежегодно взимаемая на территории Руси дань в пользу поработителей составляла огромные для того времени суммы. Например, «Московский выход» составлял 5-7 тыс. руб. серебром, а «новгородский выход» — 1,5 тыс. руб. Первоначально уплата дани контролировалась чиновниками хана, которые именовались баскаками, а затем откупившими это право купцами — бесерменами.

Так, например, в Новгороде дань была взята на откуп хивинскими купцами. В случае недоимки откупщики насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности платить брали людей в неволю.  
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III лишь в 1480 г., после чего началось воссоздание финансовой системы Руси. В качестве основного прямого налога были введены данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей, а затем — ямские, пищальные подати, сборы на городовое и засечное дело.

Иван Грозный в период своего правления ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей.

Для определения размера прямых податей служило «сошное письмо», которое составлялось писцами. «Соха» представляла собой условную податную единицу, определяемую на основе измерения земельных площадей или количества дворов, ее размер был неодинаков в разных местах. Так, промышленная, посадская или слободская «соха» составляла «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Эта единица налогообложения использовалась продолжительное время и была отменена лишь в 1679 г. В царствование Алексея Михайловича в 1655 г. создан Счетный приказ, который отвечал за взимание податей.

В 1680 г. он обеспечил поступление в государственную казну 1 203 367 руб. доходов. Из них на счет прямых налогов приходилось 44 %, а косвенных — 53,3 %. Остальные доходы приходились на чрезвычайные сборы и другие платежи.

Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие все сферы экономики, включая и финансы, связываются с именем Петра Великого (1672-1725 гг.). В период его правления взимались: стрелецкая подать, драгунские деньги, рекрутские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Учреждены должности прибыльщиков, которые предложили новые налоги, к числу которых относилась и пошлина на бороды. К числу же главных преобразований налоговой системы того времени относится введение подушной подати. Ее размер различался в зависимости от категории плательщиков. Так, с каждого крестьянина дворцового и синодского ведомства и крепостных подушных брали по 74 копейки, а с государственных крестьян еще, помимо того 40 копеек. С купцов и цеховых взимали по 120 копеек с души.

До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями. Впервые термин «налог» употреблен в 1765 г. известным русским историком А. Поленовым (1738-1816 гг.) в одной из его работ и постепенно становится общеупотребимым.

Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в., способствовали широкому развитию налогообложения. В то время налоги понимались как «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

В течение 1875-1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя такие прямые налоги, как поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный налог, промысловый налог и сбор с доходов от капитала. Предусматривалась также уплата налогов на обращение, т. е. на переход имущественных прав, в число которых входили: наследственный налог, крепостная пошлина, гербовой сбор. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.

Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими  
сословиями платило и дворянство . Налогообложению подлежали все земли за исключением тех, которые являлись казенными. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 до 17 копеек с десятины в зависимости от качества земли. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 млн руб.

К числу достаточно крупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения), который был введен вместо подушной подати с горожан. В указанный период он взимался по ставке 9-10 %. Например, в 1890 г. Этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн руб. из 4,14 млн руб. прямых налогов, а в следующем году — 2,8 млн руб.

Значительный рост городского населения обусловил введение в 1894 г. государственного квартирного налога, который взимался органами городского управления и целиком поступал в государственный бюджет (лишь в бюджет Санкт-Петербурга передавалась часть налога). Этим налогом облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся ли он собственником или арендатором. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры и составляла от 5 до 560 руб. Если наемная цена квартиры превышала 6 тыс. руб. ставка составляла 10 %. В 1900 г. квартирного налога получено 3,9 млн руб., а в 1908 г. — более 6 млн руб.

Наряду с указанными выше налогами в 1885 г. была предусмотрена уплата сбора с доходов от денежных капиталов. Введению указанного налога в немалой степени способствовали рост ссудного капитала и появление большого числа рантье. Объектом налогообложения в этом случае являлся доход от ссудных капиталов и ценных бумаг. Ставка налога составляла 5 %.

Под налогообложение попадали доходы, полученные в виде процентов по ценным бумагам как государственным, так и выпускаемых частными лицами; проценты по вкладам в кредитных учреждениях; доходы от капиталов, ссужаемых частными лицами и учреждениями торговым и промышленным предприятиям. Освобождались от налогообложения доходы по акциям и паям промышленных и торговых обществ, облагаемых дополнительным промысловым сбором. Ежегодно с налогоплательщиков удерживалось до 20 млн. руб. этого налога.

Развитие промышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложения и предприятий. В 1898 г. введено новое Положение о Государственном промысловом налоге. В соответствии с названным актом, промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов.

Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся, по сути, патентным сбором.  
После его уплаты физическим и юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые  
свидетельства (патенты).

Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. При отнесении торговых предприятий к тому или иному разряду во внимание принимался род торговой деятельности, например, к первому разряду относилась оптовая торговля, ко второму — розничная, к третьему и четвертому — «мелочная», к пятому — «развозочная» и к шестому — «разносная». Для кредитных и страховых учреждений определяющим являлся размер основного капитала, а для промышленных предприятий — количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. В торговле размер основного налога, в зависимости от разряда, составлял от 4 до 500 руб., а в промышленности — от 2 до 1500 руб.

Информация о работе Контрольная работа по «Налоги и налогообложение»