Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:01, лекция

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты.

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность налогов.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

Источник налога.

Источник налога - это тот  резерв, соответствующий экономический  показатель, за счет которого производится уплата налога. Например, прибыль, финансовый результат и т.д.

Налоговый оклад.

Сумма налога, причитающаяся  взносу в бюджет, именуется налоговый  оклад.

Что касается внебюджетных фондов, то в настоящее время налоги могут  зачислять только в пять государственных  фондов:

  • Пенсионный фонд РФ
  • Фонд социального страхования РФ
  • Фонд обязательного медицинского страхования РФ;
  • Государственный фонд занятости населения РФ;
  • Дорожный фонд РФ [ 18].

 

    1. Налоговые льготы

Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:

  • личные и для юридических лиц;
  • общеэкономические и социальные налоговые льготы;
  • внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.

Любые льготы несут одновременно отрицательные  последствия для государства  и положительные для лиц, которым  она предоставляется. Так для  государства это уменьшение доходов  от сбора налогов, а для лиц, которым  она предоставлена - возможность  повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

В отечественной налоговой литературе представлена следующая классификация[1][2]:

  1. изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
    • изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашений
    • необлагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) — п. 28 ст. 217 НК РФ
  2. налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264
  3. освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
    1. понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ)
    2. уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)[3]
    3. Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
    4. Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.
    5. Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке
    6. Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) — см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)
    1. Принципы налогообложения

Принцип – базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения. Основные:

  • Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.
  • Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.
  • Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.
  • Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.
  • Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.
  • Принцип гибкости налога. При изменении экономической ситуации в обществе и потребности государства в налоговых поступлениях налоги могут пересматриваться.
  • Принцип политической ответственности. Налоговая система должна быть построена для убеждения налогоплательщика в том, что они платят налоги для своего же блага. Политическая система должна точно выражать предпочтения налогоплательщиков. Если налогоплательщик не чувствует возмещения от уплаченных налогов со стороны государства, то они стремятся уклониться от уплаты налога.
    1. Методы налогообложения.

Под методами налогообложения понимается порядок изменения налоговой  ставки в зависимости от роста  налоговой базы. В теории известны четыре метода налогообложения:

Равный. Он подразумевает, что для каждого налогоплательщика принимается равная сумма налогов.

Пропорциональный. Для каждого налогоплательщика применяется равная ставка налога (налог на прибыль организации)

Прогрессивный. С ростом налоговой базы растёт базовая ставка

Регрессивный. С ростом налоговой базы уменьшается ставка налога

    1. Сущность и значение классификации налогов

Классификация налогов.

По мере усложнения налоговых  систем и появления новых приемов  налогообложения появилась потребность  в классификации налогов. На сегодняшний  день налоги весьма разнообразны и  образуют довольно разветвленную совокупность.Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.

Разделение всех видов  на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают  различия налогов в зависимости  особенностей их исчисления, уплаты, отнесения  на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов). Также существуют и иные критерии.

Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения  налогов, предопределенными самой  экономической природой налога как  такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как  правило, формируются на протяжении всей истории развития податных систем стран мира.2

I. Финансово-экономический признак.   

1. По способу изъятия:     

- прямые;    

- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).   

2. По переложению налогового бремени:    

- перелагаемые (косвенные);    

- неперелагаемые (прямые).  

3. По способу обложения:      

- налоги с ЮЛ;     

- налоги с ФЛ.     

- общие налоги.   

4. По объекту обложения:      

- имущественные;     

- рентные;     

- с выручки;     

- налоги на потребление.    

5. По единице налогообложения:      

- экономические налоги;     

- расчетные.   

6. По налоговым ставкам:     

- прогрессивные;     

- регрессивные;     

- пропорциональные;     

- твердые;     

- кратные МРОТ.   

7. По сфере функционирования:      

- общеобязательные;     

- специальные.    

8. По целевой направленности:       

- абстрактные;      

- конкретные.    

9. По способу выражения:       

- налично-денежные;      

- безналичные.     

10. По общему признаку налогового источника:      

- налоги на доходы;      

- налоги на расходы;     

11. По источнику уплаты:      

- индивидуальные;      

- включаемые в себестоимость;       

- за счет балансовой  прибыли;      

- за счет чистой прибыли;       

- с выручки.     

12. По способу обложения и взимания:      

- кадастровые;      

- декларационные;      

- у источника.     

II. Административно-правовой признак.

1.     По праву использования платежей:       

- собственные;    

- регулирующие.    

2. По структурно-административному признаку:    

- федеральные;    

- региональные;    

- местные.    

3. По способу перечисления:     

- автоматически;    

- самостоятельно;    

- по поручению.  

III. Пространственно-временной признак.

1.     По периодичности:  

- срочные; 

- регулярные.

2. По времени и месту взимания: 

- у источника дохода; 

- у владельца собственника  дохода; 

- при расходовании средств.

 

    1. Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам:

объект обложения, особенности  ставки, полноты прав соответствующих  бюджетов в использовании поступающих  налоговых сумм и другие признаки классификации:

  • в зависимости от плательщика:

1. физические лица;

2. юридические лица.

3. общие налоги для физических  лиц и организаций

В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяет следующие категории налогоплательщиков: граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства. Физические лица - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном  году (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее  в порядке наследования или дарения  и др.)

Налоги с организаций  – обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Юридическое  лицо - предприятие (организация), которое  имеет в собственности, хозяйственном  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  приобретать от своего имени и  осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 1. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Однако необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к налогоплательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частн6остифилиалы и представительства (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль)

Общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями  налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено  тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).

  • по объектам налогообложения:

1) имущество (движимое, недвижимое);

2) доход (прибыль) от  экономической деятельности;

3) операции по реализации  товаров, работ, услуг;

4) ввоз (вывоз) товаров  на таможенную территорию России (или с неё);

5) отдельные виды экономической  деятельности;

6) отдельные объекты.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящиеся  к имуществу в соответствии с  ГК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или иной натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» НК РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с вышеназванными главами НК РФ.

Реализацией товаров, работ  или услуг организацией или индивидуальными  предпринимателями признается соответственно передача на возмездной основе (в том  числе обмен товарами, работами или  услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных  работ одним лицом для другого  лица, возмездное оказание услуг, а  в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных  работ (оказанных услуг) одним лицом  другому лицу - на безвозмездной основе.1

  • по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:

1) собственные (закрепленные  налоги);

2) регулирующие налоги.

Собственные (закрепленные) налоги, те налоги, которые непосредственно  и целиком поступают в тот  или иной бюджет или внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги - разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

по принадлежности к уровню власти и управления:

1) федеральные;

2) региональные;

3) местные.

Федеральные (общегосударственные) налоги - элементы данных налогов определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории и  обязательны к уплате на всей территории РФ. Они устанавливаются НК РФ, не могут быть изменены органами государственной  власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Информация о работе Экономическая сущность налогов