Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с юридических лиц и физических лиц) по ставке установленной законодательством.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)

Экономическая сущность налогов

 

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с юридических лиц и физических лиц) по ставке установленной законодательством.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.

В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.

Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.

Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:

- первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.

- второй, заключается в стимулировании по средством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция.

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  1. Работники своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.
  2. Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и   других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.

Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Налогообложение - взимание налогов.

Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.

Сходство налога и сбора:

- и налог и сбор обязательны

- и налог и сбор принудительны

- и налог и сбор взимаются в пользу государства.

Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:

- обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы

- индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие-либо блага.

- уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.

- финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.

- всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Классификация налогов

I. Финансово-экономический признак.

1. По способу изъятия:

- прямые;

- косвенные (НДС, акцизы, таможенные  пошлины).

2. По переложению налогового бремени:

- перелагаемые (косвенные);

- не перелагаемые (прямые).

3. По способу обложения:

- налоги с ЮЛ;

- налоги с ФЛ.

- общие налоги.

4. По объекту обложения:

- имущественные;

- рентные;

- с выручки;

- налоги на потребление.

5. По единице налогообложения:

- экономические налоги;

- расчетные.

6. По налоговым ставкам:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные;

- твердые;

- кратные МРОТ.

7. По сфере функционирования:

- общеобязательные;

- специальные.

8. По целевой направленности:

- абстрактные;

- конкретные.

9. По способу выражения:

- налично-денежные;

- безналичные.

10. По общему признаку налогового источника:

- налоги на доходы;

- налоги на расходы;

11. По источнику уплаты:

- индивидуальные;

- включаемые в себестоимость;

- за счет балансовой прибыли;

- за счет чистой прибыли;

- с выручки.

12. По способу обложения и взимания:

- кадастровые;

- декларационные;

- у источника.

II. Административно-правовой признак.

1. По праву использования платежей:

- собственные;

- регулирующие.

2. По структурно-административному признаку:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

3. По способу перечисления:

- автоматически;

- самостоятельно;

- по поручению.

III. Пространственно-временной признак.

1. По периодичности:

- срочные;

- регулярные.

2. По времени и месту взимания:

- у источника дохода;

- у владельца собственника дохода;

- при расходовании средств.

Функция налогов - проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств.

Выделяют следующие функции:

- Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.

- Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.

- Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

- Распределительная. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

- Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

 

Принципы налогообложения.

Принципы по Адаму Смиту.

1. Равномерность, т.е. равно напряженность налоговых изъятий, единство требования государства к налогоплательщикам и всеобщность налоговых правил.

2. Определенность, означает четкость, ясность, понятность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течении длительного времени.

3. Простота и удобство.

4. Не отягощенность, т.е. умеренность налогов.

Адам Смит предложил в качестве основных характеристик выплат рассматривать: прибыль, ренту и з/п.

Принципы российского налогообложения.

1. Всеобщность, т.е. охват налогом всех экономических субъектов, получающих доходы.

2. Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

3. Равно напряженность, т.е. равная нагрузка для субъектов с одинаковыми уровнями доходов.

4. Обязательность, т.е. принудительность налога и неизбежность его выплаты.

5. Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на риск дохода и группы населения.

6. Горизонтальная справедливость.

7. Вертикальная справедливость.

Элементы налогообложения

По налоговому кодексу РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

К элементам налогообложения относятся:

- Объект налогообложения: юридические факты или действия, которые обязывают заплатить налог

- Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например - стоимость имущества.

- Налоговый период. Налоговый период - период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисленная сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например - один год.

- Налоговая ставка - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы

- Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.

- Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.

Принципы и методы налогообложения

Принцип - базисное положение теории, идеи, системы. Существует множество принципов налогообложения. 

Основные принципы налогообложения:

- Принцип справедливости. Он означает, что налоговая система должна обеспечивать единство подходов к налогоплательщикам, всеобщность налогообложения, а также пропорциональность налогораспределения, налогового времени, относительно доходов налогоплательщиков. Данный принцип исключает возможность предоставления отдельным налогоплательщикам индивидуальных налоговых льгот.

- Принцип определённости. Сумма, способ, место платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и любому другому лицу. Не допускается неясность налоговых законов, должно соблюдаться правило простоты и оперативности взимания налогов. Налог должен являться предсказуемым элементом при разработки предприятия стратегия своего развития, кроме этого по российскому законодательству все неопределённости налогового кодекса трактуются в пользу налогоплательщика.

- Принцип удобства. Он означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогового плательщика. Этот принцип реализуется в упрощении подачи налоговой декларации и в совершенствовании работы налоговых органов.

- Принцип дешевизны. Он включает в себя сокращение издержек по взиманию налогов, отмену налогов, доходы по которым не окупают затрат на сборы, а также научный подход к определению оптимальных ставок и штрафных санкций за налоговый промоушен.

- Принцип однократности налогообложения. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только единожды.

Информация о работе Экономическая сущность налогов