Экономическая сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов, сущности, функций.
Исходя из цели в работе, поставлены следующие задачи:
раскрыть происхождение налогов;
изучить сущность налогов;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать место налогов в формировании доходов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Происхождение налогов…………………………………………………...4
Экономическая сущность налогов………………………………………...8
Ф нкции налогов………………………………………………………….13
Назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории………………..…………………………………………………..15
Роль налогов в формировании доходов государства…………………...19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)



 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Происхождение налогов…………………………………………………...4
  2. Экономическая сущность налогов………………………………………...8
  3. Функции налогов………………………………………………………….13
  4. Назначение налогов как экономической,  финансовой и   правовой категории………………..…………………………………………………..15
  5. Роль налогов в формировании доходов государства…………………...19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность  разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых  реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе  с государством.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными  отношениями, складывающимися у  государства с юридическими и  физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоговые проблемы постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей разных эпох.

Налоги всегда были и  продолжают оставаться одним из важнейших  инструментов осуществления экономической  политики государства.

Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является раскрытие понятия "налог", описание его видов, сущности, функций.

Исходя из цели в работе, поставлены следующие задачи:

    • раскрыть происхождение налогов;
    • изучить сущность налогов;
    • рассмотреть основные виды и функции налогов;
    • проанализировать место налогов в формировании доходов

Предметом является – изучение структуры налогов, их функций, роль налоговых поступлений в бюджете государства.

 

 

 

    1. Происхождение налогов

 

Налоги наряду с военной  добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания государством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только сравнительно недавно стал правовой категорией.

Большинство экономистов  выделяют три основных этапа в  развитии налогообложения.

Первый этап развития налогообложения — Древний мир  и Средние века. На этом этапе появляются налоги, происходит их развитие. Одной из первичных форм налогообложения являлась дань с покоренных народов, именно поэтому на первом этапе своего развития налоги рассматривались как атрибут побежденных и рабов. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, взимаемых в натуральной форме. По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму, расширяются основания их взимания. Наряду с военной добычей, доменами и регалиями они становятся источниками доходов для содержания государства.

Примером развитой налоговой  системы Древнего мира является налоговая  система Рима. Именно в Риме при императоре Октавиане Августе появляется первый всеобщий денежный налог - трибут. Были созданы и специальные финансовые учреждения для контроля за сбором налогов.

Известное изречение  «деньги не пахнут», приписываемое  римскому императору Веспасиану, появилось после введения в Риме налога на общественные туалеты. Оно явилось ответом на упрек о его введении.

Для первого этапа  развития налогообложения характерен взгляд на налог как на атрибут  рабства, неволи. В основе такого взгляда - длительная практика налогообложения только покоренных народов.

Средние века характеризуются  отсутствием в Европе развитых налоговых  систем. Налоги не носили регулярного  характера, взимались от случая к  случаю.

Второй этап, начавшийся в конце XVII в. и продолжавшийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в налогообложении. Налоги становятся ведущим источником доходной части государственных бюджетов.

Возникновение нового общественного класса - буржуазии, ее приход к власти в большинстве европейских государств, - все эти события самым кардинальным образом изменили существующие налоговые системы, принципы их установления и формирования. Изменился и взгляд на налог: он перестал быть признаком рабства. Налог становится институтом, связывающим гражданина и государство, показателем свободы. Формируются принципы налогообложения, одним из которых становится принцип установления налога только представительными органами власти - парламентами. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

В налоговых системах большинства стран Европы появляются подушный и подоходный налоги, акцизы.

Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX в. Количество налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современной налоговой системы. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита.

В ходе развития человеческой мысли сформировались научные доктрины, получившие название «налоговые теории». Последние касаются различных аспектов налогообложения, те из них, которые представляют собой исследования о сути и природе налогов, получили название общих теорий налогообложения. Главный вопрос, на который стремились ответить представители науки, заключался в том, что есть налог, какова его сущность.

Большинство из сложившихся  теорий получили название теории обмена. Она породила множество близких к ней теорий. В основе теории обмена взгляд на налог как на плату, в обмен на которую общество получает от государства различные услуги: охрану от внешнего врага, защиту от преступлений, доступ к правосудию, к различного рода социальным благам. Эта теория в той или иной форме пронизывает всю науку о налогах на разных этапах общественно-исторического развития.

Согласно одной из разновидности теории обмена, атомистической теории, представителями которой являлись Вольтер, Ш. Монтескье и известный английский философ Т. Гоббс, налог представляет собой плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности. Налог есть результат договора между гражданами и государством, поэтому данную теорию называют также теорией общественного договора, заключенного между обществом и государством. Государство обязано оказывать обществу определенные услуги, получив от общества право на установление налогов.

Согласно теории наслаждения и удобств, автором которой был швейцарский экономист Ж.С. де Сисмонди, налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения и удобства в виде общественного порядка, правосудия, сохранения собственности, хороших дорог и народного просвещения.

Теория коллективных потребностей (Ф. Нитти, А. Вагнер) заключается во взгляде на налогообложение как на обусловленный существованием государства финансовый источник, способствующий деятельности государства по удовлетворению коллективных потребностей граждан. Данная теория подводит обоснование под принудительность налогообложения, вмешательство государства в экономику, оправдывает рост налогов.

Противоположной теории обмена является теория жертвы, согласно которой налог есть жертва, приносимая в интересах государства (Б. Мильгаузен, К. Эеберг). Данная теория рассматривала налог в качестве принудительного платежа, в ее рамках было разработано учение о равенстве жертв, выражающее справедливость налогового бремени.

Помимо общих теорий налогообложения, определяющих его  природу, учеными разработаны и теории о влиянии налогов на экономику, о либерализации налогообложения, об установлении налогов.

Классической теорией  налогов названа теория налогового нейтралитета, разработанная А. Смитом и развитая Д. Рикардо, Д. Миллем. Согласно данной теории налоги должны быть сконструированы таким образом, чтобы, давая доход государству, не влияли отрицательно на экономику и общество. Налогообложение должно быть удобным для налогоплательщика, взимание налогов должно осуществляться наиболее дешевым способом.

По вопросу об установлении налогов существует несколько теорий. Одна из них - теологическая, согласно которой налоги есть божественное установление, получила распространение в Средние века.

Весьма популярной в  конце XVIII в. Была теория фискального договора. В России ее разделял А.Н. Радищев. Он считал, что налоги основываются на договоре между обществом и государством.

Особо необходимо отметить марксистскую теорию отмирания налогов. В основе всех марксистских программ лежали положения о ликвидации частной собственности, переходе к единому подоходному налогу, а в дальнейшем — полной отмене налогов с населения.[3]

 

 

 

    1. Экономическая сущность налогов

 

Налог, в соответствии со ст. 8 НК РФ - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерные черты налога как платежа исходя из положений  п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.

В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства. Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

С экономической точки  зрения, налоги - инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

С юридической точки  зрения, налоговые отношения - система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.

Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства  в сфере налогообложения:

  1. первый,  заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.
  2. второй,  заключается в стимулировании посредством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция.

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  1. Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.
  2. Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и   других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.

 

Элементы налога

Отражают социально-экономическую  сущность налога и используются в  законодательных актах и нормативных  документах государства, определяющих условиях налогообложения, порядок  исчисления и взимания налогов.

Налогообложение- процесс установления взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты в кругах ЮЛ и ФЛ, которые являются налогоплательщиками в соответствии с выработанной налоговой политикой и принципами налогообложения.

Субъект налога- лицо, которое по закону обязано платить налог. В Российском Налоговом кодексе  этот элемент рассматривается под понятием налогоплательщик. Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог. Субъект налога не всегда является носителем его, ибо часто он перекладывает налог на других - это относится и к косвенным налогам.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов