Экономическая сущность федеральных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение бухгалтерского учета и расчета с бюджетом по федеральным налогам.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Понять сущность и функции федеральных налогов
Рассмотреть учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическая сущность федеральных налогов……..5
1.1. Понятие и сущность федеральных налогов………………...5
1.2. Группы и виды федеральных налогов……………………….7
1.3. Характеристика федеральных налогов………………………9
Глава 2. Учёт расчетов с бюджетом по федеральным налогам………………………………………………………………...23
2.1. Поступления федеральных налогов в бюджеты….…….23
2.2. Основные нормативные документы, регулирующие учет расчетов с бюджетом…………………………….….…25
Глава 3. Практическая часть……………………………….……..28
Задание №1………………………………………………….…..…28
Задание №2………………………………………………………...30
Задание №3…………………………………………………………31
Заключение ………………………………………………………..….33
Используемая литература…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая Насти.docx

— 511.71 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Экономическая сущность федеральных налогов……..5

    1. Понятие и сущность федеральных налогов………………...5
    2. Группы и виды федеральных налогов……………………….7
    3. Характеристика федеральных налогов………………………9

Глава 2. Учёт расчетов с бюджетом по федеральным налогам………………………………………………………………...23

    1. Поступления федеральных налогов в бюджеты….…….23
    2. Основные   нормативные   документы, регулирующие  учет расчетов с бюджетом…………………………….….…25

 Глава 3. Практическая часть……………………………….……..28

    Задание №1………………………………………………….…..…28

    Задание №2………………………………………………………...30

    Задание №3…………………………………………………………31

Заключение ………………………………………………………..….33

Используемая  литература…………………………………………..34

Приложение……………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Введение

Тема данной курсовой работы – это бухгалтерский учет и  методика расчета с бюджетом по федеральным  налогам. 
Актуальность и значимость рассмотрения данной проблемы заключается в том, что несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для российских предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.  
          Целью данной работы является изучение бухгалтерского учета и расчета с бюджетом по федеральным налогам.  
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Понять сущность и функции  федеральных налогов

Рассмотреть учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Курсовая работа состоит  из:

В первой главе рассмотрим виды, рассмотрим их сущность и дадим  определение федеральных налогов.

Во второй главе изучим поступления федеральных налогов в бюджеты и рассмотрим основные   нормативные   документы ,  регулирующие  учет расчетов с бюджетом.

В третьей главе разберем здачи на данную тему.

Используемая литература:

« Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету» Н.Л.Вещунова, Л.Ф.Фомина

Налоговый кодекс Российской Федерации

«Бухгалтерский и налоговый  учет» Снежанна Манько

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая сущность федеральных налогов

Понятие и сущность федеральных налогов

Федеральные налоги и сборы— налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России. Федеральные налоги составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный. 
Налоговая система любого государства представляет собой: 
- во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; 
- во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей; 
- в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты.

Как известно, налоговая  система Российской Федерации состоит  из трех групп  налогов  в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных   налогов , региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.

К  федеральным   налогам  Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие.

Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета  России является НДС. За счет его поступлений  формируется более 28% налоговых доходов  бюджетной системы. Для федерального бюджета его роль еще значительнее - более 43%.  
Второй по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета - налог на прибыль (его доля чуть менее 22%). В доходах  федерального  бюджета  налог  на прибыль играет не столь значимую роль (чуть менее 16%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль значительная - 28%.

На третьем месте по значимости и объемам поступлений - подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических лиц) - чуть менее 12%.  Этот  налог играет весьма существенную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации - на его долю приходится почти 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенные пошлины формируют более 8% доходов консолидированного бюджета и более 16% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от этого вида налоговых платежей не поступают.

Таким образом, в рамках российской налоговой системы доминируют косвенные  налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов  ощутимо ниже — всего 8,9% ВВП. При  этом   федеральный  бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах  (почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги . Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 59%.

В данной работе рассматриваются  налоги , относящиеся к  федеральным :  налог  на прибыль организаций,  налог  на добавленную стоимость и тп. Рассмотрим более подробно их экономическую  сущность .

1.2. Группы и виды федеральных налогов

Федеральные налоги устанавливаются  Государственной Думой России и  взимаются на всей ее территории. В  их число входит пятнадцать видов  налогов. Семь из них являются источниками  формирования федерального бюджета: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина. Два вида федеральных  налогов - отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных  налогов - гербового сбора, государственной  пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные  бюджеты. Два важнейших налога - налог  на доход (прибыль) предприятий и  подоходный налог с физических лиц - служат для регулирования поступлений  в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий  бюджет, устанавливается местными органами власти при утверждении этих бюджетов. Федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми правительством РФ и президентом РФ. 
        В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Постепенно налоговый кодекс будет заполнен федеральным налогами т.к. продолжается реформирование налоговой системы. Отдельные налоги не включенные в налоговый кодекс до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране. 
         При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Если налог является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный. Все остальные налоги, как правило, регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относится и зачисляются.

        К федеральным налогам относятся:

1. НДС регулируется главой 21 НК РФ.

2. Акцизы регулируются  главой 22 НК РФ.

3. НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ.

4. ЕСН, с начала 2010 г.  отменен, введены новые страховые  взносы на отдельные виды обязательного  социального страхования.

5. Налог на прибыль  регулируется главой 25 НК РФ.

6. Сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов регулируются  главой 25.1 НК РФ.

7. Водный налог регулируется  главой 25.2 НК РФ.

8. Государственная пошлина  регулируется главой 25.3 НК РФ.

9. Налог на добычу полезных  ископаемых регулируется главой 26 НК РФ.

 

    1. Характеристика федеральных налогов

Налоговый кодекс РФ устанавливает  три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный. Ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся2:

1) налог на добавленную стоимость; 
2) акцизы; 
3) налог на доходы физических лиц; 
4) налог на прибыль организаций; 
5) налог на добычу полезных ископаемых; 
6) налог на дарение; 
7) водный налог; 
8) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; 
9) государственная пошлина.

Налоговое законодательство Российской Федерации построено  на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого  перечня налогов, действующих на всей территории страны. Каждый вид  налога отнесен к тому или иному  уровню исходя из объема функций и  полномочий, реализация которых возложена  на государство в целом, государственные  органы субъектов Российской Федерации  или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы принимать  решение по конкретным вопросам налогообложения  соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей  компетенции. 
        Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в бюджет Российской Федерации зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно. 
         Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории. Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. 
        Кроме основной массы налогов в структуре федеральных обязательных платежей выделены:

– сборы (взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; таможенные сборы; лицензионные сборы);

– пошлины (государственная пошлина; таможенная пошлина).

 

 Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС в мировой практике налогообложения появился сравнительно недавно, около 50 лет назад. По своей  сути НДС можно признать налогом  на потребление. Налог обычно взимается  с добавленной стоимости продукции  при каждой операции ее продажи и приобретения. НДС относится к универсальным косвенным налогам.3 
        Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДС, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»).

       Налогоплательщиками НДС являются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

    лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК.

Объект налогообложения:

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль  организаций;

выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Для НДС предусмотрено  три вида налоговых ставок:

0 % (льготная ставка);

10 % (льготная ставка);

18 % (основная ставка).

Льготы по НДС.

1.  Сдача в аренду иностранным гражданам.

2.  Реализация медицинских товаров, утвержденных перечнем.

3.  Оказание медицинских услуг, в соответствии перечнем п.2 ст. 149, кроме ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, а также косметических услуг.

4.  Услуги социальной защиты по уходу за больными, инвалидами.

5.  Реализация продуктов питания школьным и студенческим столовым, детским садам, если они финансируются из бюджета.

6.  Услуги по содержанию детей в детских садах, в кружках, секциях, студиях.

7.  Услуги архивов.

8.  Услуги по перевозке пассажиров городским общественным транспортом, морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом за исключением такси, пригородным сообщением по единым тарифам.

9.  Оказание ритуальных услуг.

Информация о работе Экономическая сущность федеральных налогов