Экономическая сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать экономическую сущность налогов.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, происхождение и функции налогов;
изучить классификацию налогов;
анализировать проблемы формирования налоговой базы РФ;
исследовать направления налоговой политики.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая по финансам.docx

— 99.44 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Цель данной работы – исследовать экономическую сущность налогов.

В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, происхождение и функции налогов;
  • изучить классификацию налогов;
  • анализировать проблемы формирования налоговой базы РФ;
  • исследовать направления налоговой политики.

Актуальность данной темы очевидна. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления государством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана  в 1991 году, когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной  целью налоговой реформы в  России была провозглашена всемерная  поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени  по регионам и др. Однако вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий  уровень налогообложения до 80% валовой  прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает  и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить  налоговую систему, ориентированную  на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы  для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов  не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы  в первую очередь связано с  отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии  по вопросу о природе налога, определение  налогоплательщиков и элементов  налогообложения. А ведь вопросы  теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Таким  образом, для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение  сущности налога как экономической  категории.

 

 

1. Налоги как  экономическая категория

1.1 Происхождение  категории налог в истории  финансов

Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность  понимания природы налога обусловлена  тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и  правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая  природа налога заключается в  определении источника обложения  и того влияния, которое оказывает  налог в конечном итоге на частные  хозяйства и хозяйство как  единое целое.

Как известно, реальный процесс  налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П. Прудон верно подметил, что "в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что  налоги - более поздняя форма государственных  доходов. Первоначально налоги назывались "auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство." Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

В основе этих определений  лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях  занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в  разработке вопроса экономической  природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога с  присущей ему двойственностью. С  одной стороны, он считал, что государственные  расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно  заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А.Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства  верховной власти должны покрываться  налогами, все остальные расходы  должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д.Рикардо, который называет налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству". Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".

Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти XIX - начала XX в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных".

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов  и налогообложения состояла в  том, что советское "общество законодательно провозгласило построение первого  в мире государства без налогов". Это значит, что в советский  период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление  экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с  ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую  надо было решить, это уточнить содержание категории "налог".

1.2 Сущность налогов

С момента появления первых письменных свидетельств о налогах  и до настоящего времени это общественное явление характеризуются как  область острых разногласий между  представителями власти – сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В известной степени  современные представления о  налогах сложились под влиянием исторического опыта их использования  для принудительного подчинения интересов «простого люда» интересам  суверена (вождя, короля, царя и т. п.), а позже – государственно-властным интересам. В связи с этим налоги с незапамятных времен считались  наихудших из зол, которое только может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых государствах, правительства которых осуществляют траты, несоразмерные с величиной созданного внутреннего валового продукта (ВВП).

Много вопросов о смысле понятия «налог» исторически  порождало самые разные, порой  взаимоисключающие ответы. Однако эти  ответы формулировались как первыми  философами, экономистами, так и  в учениях их последователей в  зависимости от эпохи, в которой  они жили и постичь которую  они старались в своих трактатах  о смысле и целях бытия. Следовательно, изначально налоги оценивались и  до сих пор оцениваются исходя из материализованной, видимой в  реальных условиях, формы. «Налоги, - пишет  И.В. Горский, - как и многие общественные явления, в значительной мере являются отражением конкретно-исторических условий».

Понятие «налог» в ассоциативном  научном сознании представляет собой  общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом  обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование. Из этого  следует вывод о том, что понятие  «налог» необходимо прежде всего  рассматривать с категориальных позиций. Однако большинство определений, данных налогу как в исторических трудах экономистов, так и в отношении  его современного смысла, сводится к характеристике его видимой  на поверхности реальной действительности формы. И.М. Кулишер, М.И. Слуцкий, В.Н. Твердохлебов, Н.И. Тургенев, Л.В. Ходский, другие отечественные  налоговеды начала XX века определяли налог как «принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей».

В фундаментальных трудах современных налоговедов – И.В. Горского, В.В. Глухова, В.И Гуреева, В.А. Кашина, Н.В. Милякова, В.Г. Панского, С.Ф.Сутырина, А.И. Погорлецкого, Д.Г. Черника, Н.И. Химичевой и других, налог  определяется практически одинаково: «как одна из форм пополнения государственной  казны» или как «сбор, устанавливаемый  в одностороннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей». Практически  то же определение налога приведено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Это – «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований». [1].

Для понимания всей глубины  этого общественно значимого  явления одного утверждения о  том, что «налог является экономической  категорией», явно недостаточно. Налог  в ассоциативном научном сознании – это прежде всего объективная  экономическая категория, т.е. обобщающий (интегральный) образ неких процессов.

С правовых, юридических  позиций налоги как установленные  законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия  государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.

С экономических позиций  налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и  финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях  обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и  сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в  состоянии обеспечить ее из собственных  ресурсов.

Элементы налога и способы  его взимания.

Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие  обложению;

2) субъект налога - это  налогоплательщик, то есть физическое  или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е.  доход из которого выплачивается  налог (зарплата, прибыль, доход,  дивиденды);

4) ставка налога - величина  налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное  или частичное освобождение плательщика  от налога.

В практике большинства государств получили распространение три способа  взимания налогов:

1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может  служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной  ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает  доходность объекта неточно.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в  котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с  него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода.

Примером может служить  налог на прибыль.

3) y источника

Этот налог вносится лицом  выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным  на сyммy налога.

Например, подоходный налог  с физических лиц. Этот налог выплачивается  предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы  из нее вычитается сумма налога и  перечисляется в бюджет. Остальная  сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен  в нашей стране.

Налогообложение относится  к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные государства  должны, по возможности, соответственно  своим способностям и силам  участвовать в содержании правительства,  т.е. соответственно доходу, каким  они пользуются под покровительством  государства...

2. Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен,  а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов