Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Социально-экономическая сущность налогов и функции налогов…..5
2.1 Понятие, сущность, источники и принципы…………………….5
2.2 Функции налогов…………………………………………………22
2.3 Классификация……………………………………………………25
3. Заключение……………………………………………………………...30
4. Источники информации………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ОТДЕЛЕНИЕ  СПО «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

 

 

 

 

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему:

Социально-экономическая  сущность налогов, их функции и классификация

 

 

 

 

Выполнила    Михайлова Е. А.

Группа БД 12

Проверил к.э.н., доц. Кравченко О.В.

«____»________________2013г

 

______________________________

                         оценка

 

______________________________

                        подпись

 

 

 

 

 

САМАРА-2013

Содержание:

    1. Введение………………………………………………………………….3
    2. Социально-экономическая сущность налогов и функции налогов…..5
    1. Понятие, сущность, источники и принципы…………………….5
    1. Функции налогов…………………………………………………22
    2. Классификация……………………………………………………25
    1. Заключение……………………………………………………………...30
    2. Источники информации………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

“В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги”

 Бенджамин Франклин.

 

Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. «В налогах  воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо  подчеркивал К. Маркс. Развитие и  изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги –  основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Важное  место отводится налогам, как  экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

  Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

  Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

  Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.

  Задачи:

- описать  сущность налога, выделить его  элементы, функции и классификацию;

- рассмотреть  анализ структуры и динамики  налоговых доходов федерального  бюджета;

- показать  основные направления для создания  эффективной налоговой системы  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-экономическая  сущность и функции налогов.

 

Понятие, сущность, источники и принципы.

 

Налог может быть определен как основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения  расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности  и индивидуальной безвозмездности. Такой подход к определению налога был сформулирован Конституционным  Судом РФ еще до принятия первой части Налогового кодекса РФ. Сам  же Налоговый кодекс РФ  определяет налог как "обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Отчуждение  государством в фискальных целях  денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам, составляет сущность налога.

Уплату  налога можно рассматривать как социальную обязанность, вытекающую из права частной собственности.

Налоговое предписание определяет для налогоплательщика  меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных  действий в сфере налогообложения. Налоговое правоотношение, возникающие  на базе соответствующей налоговой  нормы, носит односторонний характер. Его элементами выступают, с одной  стороны, обязанность налогоплательщика  уплатить законно установленные  налоги и сборы и, с другой стороны - право государства в лице налоговых  и иных фискальных органов (например, таможенных) требовать своевременной  и полной их уплаты.

Налог устанавливается государством в  одностороннем порядке через  принятия соответствующих законов.

Непосредственное  взимание налога согласовывается с  парламентом как с представителем народа, при этом оно не согласовывается  с каждым отдельным членом общества. Более того, законодательство содержит запрет на использование референдума  и иных инструментов непосредственной демократии для установления налогов  и регулирования налоговых отношений. Так, вопросы о налогах не могут выноситься на всероссийский референдум.

"О  налогах не договариваются" - один  из постулатов налогового права  и важнейший принцип финансовой  деятельности государства.

Признаками  налога являются:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) индивидуальная безвозмездность платежа;

в) денежная форма налога;

г) отчуждение принадлежащего на праве  собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Первый  признак налога, который следует  выделить в приведенном в НК РФ определении, - признак обязательности. Обязательность уплаты налога является следствием необходимости государства  и общества в централизации финансовых ресурсов. Взимание налогов представляет собой условие существования  государства, и именно поэтому государство  обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли. Признак обязательности налога напрямую закреплен в Конституции РФ. В  соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы. Рассматривая правовую природу  обязанности уплачивать налоги, Конституционный  Суд РФ указывал, что "данная конституционная  обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что  обусловлено публично-правовой природой государства и государственной  власти, по смыслу  Конституцией Российской Федерации". И далее: "В этой обязанности налогоплательщиков (в  том числе граждан, занятых предпринимательской  деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес  всех членов общества".   Иными словами, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества, и именно это предопределяет обязательный порядок уплаты налога всеми налогоплательщиками.

  В процессе исследования сущности  налога невольно возникает вопрос: а за что, собственно, плательщик  налога производит обязательный  денежный взнос, именуемый налогом?

Устанавливая  налоги на своей территории, государство  не спрашивает на это согласия у  населения, то есть установление налогов производится в одностороннем порядке - без встречного согласия общества. В этом проявляется сущность государства как особого субъекта публичного права. Но все-таки что же общество получает от государства взамен отдаваемого ему имущества?

Пытаясь дать ответ на этот вопрос, следует  вспомнить, что задача любого государства  заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти коллективные потребности общества государство  удовлетворяет путем предоставления определенных "услуг". К таким  услугам относятся оборона, поддержание  общественного порядка, содержание государственного аппарата и тому подобные услуги. При этом получателем таких  услуг выступают не отдельные  индивиды и даже не группа индивидов, а все общество в целом как  единый субъект. Таким образом, можно  сделать вывод, что налоги уплачиваются налогоплательщиком государству за предоставление последним определенных услуг.

Общество  в целом получает "общественные услуги" от государства за уплаченные налоги, именно это не позволяет говорить об абсолютной безвозмездности налоговых платежей. В то же время уплата отдельным налогоплательщиком налога не порождает у государства встречной обязанности оказать какую-либо конкретную услугу для конкретного налогоплательщика. Признавая, что государство создано для обеспечения благополучия и спокойствия общества, невозможно вычислить, в какой степени каждый член общества испытывает нужду в государственных "общественных услугах". Иными словами, нельзя определить, в какой мере каждый член общества заинтересован в получении подобных услуг государства - эти услуги необходимы всему обществу в целом.

Таким образом, налог взимается в целях  покрытия потребностей общества, которые  в значительной мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного  налогоплательщика. В этой связи  нельзя говорить об абсолютной безвозмездности  налога, поскольку общество в целом  получает некое встречное удовлетворение. Налогоплательщик же уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо личной компенсации  от государства. В этом состоит один из важнейших признаков налога - признак индивидуальной безвозмездности.   

Налог - это платеж, то есть отчуждение имущества осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов. Более того, даже в сравнительно недавнем прошлом, в период разрухи и гражданской войны в Советской России, когда денежная система государства находилась в крайне расстроенном состоянии, натуральное обложение играло немаловажную роль в деле формирования ресурсов государства.   Отсюда следует вывод, что налог может быть представлен не только в денежной, но и в натуральной форме.

Основная  задача налога - формировать ресурсы  государства, т.е. те ресурсы, которые  необходимы ему для выполнения своих  функций. Несмотря на то что натуральные налоги и сборы были присущи налоговым системам прошлого, в 90-х гг. XX в. в России неденежные формы уплаты налогов нашли свое "второе рождение". Кризис финансовой системы Российской Федерации в начале 90-х гг. требовал от государства поиска нетрадиционных форм централизации ресурсов, и в этот период особенно популярным стала уплата налога государственными ценными бумагами . Окончательное закрепление денежной формы уплаты налога состоялось с принятием части первой Налогового кодекса. Помимо уже упомянутой ст. 8 НК РФ, в которой законодатель напрямую указывает на денежную форму платежа, п. 5 ст. 45 НК РФ также допускает исполнение обязанности по уплате налога только в российской валюте. 

Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Переход прав на предмет налогового платежа от частного субъекта к публичному традиционно рассматривается в качестве признака налога. Уплачивая налог, плательщик тем самым отказывается от своего права собственности на объект налогового платежа в пользу публичного субъекта, и в этот момент происходит смена собственника. 

Переход прав собственности как признак  налога имеет огромное правовое значение с точки зрения защиты имущественных  интересов налогоплательщика в  налоговых отношениях. Признавая, что  при уплате налога меняется собственник  денежных средств, государство вынуждено  считаться с тем, что любое  взимание налога есть ограничение прав собственника, то есть прав, гарантированных  ст. 35 Конституции Российской Федерации. Статья 55 Конституции Российской Федерации допускает ограничение прав собственности федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, само рассмотрение налога как некоего ущемления прав собственности позволяет использовать законодательно предусмотренные меры, направленные на гарантию имущественных интересов налогоплательщиков, включая гарантию на исключительно законодательное установление налога и гарантию соразмерности ограничений налогоплательщика социально значимым целям.

Наконец, последним в определении (но не по значению) признаком налога является цель его взимания - финансовое обеспечение  деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

  налог взимается "с целью  обеспечения расходов публичной  власти"  Налог - это платеж, производимый налогоплательщиками  для финансирования государственных  нужд. Именно с помощью налогов  образуется большая часть денежных  фондов, необходимых для функционирования  государства. С начала XX в. фискальная  роль налогов возрастает вместе  с ростом экономического уровня  развития общества. Государство  расходует все больше финансовых  средств на содержание государственного  аппарата, на экономические и  социальные мероприятия. В доходах  бюджетов всех уровней развитых  государств преобладают налоги. Они достигают в доходах центрального бюджета 80 - 90%, а в местных бюджетах - более 50%    Финансирование государственных нужд есть один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Таким образом, аккумуляция финансовых средств, необходимых для финансирования государственных нужд, является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение  .

Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация