Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Социально-экономическая сущность налогов и функции налогов…..5
2.1 Понятие, сущность, источники и принципы…………………….5
2.2 Функции налогов…………………………………………………22
2.3 Классификация……………………………………………………25
3. Заключение……………………………………………………………...30
4. Источники информации………………………………………………..33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ОТДЕЛЕНИЕ СПО «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация
Выполнила Михайлова Е. А.
Группа БД 12
Проверил к.э.н., доц. Кравченко О.В.
«____»________________2013г
______________________________
оценка
______________________________
подпись
САМАРА-2013
Содержание:
Введение.
“В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги”
Бенджамин Франклин.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть
анализ структуры и динамики
налоговых доходов
- показать
основные направления для
Социально-экономическая сущность и функции налогов.
Понятие, сущность, источники и принципы.
Налог
может быть определен как основанная
на законе денежная форма отчуждения
собственности с целью
Отчуждение государством в фискальных целях денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам, составляет сущность налога.
Уплату налога можно рассматривать как социальную обязанность, вытекающую из права частной собственности.
Налоговое предписание определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных действий в сфере налогообложения. Налоговое правоотношение, возникающие на базе соответствующей налоговой нормы, носит односторонний характер. Его элементами выступают, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, с другой стороны - право государства в лице налоговых и иных фискальных органов (например, таможенных) требовать своевременной и полной их уплаты.
Налог устанавливается государством в одностороннем порядке через принятия соответствующих законов.
Непосредственное
взимание налога согласовывается с
парламентом как с
"О
налогах не договариваются" - один
из постулатов налогового
Признаками налога являются:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
б) индивидуальная безвозмездность платежа;
в) денежная форма налога;
г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Первый признак налога, который следует выделить в приведенном в НК РФ определении, - признак обязательности. Обязательность уплаты налога является следствием необходимости государства и общества в централизации финансовых ресурсов. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли. Признак обязательности налога напрямую закреплен в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд РФ указывал, что "данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти, по смыслу Конституцией Российской Федерации". И далее: "В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества". Иными словами, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества, и именно это предопределяет обязательный порядок уплаты налога всеми налогоплательщиками.
В процессе исследования
Устанавливая налоги на своей территории, государство не спрашивает на это согласия у населения, то есть установление налогов производится в одностороннем порядке - без встречного согласия общества. В этом проявляется сущность государства как особого субъекта публичного права. Но все-таки что же общество получает от государства взамен отдаваемого ему имущества?
Пытаясь
дать ответ на этот вопрос, следует
вспомнить, что задача любого государства
заключается в удовлетворении коллективных
потребностей общества. Эти коллективные
потребности общества государство
удовлетворяет путем
Общество в целом получает "общественные услуги" от государства за уплаченные налоги, именно это не позволяет говорить об абсолютной безвозмездности налоговых платежей. В то же время уплата отдельным налогоплательщиком налога не порождает у государства встречной обязанности оказать какую-либо конкретную услугу для конкретного налогоплательщика. Признавая, что государство создано для обеспечения благополучия и спокойствия общества, невозможно вычислить, в какой степени каждый член общества испытывает нужду в государственных "общественных услугах". Иными словами, нельзя определить, в какой мере каждый член общества заинтересован в получении подобных услуг государства - эти услуги необходимы всему обществу в целом.
Таким
образом, налог взимается в целях
покрытия потребностей общества, которые
в значительной мере обособлены от
индивидуальных потребностей конкретного
налогоплательщика. В этой связи
нельзя говорить об абсолютной безвозмездности
налога, поскольку общество в целом
получает некое встречное
Налог - это платеж, то есть отчуждение имущества осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов. Более того, даже в сравнительно недавнем прошлом, в период разрухи и гражданской войны в Советской России, когда денежная система государства находилась в крайне расстроенном состоянии, натуральное обложение играло немаловажную роль в деле формирования ресурсов государства. Отсюда следует вывод, что налог может быть представлен не только в денежной, но и в натуральной форме.
Основная задача налога - формировать ресурсы государства, т.е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций. Несмотря на то что натуральные налоги и сборы были присущи налоговым системам прошлого, в 90-х гг. XX в. в России неденежные формы уплаты налогов нашли свое "второе рождение". Кризис финансовой системы Российской Федерации в начале 90-х гг. требовал от государства поиска нетрадиционных форм централизации ресурсов, и в этот период особенно популярным стала уплата налога государственными ценными бумагами . Окончательное закрепление денежной формы уплаты налога состоялось с принятием части первой Налогового кодекса. Помимо уже упомянутой ст. 8 НК РФ, в которой законодатель напрямую указывает на денежную форму платежа, п. 5 ст. 45 НК РФ также допускает исполнение обязанности по уплате налога только в российской валюте.
Налог
взимается путем отчуждения денежных
средств, принадлежащих
Переход прав собственности как признак налога имеет огромное правовое значение с точки зрения защиты имущественных интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Признавая, что при уплате налога меняется собственник денежных средств, государство вынуждено считаться с тем, что любое взимание налога есть ограничение прав собственника, то есть прав, гарантированных ст. 35 Конституции Российской Федерации. Статья 55 Конституции Российской Федерации допускает ограничение прав собственности федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, само рассмотрение налога как некоего ущемления прав собственности позволяет использовать законодательно предусмотренные меры, направленные на гарантию имущественных интересов налогоплательщиков, включая гарантию на исключительно законодательное установление налога и гарантию соразмерности ограничений налогоплательщика социально значимым целям.
Наконец, последним в определении (но не по значению) признаком налога является цель его взимания - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
налог взимается "с целью
обеспечения расходов
Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация