Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Социально-экономическая сущность налогов и функции налогов…..5
2.1 Понятие, сущность, источники и принципы…………………….5
2.2 Функции налогов…………………………………………………22
2.3 Классификация……………………………………………………25
3. Заключение……………………………………………………………...30
4. Источники информации………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.31 Кб (Скачать файл)

Налог не должен рассматриваться в качестве компенсационной меры. Компенсация  выплачивается одним лицом другому  для того, чтобы восстановить какое-либо ранее нарушенное имущественное  или неимущественное право этого  другого лица. Когда же налогоплательщик производит налоговый платеж, он не имеет своей целью компенсировать государству какое-либо нарушенное имущественное или неимущественное  право. Налог выплачивается в  связи с тем, что государство  нуждается в финансовых ресурсах, а не в связи с нарушением налогоплательщиком ка-ких-либо прав государства.

Рассматривая  цель взимания налога, следует также  отметить, что налог взимается  именно в пользу самих публичных  субъектов, а не в пользу органов  государственной власти или местного самоуправления. То есть бенефициарами  налоговых платежей являются государство  или иной публичный субъект в  целом, в то время как органы государственной  власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские  функции от имени публичных субъектов.

Цель - финансовое обеспечение деятельности государства как признак налога - позволяет отделить налог от иных обязательных платежей. Принудительный способ изъятия имущества в процессе налогообложения приводит к сближению налога с санкциями имущественного характера за допущенное правонарушение - штрафами, конфискацией имущества и т.п. Однако между налогами и санкциями имущественного характера существуют огромные различия. Санкции являются разновидностями государственного принуждения. Целью наложения санкций на правонарушителя является желание государства заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения норм права. В то же время налогоплательщик уплачивает налоги безотносительно к тому, совершал он или не совершал правонарушение, и государство не пытается (или, во всяком случае, не должно пытаться) заставить налогоплательщика не совершать в дальнейшем каких-либо действий. Таким образом, налог не может быть рассмотрен как разновидность санкций имущественного характера.

Налогообложение отличается безвозвратностью. Возврат  налога возможен в случае его переплаты  или реализации законом установленной  нормы о предоставлении соответствующей налоговой льготы. При этом условия возможного возврата платежа определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер налогового платежа в целом.

Налог уплачивается налогоплательщиком. Возможность  уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в налоговом законодательстве (налоговые  агенты, правопреемники реорганизуемых организаций, наследники налогоплательщика). Соглашения об уступке или переводе налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими лицами не допускаются.

Налог следует отличать от сбора. Под сбором в Налоговом кодексе понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации понятие "сбор" имеет собирательное значение. Оно  охватывает как собственно сборы, так  и пошлины.

Основные  отличия сборов и налогов состоят  в следующем.

1. Если налоги индивидуально безвозмездны, то сборы уплачиваются в связи  с оказанием их плательщику  государством отдельных публично-правовых  услуг.

2. При уплате сбора особое значение  имеет стремление плательщика  вступить в публично-правовые  отношения с государством, свобода  выбора плательщика.

3. Целью установления сбора является  компенсация дополнительных расходов  государства, связанных с оказанием  конкретному плательщику конкретных  публично-правовых услуг.

4. Сборы носят разовый характер, в то время как налоги уплачиваются, как правило, периодически.

5. При установлении налога учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога. Размер сбора  соответствует масштабам предоставляемых  публично-правовых услуг.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые  агенты должны знать свои права и  обязанности, а также иметь достаточное  представление о налоговом законодательстве, так как за нарушение законодательства о налогах и сборах установлена  ответственность в виде денежных взысканий (штрафов), а в некоторых  случаях также административная и уголовная ответственность.

Сама  конституционная обязанность уплатить налоги рассматривается как некая  система элементов, предопределяющая условия обложения и конечный объем налогового платежа. Российский законодатель определил шесть элементов  налогообложения. В соответствии со ст. 17 НК налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. Таким образом, помимо шести элементов, указанных  в п. 1 ст. 17 НК РФ, существует еще один элемент - налоговая льгота, который  иногда именуют факультативным элементом, подчеркивая тем самым, что отсутствие данного элемента в законодательстве не означает, что налог не установлен.

Какие экономические принципы налогообложения  лежат в основе системы налогообложения?

  Во-первых, государство обязано оберегать  свое общество от внешних врагов; во-вторых, государство обязано оберегать  каждого члена общества от  всякой несправедливости и притеснения  со стороны всякого другого  члена общества; в-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства.  То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем, для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как "четыре принципа налогообложения Адама Смита".

Первый  принцип - принцип справедливости - состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. "Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и не-много выше".

Второй  принцип именуется принципом  определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая  определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени  уплаты, причем неопределенность еще  губительнее неравенства. "Неопределенность обложения развивает наглость и  содействует подкупности того разряда  людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью  и подкупностью". 

Третий  принцип именуется принципом  удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься  в самое удобное время и  самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом  экономии, заключается в том, что  расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. "Каждый налог  должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству".  

Эти принципы налогообложения выведены автором на основе очень серьезного исследования экономических явлений, сопровождающих налогообложение. Несмотря на то что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас. В настоящее время при разработке нормативных документов по вопросам налогообложения законодатель обязан учитывать эти законы А. Смита, иначе налоговая система государства будет малоэффективной.

Налогоплательщики могут применять различные системы налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие режимы налогообложения, которые могут применяться:

1) общий режим, при котором малые  предприятия уплачивают в бюджет  налог на прибыль, налог на  добавленную стоимость, налог  на имущество и другие налоги, установленные законодательством;

2) упрощенная система налогообложения;

3) налогообложение единым налогом  на вмененный доход для определенных  видов деятельности.

При любой системе налогообложения  налогоплательщики будут стремиться к уменьшению платы. Подобные действия вызывают ответную реакцию со стороны  органов государственной власти. В результате возникают конфликты.

Налоговое право представляет собой, во-первых, подотрасль финансового права,   во-вторых, раздел финансово-правовой науки и, в-третьих, соответствующую  учебную дисциплину.

  Налоговое право как подотрасль  финансового права - это совокупность  финансово-правовых норм, регулирующих  налоговые отношения, то есть отношения, возникающие в сфере налогообложения.

Налоговое право как раздел науки финансового  права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые  отношения, анализирует их, систематизирует  и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории (налоги и сборы, налоговая  обязанность, налоговый контроль, налоговое  правонарушение и др.) и налогово-правовые нормы (как действующие, так и  отмененные), способствует их разработке и совершенствованию. Наука налогового права исследует закономерности и тенденции развития законодательства о налогах и сборах, принципы налогового права, анализирует правоприменительную  практику в сфере налогообложения. Важными направлениями налогово-правовой науки являются история налогового права и сравнительно-правовое исследование налогового законодательства зарубежных стран.

Если  налоговое право как подотрасль финансового права и совокупность соответствующих правовых норм регулирует налоговые отношения и устанавливает  определенный порядок в сфере  публичных (государственных и муниципальных) финансов, то наука налогового права  представляет собой систему знаний о правовом регулировании налогообложения.

С понятием налогового права как раздела  финансово-правовой науки самым  тесным образом связано понятие  налогового права как учебной  дисциплины. Налоговое право как  самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) включено в учебные  планы большинства юридических  и экономических факультетов, а  также факультетов государственного управления высших учебных заведений.

Предмет налогового права составляют отношения, регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для регулирования налоговых отношений, так же как и для иных общественных отношений, регулируемых нормами публичного права, применяется преимущественно императивный метод правового регулирования. Наряду с присущими этому методу средствами (инструментами) правового регулирования - властными предписаниями и в ряде случаев запретами - в последнее время в механизме налогово-правового регулирования все чаще стали встречаться примеры использования правовых дозволений, составляющих суть диспозитивного метода правового регулирования, характерного для частного права. Это касается, например, правоотношений по предоставлению отсрочки, рассрочки уплаты налога, инвестиционного налогового кредита, использованию залога, поручительства в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и т.д.

Кроме того, в налоговом праве могут  использоваться и такие средства, как рекомендации, поощрения и  согласования.

Источники налогового права образуют иерархически выстроенную систему, включающую Конституцию  РФ, международные договоры, а также  нормативные правовые акты Российской Федерации. Особое место в механизме  нормативно-правового регулирования  налоговых отношений занимают судебные прецеденты.

По  принципу убывания юридической силы Конституция РФ занимает первый, верхний  уровень системы источников налогового права. Она закрепляет обязанность  каждого лица платить законно  установленные налоги и сборы, а  также устанавливает некоторые  другие общие начала налогового права.

Уровнем ниже в системе источников налогового права размещаются международные  договоры, среди которых выделяют соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи налоговых и иных государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере налогообложения и т.д. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, включая Налоговый кодекс РФ, то применяются правила и нормы международного договора.

Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация