Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Социально-экономическая сущность налогов и функции налогов…..5
2.1 Понятие, сущность, источники и принципы…………………….5
2.2 Функции налогов…………………………………………………22
2.3 Классификация……………………………………………………25
3. Заключение……………………………………………………………...30
4. Источники информации………………………………………………..33
Налог
не должен рассматриваться в качестве
компенсационной меры. Компенсация
выплачивается одним лицом
Рассматривая цель взимания налога, следует также отметить, что налог взимается именно в пользу самих публичных субъектов, а не в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. То есть бенефициарами налоговых платежей являются государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов.
Цель - финансовое обеспечение деятельности государства как признак налога - позволяет отделить налог от иных обязательных платежей. Принудительный способ изъятия имущества в процессе налогообложения приводит к сближению налога с санкциями имущественного характера за допущенное правонарушение - штрафами, конфискацией имущества и т.п. Однако между налогами и санкциями имущественного характера существуют огромные различия. Санкции являются разновидностями государственного принуждения. Целью наложения санкций на правонарушителя является желание государства заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения норм права. В то же время налогоплательщик уплачивает налоги безотносительно к тому, совершал он или не совершал правонарушение, и государство не пытается (или, во всяком случае, не должно пытаться) заставить налогоплательщика не совершать в дальнейшем каких-либо действий. Таким образом, налог не может быть рассмотрен как разновидность санкций имущественного характера.
Налогообложение отличается безвозвратностью. Возврат налога возможен в случае его переплаты или реализации законом установленной нормы о предоставлении соответствующей налоговой льготы. При этом условия возможного возврата платежа определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер налогового платежа в целом.
Налог уплачивается налогоплательщиком. Возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в налоговом законодательстве (налоговые агенты, правопреемники реорганизуемых организаций, наследники налогоплательщика). Соглашения об уступке или переводе налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими лицами не допускаются.
Налог следует отличать от сбора. Под сбором в Налоговом кодексе понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В
действующем налоговом
Основные отличия сборов и налогов состоят в следующем.
1.
Если налоги индивидуально
2.
При уплате сбора особое
3.
Целью установления сбора
4.
Сборы носят разовый характер,
в то время как налоги
5.
При установлении налога
Налогоплательщики,
плательщики сборов и налоговые
агенты должны знать свои права и
обязанности, а также иметь достаточное
представление о налоговом
Сама
конституционная обязанность
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
В
необходимых случаях при
Какие экономические принципы налогообложения лежат в основе системы налогообложения?
Во-первых, государство обязано оберегать
свое общество от внешних
Первый принцип - принцип справедливости - состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. "Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и не-много выше".
Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. "Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью".
Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.
Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству".
Эти принципы налогообложения выведены автором на основе очень серьезного исследования экономических явлений, сопровождающих налогообложение. Несмотря на то что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас. В настоящее время при разработке нормативных документов по вопросам налогообложения законодатель обязан учитывать эти законы А. Смита, иначе налоговая система государства будет малоэффективной.
Налогоплательщики могут применять различные системы налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие режимы налогообложения, которые могут применяться:
1)
общий режим, при котором
2)
упрощенная система
3)
налогообложение единым
При
любой системе налогообложения
налогоплательщики будут
Налоговое право представляет собой, во-первых, подотрасль финансового права, во-вторых, раздел финансово-правовой науки и, в-третьих, соответствующую учебную дисциплину.
Налоговое право как
Налоговое
право как раздел науки финансового
права изучает нормы налогового
права и регулируемые ими налоговые
отношения, анализирует их, систематизирует
и классифицирует. Наука налогового
права изучает основные налогово-правовые
категории (налоги и сборы, налоговая
обязанность, налоговый контроль, налоговое
правонарушение и др.) и налогово-правовые
нормы (как действующие, так и
отмененные), способствует их разработке
и совершенствованию. Наука налогового
права исследует закономерности
и тенденции развития законодательства
о налогах и сборах, принципы налогового
права, анализирует
Если
налоговое право как подотрасль
финансового права и
С
понятием налогового права как раздела
финансово-правовой науки самым
тесным образом связано понятие
налогового права как учебной
дисциплины. Налоговое право как
самостоятельная учебная
Предмет налогового права составляют отношения, регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Для
регулирования налоговых
Кроме того, в налоговом праве могут использоваться и такие средства, как рекомендации, поощрения и согласования.
Источники
налогового права образуют иерархически
выстроенную систему, включающую Конституцию
РФ, международные договоры, а также
нормативные правовые акты Российской
Федерации. Особое место в механизме
нормативно-правового
По принципу убывания юридической силы Конституция РФ занимает первый, верхний уровень системы источников налогового права. Она закрепляет обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы, а также устанавливает некоторые другие общие начала налогового права.
Уровнем
ниже в системе источников налогового
права размещаются
Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация