Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Социально-экономическая сущность налогов и функции налогов…..5
2.1 Понятие, сущность, источники и принципы…………………….5
2.2 Функции налогов…………………………………………………22
2.3 Классификация……………………………………………………25
3. Заключение……………………………………………………………...30
4. Источники информации………………………………………………..33
Среди
нормативных правовых актов Российской
Федерации выделяют налоговое законодательство,
которое именуется
В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах включает три уровня:
1)
законодательство Российской
2)
законодательство субъектов
3)
нормативные правовые акты
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания
возникновения (изменения,
- принципы
установления, введения в действие
и прекращения действия ранее
введенных налогов субъектов
Российской Федерации и
- права
и обязанности
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность
за совершение налоговых
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Подзаконные нормативные акты, ранее игравшие существенную роль в регулировании налоговых отношений, в результате налоговых реформ постепенно теряют прежние позиции в системе источников налогового права. Завершилась "эпоха указного права", в течение которой Президент РФ своими указами заполнял правовой вакуум в сфере налогообложения.
Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со взиманием сборов, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
На данный момент федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов является Министерство финансов РФ, а федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела - Федеральная таможенная служба.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым на данный момент является Федеральная таможенная служба, и его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Налоговый кодекс РФ (ст. 5) устанавливает особые правила вступления в силу актов законодательства о налогах: не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. По общему правилу акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Федеральные
законы, вносящие изменения в Налоговый
кодекс РФ в части установления новых
налогов и (или) сборов, а также
акты законодательства о налогах
и сборах субъектов Российской Федерации
и нормативные правовые акты представительных
органов муниципальных
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Принципы (общие начала) налогового права представлены тремя группами:
1) общеправовые принципы (демократизм, законность, равенство граждан перед законом и др.);
2)
отраслевые принципы, в данном
случае - принципы финансового права
(плановость в создании, распределении
и использовании денежных
3) принципы законодательства о налогах и сборах, сформулированные в ст. 3 Налогового кодекса РФ.
К общим началам законодательства о налогах и сборах законодателем отнесены следующие принципы.
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2.
Законодательство о налогах и
сборах основывается на
3.
При установлении налогов
4.
Налоги и сборы не могут
иметь дискриминационный
5.
Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки
6. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
7.
Недопустимы налоги и сборы,
препятствующие реализации
8. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
9. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.
10.
При установлении налогов
11.
Акты законодательства о
12. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Когда
говорят о налоговой системе,
имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые
основы налогообложения, то есть, во-первых,
государственные и
Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов).
В узком смысле налоговая обязанность представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов.
В
широком понимании налоговая
обязанность, кроме обязанности
по уплате налогов и сборов, включает
в себя и иные меры должного поведения
налогоплательщика, определенные ст. 23
Налогового кодекса РФ, а именно
обязанность встать на учет в налоговых
органах; вести в установленном
порядке учет доходов (расходов) и
объектов налогообложения, обязанность
представлять в установленном порядке
в налоговый орган по месту
учета налоговые декларации (расчеты);
обязанность представлять налоговым
органам бухгалтерскую
Налоговая
обязанность возникает, изменяется
и прекращается при наличии оснований,
установленных Налоговым
- наличие
нормативных правовых актов,
- наличие субъекта налогообложения - лица, на которое законодательство о налогах и сборах возлагает обязанность уплатить налог;
- наличие налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения), наличие объекта налогообложения само по себе не является основанием для возникновения налоговой обязанности, поскольку они выступают основаниями для возникновения обязанности по исчислению налога, но не по его уплате.
Некоторые
специалисты в качестве условия
возникновения налоговой
Необходимо отметить, что для возникновения обязанности по уплате отдельных налогов Налоговый кодекс РФ может устанавливать и иные условия.
Законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия изменения налоговой обязанности. Но, изучив нормы Налогового кодекса РФ, можно сделать вывод, что под изменением налоговой обязанности законодатель понимает изменение ее содержания в результате:
- принятия
нормативного правового акта, который
изменяет закон, определявший
содержание налоговой
- осуществления
зачета налоговым органом
- предоставления
налогоплательщику рассрочки
Таким образом, изменение обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились сроки уплаты налога или сумма, подлежащая уплате. При изменении содержания налоговой обязанности после направления налогоплательщику требования по уплате налога, налоговый орган должен направить налогоплательщику уточненное требование об уплате налога.
Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация