Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Социально-экономическая сущность налогов и функции налогов…..5
2.1 Понятие, сущность, источники и принципы…………………….5
2.2 Функции налогов…………………………………………………22
2.3 Классификация……………………………………………………25
3. Заключение……………………………………………………………...30
4. Источники информации………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.31 Кб (Скачать файл)

Основания прекращения налоговой обязанности  перечислены в п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

- уплата  налога и (или) сбора налогоплательщиком  или плательщиком сбора;

- смерть  физического лица - налогоплательщика  или признание его умершим  в порядке, установленном гражданским  законодательством Российской Федерации;

- ликвидация  организации-налогоплательщика после  проведения всех расчетов с  бюджетной системой Российской  Федерации;

- иные  обстоятельства, предусмотренные законодательством  о налогах и сборах.

К последним можно отнести, например, списание безнадежных долгов по налогам  и сборам и уплату налога за налогоплательщика  его поручителем.

С уплатой налога или сбора налоговая  обязанность в узком смысле считается  исполненной. Надлежащим исполнением  налоговой обязанности является самостоятельная уплата налога налогоплательщиком в валюте Российской Федерации, в  полной сумме и в установленный  срок.

В случае ненадлежащего исполнения налоговой  обязанности (неуплата налога в установленный  срок или неполная уплата налога в  установленный срок) возникает основание  для применения мер принудительного  исполнения налоговой обязанности. Порядок принудительного взыскания  налога зависит от статуса налогоплательщика: в отношении организаций и  индивидуальных предпринимателей в  определенных случаях допускается  бесспорный порядок взыскания, а  в отношении физических лиц - только судебный.

Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов  контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и   сборов.

Налоговыми  органами в Российской Федерации  являются Федеральная налоговая  служба и ее подразделения. Федеральная  налоговая служба — федеральный  орган исполнительной власти, который  подчиняется Министерству финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции налогов.

 

Одно  из значений термина "функция" (от лат. functio - исполнение, осуществление) - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.  Функции налогов подчеркивают нацеленность и ориентацию налогового регулирования. Функции любой экономической категории определяются ее главным предназначением (целью), а также задачами, которые ставятся перед ней в зависимости от конкретной исторической ситуации.  

Несколько упрощенно определить функции налогов  можно, ответив на вопрос: зачем государством вводятся налоги? Согласно п. 1 ст. 8 НК РФ, основной функцией налога является финансовое обеспечение деятельности государства  и (или) муниципальных образований.  С другой стороны,   налоги могут  применяться и для достижения иных публичных целей (за исключением  превенции правонарушений), обычно для целей повышения или снижения экономической привлекательности  какой-либо деятельности. 

Функциональный  критерий представляет собой одну из характеристик любой научной  категории. Как финансовая категория  налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, - участие  в перераспределении национального  дохода. Вместе с тем налоги имеют  и свои отличительные черты, которые  выделяют их среди прочих финансовых категорий, и эти отличительные  черты являются функциями налогов. Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют  определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов  на общество. Под функцией налога  следует понимать основные направления  действия налога, определяемые государством и возможностями экономики.

Первой  функцией налогов является фискальная функция. Фискальная функция налогов - основная, изначально характерная  для любых налоговых систем, которая  определена самой природой налога и  присуща ему с момента его  возникновения. Сущность этой функции  заключается в том, что с помощью  налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций. В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. С ростом экономического развития общества возрастает и значение фискальной функции. Государство нуждается все в большем и большем количестве финансовых ресурсов для того, чтобы покрыть растущие расходы на экономические и социальные мероприятия. Рост расходов заставляет государство мобилизовывать все большие объемы денежных ресурсов, и эта мобилизация наиболее эффективно производится с помощью налогов. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная  функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается  в экономические отношения хозяйствующих  субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов - регулирующую функцию. Суть этой функции заключается  в том, что налоги как эффективный  инструмент перераспределительных  процессов оказывают огромное влияние  на производство, стимулируя или сдерживая  его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или  уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения  решает ряд экономических и социальных проблем общества. Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция заключается в том, что  государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики  занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных  льгот или иных преференций, предусмотренных  для определенной категории налогоплательщиков. В отдельных главах части второй Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе  для реализации стимулирующей функции  налогов. Льготы могут предоставляться  путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения  налоговой ставки и т.п. Таким  образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, государство заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходы игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Третьей является подфункция воспроизводственного назначения. Сущность этой подфункции заключается в том, что государство, взимая налог с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство  тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким примером реализации подфункции воспроизводственного назначения налогов может послужить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Контрольная функция налога реализуется через  налоговый контроль. В рамках данной функции обеспечивается надлежащее исполнение обязанностей субъектами налоговых  отношений, определенных законодательством  о налогах и сборах.

Таким образом, реализуя экономическую функцию  налогов, государство имеет возможность  активно вмешиваться в организацию  хозяйственной жизни страны, используя  при этом не административные, а  регулирующие налоговые методы.

Учет  всех функций налогов только в  совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия  на экономику страны.

Вопрос  о функциях налога в юридической  литературе имеет дискуссионный  характер. Одни авторы отмечают, что  можно говорит только о двух функциях налога: фискальной и регулирующей, а все иные приписываемые налогам  функции есть не что иное, как  следствие реализации или фискальной, или регулирующей функции. Другие авторы разделяют функции налога на основные и дополнительные. К группе основных функций относят специальную функцию налога - фискальную - и две общефинансовые: регулирующую и контрольную. К дополнительным функциям относят распределительную, стимулирующую, накопительную. Третьи выделяют четыре функции: фискальную, социальную (распределительную), регулирующую, контрольную.    Однако следует согласиться с мнением,   что основное назначение налога - это обеспечение государства необходимыми ему денежными средствами. И в этом сущность налога. Выражением данной сущности является фискальная функция налога. 

Что касается функций налогообложения, то в их состав, естественно, входят фискальная и регулирующая функции. Но поскольку налогообложение - более  широкое понятие, в качестве функций  налогообложения некоторые ученые дополнительно выделяют распределительную, социальную, контрольную и иные функции. Под распределительной функцией обычно понимают функцию перераспределения  собственности от частных лиц  к публично-правовым образованиям в  порядке участия в государственных (муниципальных) расходах. В качестве социальной функции зачастую рассматривают  функцию перераспределения доходов  от имущих лиц к малоимущим. Под контрольной функцией, как правило, понимают функцию контроля за исполнением обязанными лицами норм налогового права.

Классификация.

 

Многообразие  фискальных платежей дает основание для проведения различных классификаций налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Классифицировать налоги возможно по множеству оснований. Установление и взимание конкретного налога обусловлены множеством факторов, каждый из которых может лечь в основу классификации этих платежей. Вместе с тем в рамках исследований, посвященных правовой регламентации налоговых отношений, следует обратить внимание на те классификации, основанием которых служат правовые аспекты налогообложения.

  I. Прежде всего следует привести классификацию налогов и сборов по уровню власти, ответственному за установление налога.

В настоящее время система налогов  и сборов и законодательство, регулирующее ее, имеют 3 уровня: федеральный, региональный и местный.

1. Законодательство РФ (федеральное)  состоит из Налогового кодекса  РФ и принятых в соответствии  с ним федеральных законов.

2. Законодательство субъектов РФ (региональное) состоит из законов и иных  нормативных правовых актов о  налогах и сборах субъектов  РФ, принятых в соответствии с  Налоговым кодексом РФ.

3. Нормативные правовые акты органов  местного самоуправления (местное) - о местных налогах и сборах - принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, только налоговое законодательство РФ применяется на всей территории РФ, а в каждом субъекте РФ и даже в каждом населенном пункте имеются  свои нормативные акты о налогах  и сборах, однако эти региональные и местные налоги и сборы не могут вводиться произвольным образом: их виды и общая регламентация определяются федеральным законодательством.

В связи с постоянными изменениями  в налоговом законодательстве, когда  одни налоги вводятся, другие отменяются, ранее бывшие федеральными налоги становятся местными или региональными или  наоборот.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, т.е. порядок их взимания общий на всей территории РФ.

Региональные  и местные налоги либо устанавливаются соответствующими властями (субъекта РФ или местными) и действуют на соответствующей территории, либо имеют особенности взимания для соответствующей территории.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы: 

1) налог на добавленную стоимость  (НДС);

2) налог на прибыль (доход) организаций;

3) налог на доходы физических  лиц; 

4) государственная пошлина;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) сбор за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

7) водный налог;

8) акцизы.

Региональные  налоги и сборы.

Региональными налогами признаются налоги, которые  установлены настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах  и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов России, если иное не предусмотрено настоящим  Кодексом.

Региональные  налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  РФ в соответствии с настоящим  Кодексом и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов РФ законами о налогах  в порядке и пределах, которые  предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Заметим, что в соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ "не могут  устанавливаться региональные или  местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные  настоящим Кодексом".

Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах.

Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация