Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Социально-экономическая сущность налогов и функции налогов…..5
2.1 Понятие, сущность, источники и принципы…………………….5
2.2 Функции налогов…………………………………………………22
2.3 Классификация……………………………………………………25
3. Заключение……………………………………………………………...30
4. Источники информации………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.31 Кб (Скачать файл)

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.

Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных  районов), городских округов о  налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих  поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено  Налоговым кодексом РФ. Земельный  налог и налог на имущество  физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных  районов) и городских округов.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Представляется  ошибочной точка зрения, согласно которой критерием выделения  этих трех видов налоговых платежей является тот уровень бюджета, в  который происходит зачисление доходов  от этих налогов и сборов.    Законодатель не увязывает вид налога с уровнем бюджета. Более того, очень часто один налог может  зачисляться в два и даже три  бюджета одновременно. Следует обратить внимание, что приведенная классификация  не зависит от уровня бюджета, в который  зачисляются доходы от этих налогов  и сборов.

II. По статусу налогоплательщика  все налоги делятся на налоги с организаций, налоги с физических лиц и универсальные налоги. В данном случае статус налогоплательщика предопределяет порядок исчисления и уплаты налога. Законодатель уверен, что все организации являются профессиональными налогоплательщиками, имеющими возможность самостоятельно исчислить и уплатить налог, в то время как далеко не все физические лица обладают определенными навыками, позволяющими им исчислять и уплачивать налог самостоятельно. В этой связи для налогов с организаций характерно, что их рассчитывают и уплачивают налогоплательщики-организации самостоятельно (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций), в то время как налоги с физических лиц чаще всего предполагают, что исчисление налога будет возлагаться на налогового агента или налоговый орган (налог на имущество физических лиц), а уплата может осуществляться при участии налогового агента. В тех же случаях, когда к числу налогоплательщиков отнесены и организации, и физические лица (транспортный налог, земельный налог), порядок исчисления и уплаты налога дифференцируется в зависимости от конкретного налогоплательщика в рамках одного налога.

III. Налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные)  и косвенные (налоги на потребление). Первые взимаются в процессе  приобретения и накопления материальных благ, вторые - в процессе потребления. В основу деления налогов на прямые и косвенные положено соотношение понятий "налогоплательщик" и "носитель налогового бремени". Налогоплательщик - тот, на ком лежит юридическая обязанность платить налог. Носитель налогового бремени - тот, кто вынужден нести расходы, связанные с уплатой налога. Те налоги, уплата которых предполагает, что одно лицо является и налогоплательщиком и носителем налогового бремени, относятся к прямым налогам. А в тех случаях, когда налог обязано уплачивать одно лицо, а расходы, связанные с уплатой налога, несет другое лицо, речь идет о косвенных налогах. К числу прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации традиционно относят налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и т.п. Косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

IV. По объекту налогообложения налоги  могут быть классифицированы  на:

- налоги, взимаемые с доходов (выручки,  прибыли (дохода) заработной платы), к числу которых относятся  НДС, налог на прибыль, налог  на доходы физических лиц и  др;

- налог  с имущества (организаций и  граждан);

- налоги  с определенных видов операций, сделок и деятельности, налог  на операции с ценными бумагами  и др.

V. По принципу распределения налоговых  поступлений между бюджетами  разных уровней налоги подразделяются  на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными называют налоги и сборы, поступления  от которых на дли-тельный период полностью или в частях закрепляются в качестве доходного источника конкретного бюджета (бюджетов). Например, к закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины и сборы, НДС и иные платежи, зачисляются в доходную часть федерального бюджета, а также большинство местных налогов и сборов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений должны устанавливаться  не менее чем на три года. Распределение поступлений федеральных налогов и сборов по звеньям бюджетной системы устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

VI. По целевой направленности использования  налоговых поступлений налоги  делятся на общие и целевые. Средства, поступающие от общих налогов могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, должны быть использованы на финансирование тех мероприятий, которые указаны в законе. 

Целевые налоги могут вводиться государством также в особых случаях. Например, как это было с налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства которого расходовались на общественное воспитание и со-держание детей в детских учреждениях, а также на оказание помощи многодетным семьям.

VII. По источнику уплаты налогов  они делятся на:

-налоги, включаемые в стоимость продукции  (работ, услуг) и оплачиваемые  ее потребителями (НДС, акцизы);

- налоги, включаемые в себестоимость продукции  (работ, услуг)  ( земельный налог, плата за пользование водными объектами в пределах установленных лимитов (водный налог) и др.);

- налоги, относимые на финансовый результат  (налог на имущество организаций,  налог на рекламу и др.);

- налоги, уплачиваемые за счет прибыли  (дохода), налог на прибыль организаций.  Плата за сверхнормативные выбросы  и сбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду, пени и  штрафы за нарушение налогового  законодательства уплачиваются  за счет той части прибыли,  которая поступает в распоряжение  предприятий после уплаты налога на прибыль и др. обязательных платежей.

- налоги, уплачиваемые за счет заработной  платы, налоги, взимаемые с физических  лиц. 

VII. По степени налогообложения выделяют  следующие группы налогов: 

- пропорциональные  налоги, когда тяжесть налогообложения  изменяется пропорционально росту  доходов или величины объекта.  К этой группе налогов относятся,  например, налог на прибыль организаций,  налог на доходы физических  лиц и др.;

-прогрессивные  налоги, когда тяжесть налогообложения  возрастает с ростом размеров  дохода или другого объекта  налогообложения. К данной группе  относятся: транспортный налог,  налог на игорный бизнес  и  др.;

- регрессивные  налоги, когда тяжесть обложения  снижается с ростом дохода  или иного объекта обложения,  единый социальный налог. 

IX. По времени действия налоги  бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным относятся такие налоги, которые действуют в течение длительного периода времени. При введении регулярных налогов как правило не оговаривается срок их действия (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.). К чрезвычайным налогам относятся налоги, введение которых вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств войны, стихийные бедствия и т.п. Обычно при введении таких налогов особо оговаривается либо период, в течение которого будет взиматься тот или иной налог, либо момент окончания чрезвычайного обстоятельства. Чрезвычайные налоги особо популярны были в нашей стране в периоды Первой и Второй мировых войн.

X. По времени уплаты налоги бывают периодические и разовые. Под периодическими налогами подразумеваются такие налоги, платежи по которым осуществляются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др. уплачиваются с определенной периодичностью. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с наступлением каких либо нерегулярных событий, не образующих систему.  .

XI. По методу взимания налогов. В практике налогообложения применяется несколько методов взимания налогов:

• метод начисления (декларационный метод);

• метод удержания;

• кадастровый метод.

При использовании декларационного  метода, налогоплательщик должен представить  в налоговый орган налоговую  декларацию. Налоговая декларация официальное  документальное заявление налогоплательщика  о полученных им доходах, наличии  имущества и т.п. за определенный период времени. Этот метод получил  наибольшее распространение при  взимании налогов в РФ НДС, налог  на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.

Второй  метод взимания налога заключается  в том, что он удерживается у источника выплаты дохода. Лицо (налоговый агент), выплачивающее доход другому лицу, обязано одновременно производить удержание налога. Метод удержания применяется при взимании налога на доходы физических лиц, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов. Данный метод облегчает осуществление контроля за правильностью исчисления налога и снижает риск уклонения от его уплаты.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра, который представляет собой  документ, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, а также  среднюю доходность объекта обложения. Например, этот метод используется при исчислении единого налога на вмененный доход.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить  анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление  по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных  сопоставлений, ведь налоговые системы  разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения  по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить  к ошибочным теоретическим выводам  и, как следствие, к неверным практическим решениям .

Заключение.

  Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

  Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

  Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

Налоги  играют важнейшую роль среди государственных  доходов, так как они составляют более 85% доходной части федерального бюджета.

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство  за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его  граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов, их функции и классификация