Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:01, лекция

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты.

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность налогов.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

Налоги субъектов РФ –  налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными органами государственной власти субъектов  РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество  организации, транспортный налог, налог  на недвижимость)

Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с  НК РФ. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном  уровне. Обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение)

  • в зависимости от канала поступления:

1 государственные - налоги, полностью зачисляемые в государственные  бюджеты;

2. местные – налоги, полностью  зачисляемые в муниципальные  бюджеты;

3. пропорциональные –  налоги, распределяемые между бюджетами  различных уровней по определенным  квотам ;

4 внебюджетные – налоги, поступающие в определенные внебюджетные  фонды.

Учитывая, что имущественные  налоги управляются на территориальном  уровне и формируют собственные  доходы территориальных бюджетов, определение  путей реализации фискальной политики с нацеленностью на повышение  фискальной значимости имущественных  налогов позволит обеспечить стабилизацию и прогнозируемость доходных частей территориальных бюджетов. По мнению учёных-финансистов, недостаточная  обеспеченность собственными доходами территориальных бюджетов приводит к замедлению строительства налогово-бюджетного федерализма в России и к чрезмерному  усилению значимости межбюджетных отношений, определенным образом размывающим  самостоятельность региональных и  местных бюджетов по формированию доходных частей на стабильной и прогнозируемой основе.В связи с этим требуется разработать новые научные положения, позволяющие усилить фискальную значимость обязательных платежей в области имущественных отношений путем структурирования таких поэлементных налоговых моделей, которые не только были бы способны мобилизовать необходимый объем финансовых ресурсов в территориальные бюджеты, но также позволили бы справедливо и равномерно распределять налоговую нагрузку среди категорий налогоплательщиков, имеющих неодинаковую, а в отдельных случаях - резко дифференцированную имущественную обеспеченность.2

  • по методу исчисления (от налоговой техники):

1) регрессивные;

2) прогрессивные;

3) пропорциональные;

4) линейные;

5) ступенчатые;

6) твердые (в абсолютной сумме).

В зависимости от метода исчисления налоговые ставки могут быть твердыми в абсолютной сумме с объекта  обложения, т.е. на каждую единицу налогообложения  устанавливается зафиксированный  размер налога (например, 50 коп. за квадратный метр площади) или процентными, как доля его стоимости (например, с каждого рубля прибыли было предусмотрено 30% налога). В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Она неизменна и не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорционально объему налогооблагаемого объекта (дохода, прибыли, имущества).1

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения  и сохраняет неравенство в  экономическом положении. Целесообразно  выделять два типа прогрессивных  шкал налогообложения: построение по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная  прогрессия предполагает ступенчатое  налогообложение, т.е. по более высокой  ставке взимается налог с разницы  между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого  по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получается средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись  различные ставки.

Ставки регрессивного  налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения, и неравенство  в доходах после налогообложения  возрастает. Данный налог вводится с целью стимулирования роста  дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.2

  • по способу изъятия:

1) прямые: а) реальные и  б) личные;

2) косвенные: а) индивидуальные, б) универсальные, в) фискальные  монополии, г) таможенные пошлины;

Прямые налоги взимаются  непосредственно по ставке или в  фиксированной сумме с дохода или имущества. Окончательными плательщиками  прямых налогов является владелец имущества (дохода). Взимаются в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налогом на прибыль, налог на доходы от капитала и др.) Они подразделяются на реальные и личные. Реальные прямые налоги уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Им облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, ценные бумаги).

Прямой налог личный - важнейшая  форма прямого обложения, при  котором налогом облагается доход  налогоплательщика, с учетом представляемых льгот, т.е. они уплачиваются с реально  полученного дохода и учитывают  фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль (доход) организации)

Косвенные (на потребление) налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных  надбавок к ценам на товары и услуги. Окончательным плательщиком косвенных  налогов является потребитель. Косвенные  налоги подразделяются в зависимости  от объектов взимания. Так косвенными индивидуальными налогами облагаются строго определенные группы товаров. Косвенными универсальными налогами облагаются в  основном все товары и услуги.

Фискальные монополии - ими  облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены  в государственных структурах.

Таможенными пошлинами облагается товар и услуги при совершении экспортно-импортных операций. Пошлина  является обязательным взносом, взимаемым  таможенными органами РФ при ввозе  товара на таможенную территорию РФ или  вывозе товара с этой территории и  являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза.

  • по срокам уплаты:

1) срочные;

2) периодично-календарные.

Плательщики срочного налога уплачивают его в течение определенного  срока установленного налоговым  законодательством, после совершения какого-либо действия.

Периодично-календарные подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.

  • по порядку введения:

1) общеобязательные;

2) факультативные.

Общеобязательные налоги, те, которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который  они поступают.

Факультативные налоги предусмотрены  налоговым законодательством, но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны  к уплате только на территориях соответствующих  муниципальных образований, где  они введены.

  • по целевой направленности:

1) абстрактные;

2) целевые.

Абстрактные (общие) налоги, предназначены для формирования доходной части бюджета в целом.

Целевые (специальные) налоги - налоги или сбор, которые вводятся для финансирования конкретного  направления государственных расходов. Поступления от них обычно зачисляются  не в государственный бюджет, а  в специальные внебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий.

  • исчисление налога может осуществляться по:

1) некумулятивной системе

2) кумулятивной системе.

При первой системе обложение  налогооблагаемой базы предусматривается  по частям. При кумулятивной системе  исчисления налога

производится нарастающим  итогом с начала года. Российским законодательством  предусмотрено применение обоих  способов, также их сочетание. Данная классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной  системы обработки данных. Пользуясь  такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой  группы, в составе доходного источника  консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов и  налоговых групп с показателями, характеризующими финансовое состояние как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета.1

    1. Содержание налоговой политики

Налоговая политика – представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение определенных целей и задач. Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.  

Задачи налоговой политики сводятся: к обеспечению государства  финансовыми ресурсами, созданию условий  для регулирования хозяйства  страны в целом, к сглаживанию  неравенства в уровнях доходов  населения.  

Условно задачи налоговой  политики делятся на 3 составляющие:  

- фискальную; 

- экономическую; 

- контролирующую.  

Основные задачи налоговой  политики являются: создание благоприятных  условий для активной финансово-хозяйственной  деятельности субъектов, и стимулирование экономического роста по средством сочетания личных и общественных интересов.   

Выделяют три типа налоговой  политики:

1.     Высокий уровень налогообложения;

2.     Низкое налоговое бремя;

3.     Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения.  

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогообложения.

    1. Цели налоговой политики: *
    2. фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП с<span class="Norma

Информация о работе Экономическая сущность налогов