Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций.

Содержание работы

Введение. Понятие налога…………………………………………………...3
История становления системы налогообложения……………………….…3
Экономическая сущность налогов……………………………………….....5
Основные функции налогов………………………………………………..8
Виды налогов………………………………………………………………..14
Налоговая система России…………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...…………25

Файлы: 1 файл

налог.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Понятие налога…………………………………………………...3

История становления системы  налогообложения……………………….…3

Экономическая сущность налогов……………………………………….....5

 Основные функции налогов………………………………………………..8

Виды налогов………………………………………………………………..14

Налоговая система России…………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………...…………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Понятие налога

 Налог - это обязательный  платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом  размерах и в установленные  сроки. Совокупность разных видов  налогов, в построении и методах,  исчисления которых реализуются  определенные принципы, образуют  налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных  организаций.

 

 

История становления системы  налогообложения 

Развития становления  системы налогообложения (древний  мир и средние века). Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно  в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы  постепенно принимали денежную форму. Основы финансовой науки зародились только в XV в. Неаполитанский финансист  Д. Карафа считал, что основу бюджета должны составлять принадлежащие государству домены (земля, леса, вещные права, капиталы). Однако уже в XVI в. недостаточность доходов заставила государство перейти к использованию различных видов регалий (железные дороги; почтовая, горная, монетная, соляная регалии), пошлин и налогов.

 

 В Европе до ХVII в. развитые системы налогообложения отсутствовали. Но к концу века налоги стали основным источником доходной части бюджета многих государств. Этап развития налогообложения, связанный с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги. Значительный вклад в развитие финансовой науки на втором периоде внесли английские и немецкие ученые (Т. Гоббс, Д. Локк, Л. фон Секендорф).

 

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться  в Европе в ХVIII в. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно-хозяйственного процесса. Основоположник теории налогообложения — шотландский экономист и финансист А. Смит в 1776 г. издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств.

  В XIX в. финансовая  наука продолжала стремительно  совершенствоваться благодаря работам  немецких ученых: К. Рау, Ж. Симонд де Сисмонди, К. Маркса и Ф. Энгельса, А. Вагнера, Э. Селигмана и др.

Период развития системы  налогообложения связан со становлением научно-теоретических воззрений  на ее природу. После Первой мировой  войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен  фундамент современной налоговой  системы. Великая депрессия 1929–1933 гг. заставила рассматривать государственные  финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой  войны финансы использовались в  новом качестве — как средство государственного регулирования экономики.

Следующий этап развития налогообложения  характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его  проблем.

 В 80-е гг. ХХ в.  получила признание бюджетная  концепция, согласно которой налоговые  поступления — это продукт  двух факторов: налоговой ставки  и налоговой базы. Промышленно  развитые страны с развитой  рыночной экономикой провели  налоговые реформы, направленные  на совершенствование систем  прямых и косвенных налогов  и стимулирование деловой активности.

 Начало 90-х гг. XX в. —  период возрождения и формирования  налоговой системы России. Налоги  заменили существовавшую систему  планового распределения прибыли  предприятий, и государство стало  влиять на развитие процессов  в обществе посредством налогообложения. 

 

Экономическая сущность налогов.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Эти денежные отношения обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

 

Налоги, как отмечают К. Маркс  и Ф. Энгельс, появились с разделением  общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

 

Таким образом, налогообложение  — это система распределения  доходов между юридическими или  физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать  в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения  и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных  условиях. Главные принципы налогообложения  — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени  убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в  том, что порядок налогообложения  устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство  так же определяет меры взыскания  за невыполнение данного закона.

 

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

 

В условиях рыночной экономики  любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка.

 

В налогах заложены возможности  и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение  доходов высокого уровня, могут учитывать  необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

 

Налоги могут быть элементом  механизма, регулирующего демографические  процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

 

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие  свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и  черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

 

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству  в определенных законодательством  размерах и в установленные сроки.

 

В практике налоги имеют  вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату  государству за те услуги, которые  оно оказывает населению и  другим субъектам экономики в  виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

 

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов  экономики. При этом налог может  быть денежным и натуральным.

 

По объектам обложения  налоги делятся:

-  налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

- налог на добавленную  стоимость продукции, работ, услуг;

- налог на имущество  (предприятий и граждан);

-  налог на определенные  виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за пользование  природным ресурсами.

 

Налоги могут устанавливаться  на различных уровнях государственной  власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают  в соответствующие бюджеты.

 

Налоги могут поступать  не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

Основные функции  налогов

Функции налогообложения - это  проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно  реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства.

 

На практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

 

Рассматривая современную  систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К  числу основных функций налогов  относятся:

- фискальная;

- распределительная (социальная);

- регулирующая;

- контрольная;

 

Фискальная функция

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

 

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством  данной функции реализуется главное  предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование  в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

 

Распределительная функция

Распределительная (или как  её ещё называют — перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

 

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и  капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Регулирующая  функция

С развитием экономической  системы возникла необходимость  определённого корректирующего  воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию  налогов.

 

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к  тому, как происходит государственное  регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

 

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно  состоит главным образом в  определении "правил игры", то есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

 

- регулирование развития  народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда  основным объективным экономическим  законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь  речь идет главным образом  о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Информация о работе Экономическая сущность налогов