Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций.

Содержание работы

Введение. Понятие налога…………………………………………………...3
История становления системы налогообложения……………………….…3
Экономическая сущность налогов……………………………………….....5
Основные функции налогов………………………………………………..8
Виды налогов………………………………………………………………..14
Налоговая система России…………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………...…………25

Файлы: 1 файл

налог.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

 

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги, государство создает  условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для  общества проблем.

 

Посредством регулирующей функции  обеспечивается перераспределение  через государственный бюджет части  доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

 

Регулирующая функция  направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

 

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Они  реализуются через систему льгот  и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

 

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

 

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции  средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в  отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

 

Контрольная функция

Через налоги государство  осуществляет контроль над финансово-хозяйственной  деятельностью организаций и  граждан, а также за источниками  доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов  возможно количественное сопоставление показателей доходов  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

 

Через контрольную функцию  налогообложения выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику государства.

 

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет  удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются  противовесы излишнему фискальному  бремени, то есть формируются социально-экономические  механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических  интересов.

 

В настоящее время налоговой  системе России присущ преимущественно  фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего  начала.

 

Суть фискальной функции  заключается в обеспечении поступления  необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается  путём участия государства в  воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные  отрасли, усиления или ослабления процессов  накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

 

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

Виды налогов

Многообразие налогов, различающихся  по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает  необходимость их систематизации и  классификации.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего времени  является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к  подоходно-поимущественному или к  обложению расходов на потребление, на два основных вида - прямые и косвенные.

 

В соответствии с этим критерием  прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с  конкретного физического или  юридического лица. К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального  страхования, налоги на имущество (земельный  налог, налог на дома, на прирост  капитала), на операции с ценными  бумагами, на наследство и дарение. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

 

Личные налоги в отличие  от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения   (доход,   имущество)  определяются  индивидуально  для   каждого плательщика с  учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения  различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог  с наследств и дарений и  др.

 

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

 

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные  налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

 

Каждый из этих видов налогов  имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении  налогов и поддержании экономической  и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

 

Основным преимуществом  прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более  определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в  большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно  отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям  и инвестициям при повышении  налоговых ставок.

 

Достоинства косвенных налогов  связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен  косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

 

Благодаря косвенным налогам  цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе  на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия. Такие косвенные  налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок. Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

 

Помимо деления налогов  на прямые и косвенные бывают другие классификации.

 

Так, например, различают  твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в  одинаковом процентном отношении к  объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные  налоги — это те налоги, бремя  которых сильнее давит на лиц  с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить  к росту абсолютной суммы поступлений  в бюджет при увеличении доходов  налогоплательщиков.

 

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

 

Также, принята классификация  налогов в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этим критерием  налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), региональные и местные. Как правило, в местные бюджеты  целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и различные  местные налоги и сборы. Поступления  от налогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее  согласованных пропорциях.

 

Налоговая система  России.

В настоящее время налогоплательщики  сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимате-льства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчисления бюджетных платежей.

Система налогов введенная в 1990 - 1991 годах, была весьма слабо

адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и

тенденций, практически она  устарела уже к моменту начала своего

функционирования. Дело в  том, что в условиях перехода к  рынку

применялись старые понятия  о налогах. Одним из основных остался  налог с

оборота, который применяется  лишь при жестком государственном  установлении

цен.   Уже с появлением договорных цен его начисление и  взимание

стало весьма сложным. А свободные  розничные цены, определяемые спросом  и

предложением, вообще исключают  необходимость налога с оборота.

В такой же малой степени  приспособлен к рынку налог на прирост

средств, направляемых на потребление. Имевшее место серьезное ограничение

роста заработной платы плохо  сопоставимо со стремлением развернуть и

активизировать предпринимательскую  деятельность и просто не целесообразно

при либерализации цен  с их неизбежным высоким первоначальным повышением.

Налоговая система 1990 - 1991 годов  совсем не учитывала при переходе к

рыночным отношениям новых  объектов налогообложения. Не принималось  во

внимание, что свобода  предпринимательства,  появление  частной

собственности, приватизация государственных и муниципальных  предприятий,

отмена ограничений на заработную плату и возможность  зарабатывать деньги

приведут к значительному  увеличению недвижимого и иного  имущества во

владении отдельных граждан, а затем к его движению путем продажи,

обмена, дарения, наследства.

Являясь самым, пожалуй, мощным регулятором экономики, налоговая

система России призвана смягчать серьезнейшие диспропорции экономического

развития страны как накопившиеся за долгие предшествующие годы, так  и

порожденные современной  перестройкой второй половины 80-х годов. С помощью

налогов можно экономически воздействовать на динамику, структуру  и

объемы производства, осуществлять протекционистскую или ограничивающую

экономическую политику по отношению к отдельным отраслям и регионам,

проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодействовать монополизму,

изымая в бюджет сверхприбыль, возникающую от монопольного роста  цен.

Одновременно налоговая  система выступает регулятором  личных доходов

граждан.

Принятый в России новый  пакет законов о налогах впитал в себя мировой

опыт, что важно для  выхода страны из экономической изоляции, отвечает

основным требованиям  переходного к рыночным отношениям периода, имеет

определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен  серьезных

недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной

критике со стороны налогоплательщиков и специалистов.

Законом " Об основах налоговой  системы в Российской Федерации "

предусмотрено введение трехуровневой  системы налогообложения. Налоги

подразделяются на федеральные, налоги краев, областей и автономных

образовании, и местные налоги.4

Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования

бюджетов всем уровням  управления при распределении некоторых  налогов между

ними. Налоговое регулирование  осуществляется Министерством финансов, а

Информация о работе Экономическая сущность налогов