Единый налог на вмененный доход: проблемы применения и ошибки исчисления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 04:24, дипломная работа

Описание работы

Учитывая вышесказанное, целью дипломной работы является выявление проблемных областей в налогообложении субъектов малого предпринимательства в рамках специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и разработка предложений по их ликвидации.
Для достижения сформулированной цели потребовалось решение следующих задач:
1. провести ретроспективный анализ формирования института «единого налога на вмененный доход» (далее - ЕНВД);
2. выделить особенности исчисления единого налога на вмененный доход;
3. проанализировать отличия в применении специального режима ЕНВД в 2008 году по сравнению с предыдущими годами

Содержание работы

Введение 4
1. Единый налог на вмененный доход как элемент отечественной налоговой системы 7
1.1. История реформирования единого налога на вмененный доход 7
1.2. Особенности исчисления единого налога на вмененный доход 155
2. Практика применения и составления отчетности по ЕНВД 323
2.1. Практика применения специального режима ЕНВД в 2009 году: сравнительный анализ 32
2.2. Порядок заполнения налоговой отчетности на примере ООО «Айсберг» 37
3. Методы оптимизации применения специального режима в виде ЕНВД 50
3.1. Основные ошибки при исчислении ЕНВД 50
3.2. Способы оптимизации ЕНВД в соответствии с действующим законодательством 55
Заключение 63
Литература 65
Приложение 70

Файлы: 1 файл

Выпускная работа Экономист ХХХХХХХХХХХХ..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Субъекты малого предпринимательства  с численностью работающих до 100 человек, занятые в сфере оказания транспортных услуг, также могут быть переведены на уплату единого налога с вмененного дохода;

б) индивидуальные предприниматели, занимающиеся помимо видов деятельности, перечисленных выше, в сфере оказания ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей; оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий), по сдаче в наем помещений, по оказанию консультационных, бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, услуг по обучению, репетиторству, преподаванию и иной деятельности в области образования.

В анализируемом федеральном законе не были учтены отдельные недостатки, имеющие место в законе об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.

В частности, много нареканий  вызывали у налогоплательщиков положения закона об упрощенной системе налогообложения, освобождающие организации, применяющие эту систему, от уплаты налога на добавленную стоимость, так как по этой причине названные организации не могли выделять в счетах, выставляемых покупателям продукции (работ, услуг), суммы НДС, подлежащие зачету у последних. В результате продукция организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, оказывается неконкурентоспособной.

Много сложностей для  организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, создавал порядок ведения бухгалтерского учета в Книге учета доходов и расходов из-за невозможности отразить в этой книге все многообразие их хозяйственной и финансовой деятельности.

Законом о едином налоге с вмененного дохода было предусмотрено, что его плательщики не освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Бухгалтерский учет и отчетность, названные плательщики осуществляли в общеустановленном порядке.

Если законом об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности предусматривалось внесение налогоплательщиками платы за патент в срок, установленный законодательными органами субъектов Российской Федерации, которая являлась разновидностью авансового платежа и засчитывалась в уплату единого налога (в случае превышения платы за патент над суммой единого налога за отчетный период производились уменьшение и возврат переплаты по единому налогу), то законом о едином налоге с вмененного дохода предусматривалась уплата этого налога, рассчитываемого исходя из базовой доходности физических показателей (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующих определенный вид деятельности, и повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, показывающих степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результаты предпринимательской деятельности. Никакие перерасчеты суммы единого налога в течение налогового периода (квартала) не производились.

Организации и индивидуальные предприниматели, переводимые на уплату единого налога с вмененного дохода, в месячный срок со дня опубликования законодательного акта были обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в налоговом периоде.

В целях унификации налоговой  отчетности налогоплательщиков единого  налога Госналогслужбой России была разработана примерная форма расчета единого налога, рекомендуемая для принятия ее органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

В этой форме, в частности, предусматривалось указание вида деятельности, местонахождение налогоплательщика, наименование натуральных показателей, единица их измерения и объем, базовая доходность единицы натурального показателя и понижающие (повышающие) коэффициенты, размер вмененного дохода и сумма единого налога.

Законом предусмотрено, что коэффициенты определялись в зависимости от:

типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

места осуществления  предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);

характера местности (тип  автомагистрали и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

удаленности места осуществления  предпринимательской деятельности от транспортных развязок;

удаленности места осуществления  предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;

характера реализуемых  товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

ассортимента реализуемой  продукции;

других показателей, влияющих на определение доходности предпринимательской деятельности и перечисленных в ст. 5 Федерального закона.3

Федеральным законом  от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ с 1 января 2003 года введена в действие глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

В отличие от действующего тогда Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ главой 26.3 не предусмотрен перевод на уплату ЕНВД организаций и предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сферах оказания ремонтно-строительных услуг, розничной торговли ГСМ, по сбору металлолома и изготовлению игрушек.

Не переводились на уплату ЕНВД предприниматели, оказывающие услуги по краткосрочному проживанию, а также бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, услуги по репетиторству, преподаванию и иной деятельности в сфере образования.

Законодатели сочли  необходимым ограничить переводимые  на ЕНВД торгующие организации, организации общественного питания и транспортного обслуживания не предельной численностью работников, как было до этого, а размерами торговой площади, площади зала обслуживания и количеством транспортных средств. Это сделано для того, чтобы затруднить плательщикам ЕНВД манипулирование соответствующими показателями их предпринимательской деятельности. Для сравнения перечень налогов, уплачиваемых при ЕНВ согласно Налоговому кодексу и Закону №148-ФЗ приведен в табл. 1.

 

 

 

Таблица 1 - Виды налогов, уплачиваемых с ЕНВД

┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│   Согласно Закона № 148-ФЗ            │     С 1 января 2003 года      │

├───────────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤

│  ЕНВД;                                │Все налоги, предусмотренные за-│

│  государственная пошлина;             │конодательством,  за исключени-│

│  таможенные пошлины и иные таможенные │ем:                            │

│платежи;                               │  налога на прибыль;           │

│  лицензионные и регистрационные  сборы;│  НДС;                         │

│  налог   на   владельцев  транспортных│  налога с продаж;             │

│средств;                               │  налога на имущество;         │

│  земельный налог;                     │ ЕСН.                         │

│  налог на покупку иностранных  денежных│                               │

│знаков и платежных документов, выражен-│                               │

│ных в иностранной валюте;              │                               │

│  налог на доходы, уплачиваемый физиче-│                               │

│скими лицами, осуществляющими  предпри-│                               │

│нимательскую деятельность без образова-│                               │

│ния юридического лица, с любых доходов,│                               │

│за исключением доходов, получаемых  при│                               │

│осуществлении предпринимательской  дея-│                               │

│тельности, облагаемой ЕНВД;            │                               │

│  удержанные суммы налога на доходы фи-│                               │

│зических лиц, а также  налога на добав-│                               │

│ленную  стоимость и налога на доходы от│                               │

│источника в РФ в случаях, когда  законо-│                               │

│дательными актами РФ о налогах  установ-│                               │

│лена обязанность  по  удержанию  налога│                               │

│у источника выплаты.                   │                               │

└───────────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

 

Наиболее значительное и прогрессивное изменение касалось порядка определения налоговой базы и уплаты ЕНВД.

Если до этого времени вопрос определения базовой доходности отдан полностью на откуп законодательным органам субъектов РФ, то с 1 января 2002 года базовая доходность по видам предпринимательской деятельности для всей территории Российской Федерации установлена единая. На местах ее можно корректировать с применением трех поправочных коэффициентов, определяемых в соответствии с главой 26.3.

С 1 января 2003 года стало не нужно уплачивать налог авансом. Также не нужно было получать в налоговых органах свидетельства об уплате. Как и все остальные налоги, ЕНВД стал уплачиваться "по факту" на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган ежеквартально.

При этом исчисленную  сумму налога разрешено уменьшать  на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных с выплат наемным работникам, занятым в сферах деятельности, переведенным на единый налог на вмененный доход. Однако при этом ЕНВД не может быть уменьшен более чем на 50%.

Что касается ставки налога, то она сохранена была сохранена на действующем ранее уровне - 15% от облагаемой базы.

 

 

 

1.2. Особенности исчисления единого налога на вмененный доход. Уплата налога на вмененный доход является разновидностью основных специальных налоговых режимов. Однако данный налоговый режим имеет существенную специфику.

Например, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяет свое действие на налогоплательщика в целом, то есть применяется в отношении всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем, система  налогообложения вмененного дохода распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности, в отношении остальных видов деятельности одновременно будет применяться общий или упрощенный режимы налогообложения.

В связи с этим, возможно, выделить следующие основные примеры сочетания системы единого налога на вмененный доход с иными системами налогообложения.

Организация осуществляет несколько видов деятельности, один из которых подпадает под налогообложения единым налогом на вмененный доход. В этом случае организация применяет общий или упрощенный режим налогообложения, а в отношении последнего вида деятельности исчисляет единый налог на вмененный доход.

Организация осуществляет два вида деятельности, каждый из которых  подпадает под налогообложения  единым налогом на вмененный доход. В этом случае организация отдельно по каждому виду деятельности исчисляет единый налог на вмененный доход.

Организация осуществляет несколько видов деятельности, два  из которых подпадает под налогообложения единым налогом на вмененный доход. При этом организация применяет общий или упрощенный режим налогообложения, а в отношении последних двух видов деятельности отдельно по каждому из них исчисляет единый налог на вмененный доход.

Единый налог на вмененный  доход - это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода (показателя).

Основными признаками единого  налога на вмененный доход являются следующие положения.

1. Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

При этом необходимо выделить следующие четыре основных момента.

Во-первых, нормативные  правовые акты представительных органов  муниципальных районов, городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (далее по тексту - нормативные правовые акты о введении единого налога) вступают в силу в порядке, установленном ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Так, для того чтобы  с 1 января 2006 г. на территории муниципального образования (города федерального значения) взимался единый налог на вмененный доход необходимо, чтобы нормативный правовой акт о введении единого налога был принят и опубликован до 1 декабря 2005 г.

Информация о работе Единый налог на вмененный доход: проблемы применения и ошибки исчисления