Единый налог на вмененный доход: проблемы применения и ошибки исчисления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 04:24, дипломная работа

Описание работы

Учитывая вышесказанное, целью дипломной работы является выявление проблемных областей в налогообложении субъектов малого предпринимательства в рамках специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и разработка предложений по их ликвидации.
Для достижения сформулированной цели потребовалось решение следующих задач:
1. провести ретроспективный анализ формирования института «единого налога на вмененный доход» (далее - ЕНВД);
2. выделить особенности исчисления единого налога на вмененный доход;
3. проанализировать отличия в применении специального режима ЕНВД в 2008 году по сравнению с предыдущими годами

Содержание работы

Введение 4
1. Единый налог на вмененный доход как элемент отечественной налоговой системы 7
1.1. История реформирования единого налога на вмененный доход 7
1.2. Особенности исчисления единого налога на вмененный доход 155
2. Практика применения и составления отчетности по ЕНВД 323
2.1. Практика применения специального режима ЕНВД в 2009 году: сравнительный анализ 32
2.2. Порядок заполнения налоговой отчетности на примере ООО «Айсберг» 37
3. Методы оптимизации применения специального режима в виде ЕНВД 50
3.1. Основные ошибки при исчислении ЕНВД 50
3.2. Способы оптимизации ЕНВД в соответствии с действующим законодательством 55
Заключение 63
Литература 65
Приложение 70

Файлы: 1 файл

Выпускная работа Экономист ХХХХХХХХХХХХ..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

Допустить к защите

Зав. Кафедрой________________

«__»__________2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа:

 «Единый налог на вмененный доход: проблемы  
применения и ошибки исчисления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка: ХХХХХХХХХХХХХХ

Руководитель: ХХХХХХХХХХХХХХ

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2009

 

Федеральное агентство  по образованию

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Факультет экономики  и управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

 

ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ:

 «Единый налог на вмененный  доход: проблемы применения и ошибки исчисления»

(Тема утверждена приказом по академии №___ от ____2009 г.)

 

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

Зав.кафедрой

Руководитель проекта

Консультанты________________

Рецензенты__________________

Работа начата__________закончена__________Решением кафедры от ________2009 г.

дипломник допущен к защите

Декан факультета______________

Зав. кафедрой_________________

«__»________2009 г.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

  1. Признать, что студентка ХХХХХХХХХХХХХ. выполнила и защитила дипломную работу с оценкой____________
  2. Присвоить___________квалификацию ____________

 

Председатель ГАК___________________

Учёный секретарь___________________

Содержание

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлено значимостью мелкого и среднего бизнеса для отечественной экономики. Субъекты малого предпринимательства в экономически устойчивых и развитых странах являются основными производителями ВВП, они так же формируют преобладающую долю налоговых доходов бюджетов. Поэтому в этих странах проводится целенаправленная политика по поддержание небольших организаций и расширения сфер их деятельности.

В Российской Федерации  государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая оказанием содействия в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли, уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов.

В целях реализации государственной  политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие  меры:

- специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- представление субъектами  малого и среднего предпринимательства  статистической отчетности в сокращенном варианте;

- льготный порядок  расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

- формы участия субъектов  малого и среднего предпринимательства  в процедурах размещения заказов  на поставку товаров, выполнение  работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

- развитие инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

- иные направленные  на достижение целей закона  меры.

Вопросы налогообложения являются наиболее сложными для субъектов малого бизнеса. Нарушение правил исчисления и уплаты налогов и сборов влечет за собой дестабилизацию в финансово-хозяйственной деятельности, а часто и ее прекращение. Указанные нарушения не всегда связаны с умышленным сокрытием или уменьшением налогооблагаемой базы. Часто предприниматель в виду небольших объемов деятельности не имеет возможности отслеживать изменения и дополнения, принимаемые отечественным законодателем. В этой связи одна из задач исполнительных органов государственной власти состоит в ведении разъяснительной работы среди предпринимателей для минимизации неблагоприятных воздействий на их деятельность вызванных нарушением налогового законодательства.

Учитывая вышесказанное, целью дипломной работы является выявление проблемных областей в налогообложении субъектов малого предпринимательства в рамках специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и разработка предложений по их ликвидации.

Для достижения сформулированной цели потребовалось решение следующих задач:

1. провести ретроспективный анализ формирования института «единого налога на вмененный доход» (далее - ЕНВД);

2. выделить особенности  исчисления единого налога на вмененный доход;

3. проанализировать отличия в применении специального режима ЕНВД в 2008 году по сравнению с предыдущими годами;

4. рассмотреть порядок  формирования отчетности ЕНВД

5. определить основные  ошибки, допускаемые субъектами  малого предпринимательства при исчислении ЕНВД;

6. предложить способы оптимизации ЕНВД, не нарушающие действующее налоговое законодательство.

Объектом дипломной  работы является финансово-хозяйственная  деятельность  ООО «Айсберг».

Предмет исследования составляют налоговые отношения ООО «Айсберг» с государственными органами власти, возникающие в процессе исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход.

Эмпирической базой  для дипломной работы явились  фактические данные деятельности ООО «Айсберг» за 1-3 кв. 2008 г., а так же нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования обложения субъектов малого предпринимательства единым налогом на вмененный доход.

Полученные результаты применимы в практической деятельности хозяйствующих субъектов и структурных подразделений органов внутренних дел.

Работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключении, списка литературы.

 

  1. Единый налог на вмененный доход, как элемент отечественной

налоговой системы

 

1.1 История реформирования единого налога на вмененный доход.

В конце прошлого века Россия находилась в тяжелом экономическом и финансовом кризисе. Одна из главных причин этого - состояние федерального бюджета. Государство в тот момент было не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам по выплате заработной платы, пенсий, прочим долгам и т.д. В обеспечение сбалансированного бюджета, когда расходы государства соответствовали бы его доходам, состояла главная цель антикризисной программы, разработанной Правительством РФ. Сбалансировать бюджет можно двумя способами: либо через повышение доходов, либо через сокращение расходов, что включало бы кроме всего прочего и сокращение заработной платы работникам бюджетных организаций, сокращение пенсий и другие непопулярные меры. Этот путь мог привести к социальному взрыву. Поэтому правительство приняло решение не только сократить, насколько это возможно, расходы бюджета, но и повысить его доходы путем введения новых налоговых платежей и ужесточения мер по повышению собираемости налогов. Одним из самых существенных изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением антикризисной программы стало введение в систему налогов РФ единого налога на вмененный доход и налога с продаж. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"1 (далее - Закон N 148-ФЗ), который определил порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход.

Прежде всего, следует отметить, что этот закон носил рамочный характер, то есть определял основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности.

В соответствии со ст.1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный  доход устанавливался и вводился в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и был обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Федеральным законом определен перечень видов деятельности, доходы от которых будут облагаться единым налогом с вмененного дохода, но конкретные виды деятельности определялись законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Кроме того, этим органам предоставлялось право устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога. Ставка единого налога составляла 20% от вмененного дохода и изменению законодательными органами субъектов РФ не подлежала. Следует заметить, что Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" ставка по ЕНВД была сокращена до 15 %.2

Единый налог относился к числу региональных налогов, суммы платежей по которым зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации. Также необходимо указать, что поступления от введения данного налога предполагалось использовать по целевым назначениям на дополнительное финансирование образовательных учреждений (подп. "е" п. 1 cт. 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; далее Закон об основах налоговой системы).

Налоговым кодексом РФ (часть  первая), вступившим в силу с 1 января 1999 г., единый налог не предусмотрен. Однако перечень региональных налогов и сборов, вводился в действие cо дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что Закон N 148-ФЗ относился к числу нормативных актов, регулирующих применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Однако плательщиками единого налога являлись не только индивидуальные предприниматели и малые предприятия, но и средние предприятия, так как в нем не была ограничена численность работающих в организациях, занимающихся оказанием бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг населению.

Введение в действие Закона N 148-ФЗ не отменило действующие тогда Федеральные законы от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Указанные законы применялись в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ. Закон о едином налоге с вмененного дохода по своей сути явился логическим продолжением Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

Уплата единого налога освободила соответствующие предприятия и организации, а также индивидуальных предпринимателей от обязанности вносить платежи в государственные внебюджетные фонды и уплачивать налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона об основах налоговой системы, за исключением налогов и сборов, указанных в ст. 1 Закона N 148-ФЗ. Следует отметить, что у работодателей сохранилась обязанность вносить платежи во внебюджетные фонды за своих работников.

Сумма уплаченного единого  налога распределялась между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также предназначена для финансирования Пенсионного фонда РФ, Фонда медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости.

Если до принятия Закона N 148-ФЗ, предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели могли выбирать для себя более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающие большую эффективность - по обычной системе либо по патенту, то с вступлению в силу правового акта хозяйствующие субъекты, находящиеся в сфере действия Закон N 148-ФЗ, а были обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход.

Плательщиками единого  налога с вмененного дохода согласно ст. 3 Закона N 148-ФЗ, являлись юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных указанной статьей:

а) юридические лица (организации), занимающиеся оказанием бытовых  услуг населению (ремонт обуви, изделий  из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов), оказанием парикмахерских услуг, а также занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50 человек), розничной торговли (с численностью до 30 человек), розничной торговли горюче-смазочными материалами, оказания услуг по предоставлению автостоянок и гаражей.

Информация о работе Единый налог на вмененный доход: проблемы применения и ошибки исчисления