Анализ и планирование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Налогоплательщиков тревожат не столько высокие налоги, сколько их нестабильность, неясность, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались; как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Экономическая сущность, роль и значение налога на доходы
физических лиц……………………………………………………………………8
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства……………………………………………………………………..8
1.2 История становления и развития налога на доходы физических лиц……..13
1.3 Зарубежный опыт подоходного налогообложения………………….……...22
2 Формирование налоговой базы для исчисления налога на доходы
физических лиц…………………………………………………………………...34
2.1 Порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц в ОАО «Пензадизельмаш»...…………………….………..34
2.2 Особенности формирования налоговой базы при получении дохода
в виде материальной выгоды по займам на приобретение жилья………..46
2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов……...48
2.4 Налоговый учет доходов физических лиц…………………………………..56
3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц……………….…..62
3.1 Значение налогового планирования на современном этапе развития
ОАО «Пензадизельмаш»…………………………………………………….62
3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
с использованием трендового анализа динамики …………………..……...66
3.3 Изучение влияния сезонных колебаний на формирование
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц……………………69
Правовые вопросы взимания налога на доходы физических лиц……………….73
Заключение………………………………………………………………………….77
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Тариф подоходного налога, на основании которого строятся таблицы подоходного налога, а также с учетом причитающихся наемным работникам необлагаемых сумм и паушальных сумм таблицы налога с заработной платы, представляет собой основной стержень Закона о подоходном налоге. Из него вытекает величина подоходного налога (налога с заработной платы), которой облагается доход конкретного налогоплательщика. Структура тарифа подоходного налога в значительной степени определяется исходя из того, что налоговое бремя должно быть адаптировано как к финансовым потребностям государства, так и к потенциалу налогоплательщика, с учетом справедливости налогообложения под углом зрения его социального положения.

Тариф оформлен следующим образом.

В составе налогооблагаемого дохода без обложения остается общий необлагаемый минимум; в 2000 году он составлял 13499/26999 немецких марок (холостые/женатые). С 2001 года необлагаемый минимум повысился до 14093/28187 немецких марок, с 2003 года – до 7426/14853 евро (примерно 14524/29049 немецких марок) (холостые/женатые), а с 2005 общий необлагаемый минимум составил 7664/15329 евро (около 14989/29979 немецких марок).

В первой линейно-прогрессивной тарифной зоне налоговые ставки на сумму дохода, превышающую общий необлагаемый минимум, растут с 22,9% до 25% на облагаемый доход в 17495/34991 немецких марок (холостые/женатые), с 2001 года с 19,9% до 23% на облагаемый доход в 18089/36179 немецких марок, с 2003 года с 17% до 24,97% на облагаемый доход в 12755/25511 евро, а в 2005 году – от 15% до 23,97% на облагаемый доход в 12739/25479 евро (холостые/женатые).

В следующей тарифной зоне (верхняя пропорциональная зона) любой прирост дохода облагается налогом по постоянной ставке в 51% (2000 год), 48,5% (2001 - 2002 годы), 47% (2003 - 2004 годы) и 42% (начиная с 2005 года).

В обеих линейно-прогрессивных зонах налоговое бремя на единицу прироста дохода (предельное бремя) растет в различной степени линейно. В верхней пропорциональной зоне оно остается неизменным. Налоговое бремя на совокупный облагаемый доход (среднее бремя) повышается по мере роста дохода, приближаясь для весьма высоких доходов к максимальной величине налоговой ставки [28, с. 68].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формирование  налоговой базы для исчисления

    налога  на доходы физических лиц

 

2.1 Порядок формирования налоговой базы

      по налогу на доходы физических  лиц в ОАО «Пензадизельмаш»

 

Объектом исследования данной дипломной работы является ОАО «Пензадизельмаш».

ОАО «Пензадизельмаш» расположено в южной части города Пенза. Площадь предприятия составляет 60 гектаров.

Завод основан в 1949 году. Основной вид продукции предприятия – дизель-генераторы для тепловозов, газодизель-генераторы, турбокомпрессоры. В 1992 году на базе ПО «Пензадизельмаш» создано акционерное общество открытого типа «Пензадизельмаш».

Открытое акционерное общество «Пензадизельмаш» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах».

Общество является коммерческой организацией, юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

ОАО «Пензадизельмаш» является открытым акционерным обществом. Количество акционеров не ограничено. Акционеры могут приобретать и отчуждать акции без согласия других акционеров Общества. Также Общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции с учетом действующего законодательства. Общество может проводить закрытую подписку на свои акции, за исключением случаев, когда Уставом или иными правовыми актами возможность проведения закрытой подписки ограничена.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Структура управления ОАО «Пензадизельмаш» представлена в Приложении Б.

Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

1. Производство и реализация  дизелей и дизель-генераторов  для маневровых тепловозов, мини  ТЭЦ, судовой и стационарной энергетики, тяговых агрегатов горно-рудной  промышленности и для использования в агрегатах другого назначения (газотепловозы, путевые железнодорожные машины и др.);

2. Производство и реализация  турбокомпрессоров и других дизельных  узлов;

3. Производство капитального ремонта  дизельных двигателей и турбокомпрессоров;

4. Производство и реализация запасных частей выпускаемых машин, товаров народного потребления, выполнения исследовательских, экспериментальных, конструкторских, пусконаладочных работ, продажа и покупка технической документации, транспортные услуги, услуги полиграфии;

5. Проведение совместных работ  и получение государственных  заказов с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

6. Товарообменные сделки по продукции, выпускаемой обществом, а также  другой продукции и услугам, имеющие  целью получение прибыли;

7. Сервисное обслуживание выпускаемых изделий и оборудования;

8. Торговая и посредническая  деятельность;

9. Внешнеэкономическая деятельность  по профилю своей специализации;

10. Любая иная деятельность, не  запрещенная действующим законодательством либо осуществляемая в порядке диверсификации производства, выполнения работ или оказания услуг.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

С 1 января 2001 года налоговая база по налогу на доходы физических лиц, в которой учитываются все доходы в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды, определяется в РФ согласно статье 210 НК РФ.

НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы при получении дохода в натуральной форме (ст. 211 НК РФ), доходов в виде материальной выгоды (ст. 212 НК РФ), по договорам страхования (ст. 213 НК РФ), по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами (ст. 213.1 НК РФ), доходов от долевого участия в организации (ст. 214 НК РФ), доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги (ст. 214.1 НК РФ).

В современной системе подоходного налогообложения основными категориями являются доход (как объект обложения) и налогоплательщик (как получатель дохода). Для сферы налоговых отношений с другими странами важными категориями являются резидент и нерезидент.

С 2007 года вступило в силу изменение ст. 207 НК РФ, в которой определено, что «налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения» [2, с. 55].

Объектом налогообложения является доход, полученный от источников в Российской Федерации. Основными доходами являются: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу; доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты; страховые выплаты при наступлении страхового случая; дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией; доходы, полученные от предоставления в аренду имущества; доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.

Учитывая, что согласно п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом), то соответственно обязанность налогового агента по исчислению налога с дохода в виде оплаты труда возникает только в последний день месяца.

Если в течение указанного месяца работнику выдавался аванс в счет зарплаты за текущий месяц, то налог по данному авансу в момент выдачи не исчисляется (только по окончании месяца), и значит, в бюджет на момент выдачи аванса не перечисляется (а только после исчисления налога за месяц в целом).

Статья 217 НК РФ устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации; пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии; вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь; алименты, получаемые налогоплательщиками; суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями; суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Поскольку данные нормы установлены лишь в отношении бюджетных организаций, то считается целесообразным облагать указанные суммы налогом на доходы физических лиц.

Что касается расходов на проезд до места назначения и обратно командированного работника, то они не подлежат налогообложению независимо от вида транспорта, класса при условии документального подтверждения таких фактически произведенных целевых расходов. Поэтому, в случае оплаты проезда к месту командировки и обратно к месту постоянной работы без предъявления проездных документов, суммы возмещения таких расходов при наличии отметки в командировочном удостоверении о прибытии в пункт назначения могут быть исключены из налогооблагаемого дохода работника при условии представления им копии проездного билета либо справки из кассы, подтверждающей факт приобретения им проездного билета.

Превышение норм суточных, установленных в соответствии с действующим законодательством, подлежит включению в налоговую базу при исчислении налога на доходы работников. Соответственно, организация обязана удержать и перечислить в бюджет исчисленную в этом случае сумму налога.

Однако Высший Арбитражный Суд РФ признал убедительными доводы о том, что в соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком. Согласно ст. 41 НК РФ доходом налогоплательщика может быть признана только его экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

Между тем в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому и расходы на выплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. Следовательно, взимание с работника дополнительных денежных средств в виде налога на доходы физических лиц в связи с получением работником средств, необходимых для выполнения служебного поручения, – неправомерно.

Информация о работе Анализ и планирование налога на доходы физических лиц