Анализ и планирование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Налогоплательщиков тревожат не столько высокие налоги, сколько их нестабильность, неясность, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались; как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Экономическая сущность, роль и значение налога на доходы
физических лиц……………………………………………………………………8
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства……………………………………………………………………..8
1.2 История становления и развития налога на доходы физических лиц……..13
1.3 Зарубежный опыт подоходного налогообложения………………….……...22
2 Формирование налоговой базы для исчисления налога на доходы
физических лиц…………………………………………………………………...34
2.1 Порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц в ОАО «Пензадизельмаш»...…………………….………..34
2.2 Особенности формирования налоговой базы при получении дохода
в виде материальной выгоды по займам на приобретение жилья………..46
2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов……...48
2.4 Налоговый учет доходов физических лиц…………………………………..56
3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц……………….…..62
3.1 Значение налогового планирования на современном этапе развития
ОАО «Пензадизельмаш»…………………………………………………….62
3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
с использованием трендового анализа динамики …………………..……...66
3.3 Изучение влияния сезонных колебаний на формирование
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц……………………69
Правовые вопросы взимания налога на доходы физических лиц……………….73
Заключение………………………………………………………………………….77
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Если организация не вовремя подаст в налоговую инспекцию справки о доходах, то ее могут оштрафовать. Сумма штрафа составляет 50 рублей за каждую непредставленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Кроме этого могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

В справке указывают все доходы, полученные работником организации, суммы вычетов, суммы исчисленного и удержанного налога за год.

Если работник получил доходы, облагаемые по разным ставкам, на него заполняют несколько справок (по каждой ставке дохода).

Доходы, которые этим налогом не облагаются, в справке не отражаются.

Справку заполняют на основании данных, отраженных:

- в налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ);

- в индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного социального налога, а также сумм налогового вычета. Ее форма утверждена приказом МНС России от 27 июля 2004 года N САЭ-3-05/443.

Если какой-то показатель, предусмотренный в справке, отсутствует, то эту строку просто не заполняют. Незаполненные поля справки прочеркивать нельзя.

Все суммы, за исключением сумм налога на доходы, отражают в рублях и копейках (через точку). Если копейки в тех или иных данных отсутствуют, то в справке ставят два нуля.

Сумму налога на доходы, удержанную или подлежащую удержанию с работника, отражают в справке только в целых рублях.

В справке нужно указать коды:

- видов документов, удостоверяющих личность;

- полученных доходов;

- налоговых вычетов;

- регионов Российской Федерации.

Справку заполняют на пишущей машинке или на компьютере. Оформлять ее от руки, а также вносить исправления запрещено.

Справки о полученных доходах и удержанных суммах налога по установленной форме (форма 2-НДФЛ Справка о доходах физического лица) выдаются физическим лицам по их заявлениям [18, с. 65].

Пример справки о доходах физического лица представлен в Приложении Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц

 

   3.1 Значение налогового планирования на современном этапе    

          развития ОАО «Пензадизельмаш»

 

Налоговое планирование – это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. Как правило, налоговое планирование представляет собой именно комплекс мер, направленных на уменьшение налогового бремени.

Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при абсолютном соблюдении закона.

Налоговое планирование является важнейшим элементом процесса управления налогообложением на предприятии, так как от качества его осуществления напрямую зависит финансовое положение предприятия не только в текущем периоде, но и в отдаленной перспективе.

Налоги платятся от фактической налогооблагаемой базы. Поэтому по завершении налогового периода говорить об оптимизации налогообложения бессмысленно. Таким образом, налоговое планирование, как необходимое условие легальной минимизации налогового бремени, должно производиться на стадии бизнес-планирования, то есть до начала налогового периода.

Работа по налоговому планированию требует глубокого и всестороннего знания налогового законодательства, не только текущего, но и ожидаемого на планируемый период, сопряжена с решением организационных и программно-технологических проблем [13, с. 85].

Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать:

– обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации;

– использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы;

– применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Важное место должно быть отведено совершенствованию нормативной базы планирования. Так, нормативы использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций (шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и др.).

План производства (производственная программа) – это основной документ, на базе которого осуществляются производственные отношения на предприятии. В плане производства содержатся данные относительно предполагаемой инвестиционной политики предприятия, выпуска продукции, численности работников и т. п. информация, прямо и непосредственно воздействующая на налоговую нагрузку предприятия. Следовательно, при расчете плана производства продукции необходимо учитывать налоговые последствия, могущие возникнуть в соответствии с планируемыми технико-производственными мероприятиями [10, с. 124].

Целесообразным представляется включение в систему документооборота налогового планирования предприятия документарного источника, содержащего основные показатели результативности мероприятий по налоговому планированию. Своеобразного справочника, позволяющего обеспечить контроль за своевременностью и правильностью расчетов, составления первичной документации, ведения бухгалтерских регистров, исполнения налоговых обязательств, а также мониторинг и прогноз эффективности налогового планирования. Прообразом такого документа может служить налоговый паспорт предприятия. Существующий налоговый паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей приведенных в табличной форме, которая не унифицирована, показатели, система оценки и отчетный период значительно варьируют. В целях проведения мониторинга и прогноза эффективности налогового планирования с точки зрения внутреннего налогового администрирования, мониторинга и оценки реального налогового потенциала предприятия с позиции внешнего налогового администрирования может быть предложена унифицированная форма налогового паспорта предприятия. Поскольку целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы налогового паспорта территории, уже в достаточной степени апробирована, следует максимально приблизить позиции налогового паспорта предприятия к форме паспорта региона [17, с. 38].

На предприятии целесообразно организовать работу по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных. Данная работа состоит, во-первых, в сборе и обработке практического опыта по внедрению тех или иных мероприятий по налоговой оптимизации, формированию банка статей и научных работ по заданной тематике. Во-вторых, в анализе с помощью средств вычислительной техники основных индикаторов налогового планирования и принятии на основе этого анализа заключений по формам и методам реформирования системы планирования налоговых отчислений. В-третьих, в обработке статистической налоговой информации с использованием прикладных программных продуктов, таких как: Microsoft Excel, Microsoft Access, FoxPro. Кроме того, для автоматизации процесса бюджетирования могут использоваться семейства пакетов программ бизнес-планирования: MS Project, Expert Project, Налоговый вестник, QuickTax HeadStart, Small Business Tax Organizer, TimeLine и другие. А также автоматизированные системы ведения бизнес-процесса: 1С-Парус, Галактика, БЭСТ, RAP3, Scala и т. п. системы.

Необходимость применения налогового планирования в сфере начисления заработной платы вызвана достаточно высоким уровнем налоговой нагрузки. Работодателю для того, чтобы работник получил на руки 1000 руб., необходимо начислить ему в 1,5 раза большую сумму (точнее – 1639,2 руб.). Таким образом, уровень налоговой нагрузки на фонд заработной платы с учетом выплаты ЕСН и НДФЛ в настоящее время составляет 55,86%.

При проведении налогового планирования необходимо оценивать не только получаемые выгоды, но и затраты на планирование и реализацию этих планов. А они могут быть достаточно значительными. Поэтому выгоды всегда необходимо соотносит с затратами на планирование. Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования. В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования целесообразно составлять график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что необходимы дополнительные финансовые ресурсы [29, с. 154].

Сама по себе деятельность по налоговому планированию не является нарушением закона. Например, предприятие-работодатель покупает квартиру для того, чтобы в качестве поощрения передать ее своему сотруднику. При этом организация может подарить ее указанному лицу либо предоставить ему материальную помощь для покупки у организации квартиры. С точки зрения гражданско-правовых последствий эти ситуации практически равнозначны – физическое лицо становится собственником квартиры, однако с точки зрения налогового законодательства выбор имеет значение, так как в одном случае физическое лицо при исчислении подоходного налога вправе воспользоваться льготой в виде уменьшения совокупного дохода на сумму, направленную на приобретение квартиры, а в другом – нет.

 

3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических

лиц с использованием трендового анализа динамики

 

Планирование возможных в будущем значений налоговой базы по налогу на доходы физических лиц – одна из основных задач, поставленных при написании данной работы. В ее решении роль статистических методов очень значительна.

Одним из статистических методов планирования является расчет прогнозов на основе тренда. Если будет известно, как быстро и в каком направлении изменились уровни налоговой базы, то можно узнать, какого уровня достигнет налоговая база через известное время. Методика статистического прогноза основана на экстраполяции, т. е. на предположении, что параметры тренда сохраняются до прогнозируемого периода. Надежность и точность прогноза зависит от того, насколько близкими к действительности окажутся эти предположения, а также как точно удастся охарактеризовать выявленную в прошлом закономерность. Экстраполяцию следует рассматривать как начальную стадию построения окончательных прогнозов.

Важным направлением в исследовании закономерностей динамики налоговой базы по налогу на доходы физических лиц является изучение общей тенденции развития (тренда). Это можно осуществить, применяя специальные методы анализа [32, с. 357].

Метод аналитического выравнивания с применением уравнения прямолинейной функции:

yt=а0 + а1t

где а0 и а1 – параметры уравнения

t – обозначение времени

Параметр а1 является коэффициентом регрессии, определяющим направление развития. Если а1 > 0, то уровни ряда динамики равномерно возрастают, а при а1 < 0 происходит равномерное снижение.

Для вычисления параметров функции на основе требований метода наименьших квадратов составляется система нормативных уравнений:

nа0 + а1St = Sy;

а0St + а1St2 = Sty.

Если число уровней ряда – нечетное, то показателям времени t придают такие значения, чтобы их сумма была равна нулю, т. е. St = 0. Тогда

а0 = y : n,

а1 = ty : t2.

Целесообразно провести анализ динамики налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за период с 2002 по 2006 годы в ОАО «Пензадизельмаш».

 

Таблица 3.1 – Расчет параметров уравнения

 

Год

Налоговая база по НДФЛ, тыс. руб.

ti

ti2

tiyi

1

2

3

4

5

2002

196583

–2

4

–393166

2003

198355

–1

1

–198355

2004

202864

0

0

0

2005

205362

1

1

205362

2006

208948

2

4

418356

итого

1012112

0

10

32197

Информация о работе Анализ и планирование налога на доходы физических лиц