Анализ и планирование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Налогоплательщиков тревожат не столько высокие налоги, сколько их нестабильность, неясность, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались; как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Экономическая сущность, роль и значение налога на доходы
физических лиц……………………………………………………………………8
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства……………………………………………………………………..8
1.2 История становления и развития налога на доходы физических лиц……..13
1.3 Зарубежный опыт подоходного налогообложения………………….……...22
2 Формирование налоговой базы для исчисления налога на доходы
физических лиц…………………………………………………………………...34
2.1 Порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц в ОАО «Пензадизельмаш»...…………………….………..34
2.2 Особенности формирования налоговой базы при получении дохода
в виде материальной выгоды по займам на приобретение жилья………..46
2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов……...48
2.4 Налоговый учет доходов физических лиц…………………………………..56
3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц……………….…..62
3.1 Значение налогового планирования на современном этапе развития
ОАО «Пензадизельмаш»…………………………………………………….62
3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
с использованием трендового анализа динамики …………………..……...66
3.3 Изучение влияния сезонных колебаний на формирование
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц……………………69
Правовые вопросы взимания налога на доходы физических лиц……………….73
Заключение………………………………………………………………………….77
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

 

а0 = 202422,4,

а1 = 3219,7 – данный параметр показывает, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц за период с 2002 по 2006 годы возрастала в среднем на 3219,7 тыс. руб. в год.

По вычисленным параметрам производится синтезирование трендовой модели функции:

yt=а0 + а1t,

y = 202422,4 + 3219,7t.

На основе модели определяются теоретические уровни тренда для каждого года анализируемого периода, которые представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 – Теоретические значения налоговой базы по НДФЛ

 

Год

Теоретические значения налоговой базы по НДФЛ, тыс. руб.

1

2

2002

195983,0

2003

199202,7

2004

202422,4

2005

205642,1

2006

208861,8


 

Используя теоретические и практические данные, строится график.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1 – Сравнение теоретических и практических значений

налоговой базы по НДФЛ

Для прогнозирования налоговой базы по налогу на доходы физических лиц используется перспективная экстраполяция.

Y2007 = 212081,5 тыс. руб.

Y2008 = 215301,2 тыс. руб.

Y2009 = 218520,9 тыс. руб.

Таким образом, получается прогноз величины налоговой базы налога на доходы физических лиц на 2007, 2008, 2009 годы.

 

3.3 Изучение влияния сезонных колебаний на формирование

налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

 

При планировании налоговой базы по налогу на доходы физических лиц необходимо учитывать влияние сезонных колебаний.

Сезонными называют периодические колебания, возникающие под влиянием смены времени года. Это проявляется в изменении налоговой базы в течение года под влиянием сезона отпусков, который традиционно приходится на летние месяцы.

Большое практическое значение изучения сезонных колебаний состоит в том, что получаемые при анализе внутригодовой динамики количественные характеристики отображают специфику изменения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по месяцам годового цикла. Это необходимо для познания закономерностей изменения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц во внутригодовой динамике, планирования и разработки оперативных мер по квалифицированному управлению их изменением во времени. Конечно, важность осуществления мер по устранению негативных последствий сезонности бесспорна. Но реальные условия жизни показывают, что на современном этапе своего развития человечество не управляет всеми силами природы, не может изменять время наступления и продолжительность конкретного сезона.

Сезонное колебание характеризуется индексами сезонности.

Необходимо провести анализ индексов сезонности за 2004-2006 годы, расчет которых представлен в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 – Расчет индексов сезонности

Месяц

Налоговая база по НДФЛ, тыс. руб.

среднее за 3 года, тыс. руб.

индекс сезонности, %

2004

2005

2006

1

2

3

4

5

6

январь

16805

16931

17381

17039,0

99,4

февраль

16808

16965

17380

17051,0

99,5

март

16827

16971

17381

17059,7

99,5

апрель

16831

17027

17385

17081,0

99,6

май

16834

17053

17384

17090,3

99,7

июнь

16895

17094

17391

17126,7

99,9

июль

16904

17138

17399

17147,0

100,0

август

16921

17165

17421

17169,0

100,1

сентябрь

16949

17218

17439

17202,0

100,3

октябрь

16985

17257

17452

17231,3

100,5

ноябрь

17022

17260

17459

17247,0

100,6

декабрь

17083

17283

17476

17280,7

100,8

среднее

16905,3

17113,5

17412,3

17143,7

 

 

Используя прогнозируемое значение налоговой базы по НДФЛ на 2007 год, вычисляются месячные значения налоговой базы с учетом индекса сезонности, а затем строится прогноз налоговой базы по НДФЛ, который представлен в таблице 3.4.

НБсрмес = 212081,5/12 = 17673,5

 

Таблица 3.4 – Прогнозируемая налоговая база по НДФЛ

Месяц

Индекс сезонности, %

Прогнозируемая налоговая база по НДФЛ, тыс. руб.

1

2

3

январь

99,4

17567,4

февраль

99,5

17585,1

март

99,5

17585,1


Продолжение таблицы 3.4

1

2

3

апрель

99,6

17602,8

май

99,7

17620,5

июнь

99,9

17655,8

июль

100,0

17673,5

август

100,1

17691,2

сентябрь

100,3

17726,5

октябрь

100,5

17761,9

ноябрь

100,6

17779,5

декабрь

100,8

17814,9

среднее

 

17673,5


 

Прогнозируемые значения налоговой базы по НДФЛ наносятся на график.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.2 – Прогнозируемая налоговая база по НДФЛ на 2007 год

 

 

Данный график наглядно отображает изменение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц под влиянием сезонных колебаний. Налоговая база начинает возрастать с наступлением летних месяцев, на которые традиционно приходится сезон отпусков, а максимальные значения налоговой базы приходятся на конец года, что связано с окончанием налогового периода. Таким образом, изучение влияния сезонных колебаний позволит планировать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в течение года, правильно распределять финансовые ресурсы и своевременно производить расчеты с бюджетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые вопросы взимания налога

на доходы физических лиц

 

С 1 января 2001 года действует глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, которая заменила Закон РФ от 7.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге физических лиц». Систематизация законодательства о налогах и сборах и принятие налогового кодекса является одним из наиболее существенных и значимых достижений в развитии финансового права России последнего десятилетия. Для того чтобы оценить проделанное законодательством в этом направлении, достаточно сравнить Налоговый кодекс РФ и предшествовавшее ему законодательство – Закон РФ «О подоходном налоге физических лиц». Очевидно, что при наличии ряда изъянов и серьезных юридико-технических недочетов, выявленных в тексте Налогового кодекса, его принятие тем не менее ознаменовало восхождение российского налогового законодательства на качественно новый уровень.

Замысел разработчиков проекта Налогового кодекса РФ, предполагавший деление Налогового кодекса РФ на две части, исходил из необходимости в первой части кодекса закрепить основы налогового права, общие положения правового регулирования отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Часть вторая Налогового кодекса РФ устанавливает правила обложения налогами и сборами, составляющими в совокупности систему налогов и сборов Российской Федерации, а также определяет законодательные основы специальных налоговых режимов, применение которых допускается в Российской Федерации.

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы, то есть налоги и сборы субъектов  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных  округов;

3) местные налоги и сборы.

Структура части второй Налогового кодекса РФ в известной мере воспроизводит структуру системы налогов и сборов Российской Федерации.

В главу 23 НК РФ неоднократно вносились изменения и дополнения. Последние поправки вступили в силу с 1.01.2007.

В новой редакции Налогового кодекса уточнено понятие налогового резидента. Закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ пункт 5 статьи 11 Налогового кодекса отменил, а понятие налогового резидента перенес в статью 207 Налогового кодекса. И теперь налоговыми резидентами признают «физических лиц, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев» (п. 2 ст. 207 НК). Течение этого срока не будет прерываться и в том случае, если работник будет уезжать заграницу не больше чем на полгода, для лечения или учебы. Однако в новой редакции Налогового кодекса не установлен период, в течение которого нужно считать следующие друг за другом 12 месяцев. Эта оплошность законодателей может вызвать серьезные проблемы с определением резидентства сотрудников.

Есть и еще один момент, на который нужно обратить внимание – независимо от фактического срока пребывания на территории России, налоговыми резидентами нужно считать командированных за границу:

– российских военнослужащих;

– сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления.

С 1 января 2007 года вычет в 500 рублей можно предоставлять: «гражданам, уволенным с военной службы или призывавшимся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также гражданам, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации» (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК). Так что вычеты могут предоставляться сотрудникам, независимо от территории проведения боевых действий. Для этого необходимо получить от сотрудника письменное заявление и копии документов, подтверждающих его участие в военных компаниях.

С 1 января 2007 года размер социального вычета на обучение увеличен до 50 тысяч рублей (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона от 27 июля 2007 года N 144-ФЗ). Эта сумма установлена как для оплаты обучения самих граждан, так и их детей.

Изменился размер социального вычета на лечение в медицинских учреждениях и оплату медикаментов. Максимально возможная сумма вычета повышена до 50 тысяч рублей (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК). При этом в пятидесятитысячный лимит придется включать суммы страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату услуг по лечению.

С 1 января 2007 года на сумму затрат на покупку комнаты или доли в ней, можно будет получить имущественный налоговый вычет (Закон от 27 июля 2007 года N 144-ФЗ).

Трудовой кодекс РФ закрепляет такие понятия как оплата труда, заработная плата, компенсации, служебная командировка, время отдыха, устанавливает порядок и особенности исчисления заработной платы, компенсаций, порядок предоставления ежегодных отпусков и т. д.

Гражданский кодекс РФ устанавливает понятия сделки, договора, виды договоров и т. д.

Формы используемых в настоящее время налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц и справка о доходах физического лица утверждены Приказом МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04 58 и Приказом Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006 N САЭ-3-04/706@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц» соответственно.

Некоторые вопросы применения вычетов разъясняются в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 апреля 2006 года N 03-05-01-04/105, Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 апреля 2006 года N 03-05-01-04/101, Комментарий к письму Минфина РФ от 24 апреля 2006 года N 03-05-01-04/101 «О стандартном налоговом вычете по НДФЛ».

Информация о работе Анализ и планирование налога на доходы физических лиц