Анализ и планирование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Налогоплательщиков тревожат не столько высокие налоги, сколько их нестабильность, неясность, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались; как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Экономическая сущность, роль и значение налога на доходы
физических лиц……………………………………………………………………8
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства……………………………………………………………………..8
1.2 История становления и развития налога на доходы физических лиц……..13
1.3 Зарубежный опыт подоходного налогообложения………………….……...22
2 Формирование налоговой базы для исчисления налога на доходы
физических лиц…………………………………………………………………...34
2.1 Порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц в ОАО «Пензадизельмаш»...…………………….………..34
2.2 Особенности формирования налоговой базы при получении дохода
в виде материальной выгоды по займам на приобретение жилья………..46
2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов……...48
2.4 Налоговый учет доходов физических лиц…………………………………..56
3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц……………….…..62
3.1 Значение налогового планирования на современном этапе развития
ОАО «Пензадизельмаш»…………………………………………………….62
3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
с использованием трендового анализа динамики …………………..……...66
3.3 Изучение влияния сезонных колебаний на формирование
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц……………………69
Правовые вопросы взимания налога на доходы физических лиц……………….73
Заключение………………………………………………………………………….77
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтер рассчитал доход в виде материальной выгоды. Ставка рефинансирования на дату выдачи займа – 1 июня 2006 года – 12% (с 26 июня 2006 года ставка 11,5% годовых). 3/4 ставки составляют 9%.

Расчет производился отдельно по каждому периоду непогашенного остатка займа по формуле:

 

 

 

В таблице 2.4 представлен расчет дохода в виде материальной выгоды инженера Степанова А. В.

 

 

Таблица 2.1 – Расчет дохода в виде материальной выгоды

Период, 2006 год

Количество дней периода, дн.

Сумма остатка займа, находящегося в пользовании, руб.

Доход в виде материальной выгоды, руб.

Июнь

30

140 000,00

1035,62

Июль

31

120 000,00

917,26

Август

31

100 000,00

764,38

Сентябрь

30

80 000,00

591,78

Октябрь

31

60 000,00

458,63

Ноябрь

30

40 000,00

295,89

Декабрь

31

20 000,00

152,88

Итого по состоянию на 1 января 2007 года

 

0,00

4216,44


 

Годовой доход Степанова по материальной выгоде – 4216,44 рублей. Сумма исчисленного НДФЛ – 548,14 рублей (4216,44 х 13%). Доход включили в налогооблагаемую базу Степанова за декабрь по коду 2620 «Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), фактически израсходованными на новое строительство или приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств». А налог удержали из зарплаты Степанова за декабрь 2006 года и перечислили в бюджет.

 

2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов

 

Применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц является легальным способом минимизации налогового бремени, поскольку при исчислении налоговой базы в отношении доходов, по которым применяется налоговая ставка 13%, доход уменьшается на сумму законодательно установленных налоговых вычетов.

При этом налоговые агенты вправе применять при исчислении налога на доходы физических лиц только стандартные и имущественные налоговые вычеты на приобретение недвижимости.

При расчете налога на доходы физических лиц с суммы начисленной работнику зарплаты организация должна предоставить ему стандартные налоговые вычеты. Эти вычеты предоставляются по письменному заявлению работника на основании документов, дающих право на них. В том случае, если работник не представил в бухгалтерию организации заявление на получение стандартного налогового вычета, а также подтверждающие документы, предоставлять вычет организация не вправе [37, с. 71].

С 1 января 2005 года работодатели должны предоставлять работникам имущественный налоговый вычет на приобретение недвижимости в случае, если право на получение этого вычета подтверждено уведомлением из налоговой инспекции. Такое уведомление работник может получить в инспекции по месту своего жительства. В уведомлении указывается общая сумма вычета и конкретный работодатель, которому налоговый орган дает право предоставить налогоплательщику вычет. Сумма имущественного вычета не может превышать размера вычета, указанного в уведомлении, а также не может быть больше суммы дохода, выплаченного в текущем году работнику, облагаемого по ставке 13% и уменьшенного на полагающиеся работнику стандартные и профессиональные вычеты.

Вместе с уведомлением работник предоставляет заявление на предоставление вычета. Если в течение налогового периода работник не полностью использовал вычет, то в следующем году он вправе обратиться в налоговый орган за получением нового уведомления.

В случае предоставления в течение года работником заявления на получение имущественного вычета и соответствующего уведомления из налоговой инспекции, НДФЛ придется пересчитать с начала года.

Имущественный налоговый вычет уменьшает налоговую базу по НДФЛ. До представления работником уведомления на вычет налоговая база определяется следующим образом:


                             = –

 

 

Рисунок 2.3 – Формирование налоговой базы

 

С этой суммы был исчислен и уплачен в бюджет налог на доходы. После того, как работник принесет заявление на имущественный вычет и уведомление, налоговая база будет равна:


                     =                        –                                                       –

 

 

Рисунок 2.4 – Формирование налоговой базы

 

Если сумма имущественного вычета больше исчисленного дохода, то налоговая база по НДФЛ будет равна нулю. Следовательно, удержанный ранее из доходов работника НДФЛ нужно будет вернуть. Налоговые вычеты предоставляются работнику путем уменьшения налоговой базы по НДФЛ, что приводит к уменьшению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по всей организации в целом. Таким образом, возврат налога производится за счет сумм НДФЛ, удержанного в текущем месяце с других работников.

Организация может сразу вернуть работнику, имеющему право на вычет, всю сумму налога, излишне удержанного с начала года. По согласованию с работником такой возврат может производиться постепенно.

Если начисленная сумма НДФЛ в месяце получения уведомления на предоставление имущественного вычета работнику меньше суммы налога, которую ему надо вернуть, то в этом месяце организации не нужно платить НДФЛ в бюджет. Сумму переплаченного с начала года налога можно учесть при уплате в бюджет НДФЛ за всех работников в последующие месяцы.

Если, начиная с месяца, в котором работник подал уведомление, и до конца года сумма налога, исчисленная в целом по организации, меньше удержанной ранее суммы НДФЛ, которую надо вернуть работнику, то в конце года организация может написать заявление на зачет переплаты по данному налогу в счет текущих платежей либо на возврат НДФЛ.

Когда работнику имущественный вычет предоставляется работодателем, НДФЛ у него не удерживается, поэтому если из зарплаты нужно производить удержания, то максимальная сумма удержаний будет рассчитываться от начисленной суммы зарплаты.

Прочие имущественные вычеты работник может получить только самостоятельно, предоставив по окончании года декларацию в налоговую инспекцию и все необходимые подтверждающие документы [24, с. 20].

Однако, анализируя механизм предоставления налоговых вычетов, можно придти в выводу, что в настоящее время размер стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц является слишком низким, чтобы адекватно отвечать меняющимся экономическим и социальным условиям, поэтому следует рассмотреть возможности повышения стандартных налоговых вычетов, например, до величины прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации.

Целесообразно провести анализ изменения налога на доходы физических лиц с 2001 года по 2006 год, связанные с применением стандартного налогового вычета в размере 400 рублей и с заменой его на величину прожиточного минимума соответствующего года. Величина прожиточного минимума из года в год растет, что связано с ростом цен на продукты питания, обеспечивающие основные потребности населения России, а размер стандартного налогового вычета с 2001 года остается неизменным. Соответственно, налог на доходы физических лиц исчисляется и удерживается в больших размерах при использовании стандартного налогового вычета в размере 400 рублей. Ежегодно налог на доходы физических лиц и заработная плата растут пропорционально друг другу, но при этом не учитывается изменение величины прожиточного минимума. Данные расчеты показывают, как изменится доход конкретных налогоплательщиков с учетом того, что размер стандартного налогового вычета будет определяться в соответствии с установленным прожиточным минимумом.

В таблице 2.2, таблице 2.3 и таблице 2.4 представлены расчеты процента изъятия НДФЛ из дохода налогоплательщиков.

 

Таблица 2.2 – Процент изъятия НДФЛ из дохода налогоплательщика А

Год

Доход, руб.

Стандартные налоговые вычеты, руб.

НДФЛ с учетом стандартных налоговых вычетов, руб.

% изъятия из дохода (показывает, сколько процентов составляет НДФЛ в доходах)

400

Прожиточный минимум

400

Прожиточный минимум

400

Прожиточный минимум

2001

5600

400

1513

676

531,31

12,07

9,49

2002

7400

400

1865

910

719,55

12,30

9,72

2003

8000

400

2228

988

750,36

12,35

9,38

2004

8560

400

2730

1060

757,90

12,39

8,85

2005

9100

400

3065

1131

1035,97

12,43

11,38

2006

9720

400

3375

1211

1106,17

12,46

11,38


 

Чем выше уровень заработной платы, тем большую сумму налога на доходы физических лиц налогоплательщик А перечислит в бюджет, тогда как применение прожиточного минимума позволяет получать заработную плату в больших размерах за счет уменьшения величины налога. В настоящее время это очень важно, так как большая часть трудоспособного населения России получает заработные платы намного ниже прожиточного минимума. Анализируя процент изъятия налога на доходы физических лиц из заработной платы налогоплательщика А, можно сделать вывод, что стандартный налоговый вычет позволяет экономить всего лишь от 0,61 до 1,08% заработной платы, тогда как применение прожиточного минимума экономит от 3,28 до 4,15%.

 

Таблица 2.3 – Процент изъятия НДФЛ из дохода налогоплательщика Б

Год

Доход, руб.

Стандартные налоговые вычеты, руб.

НДФЛ с учетом стандартных налоговых вычетов, руб.

% изъятия из дохода (показывает, сколько процентов составляет  НДФЛ в доходах)

400

Прожиточный минимум

400

Прожиточный минимум

400

Прожиточный минимум

2001

3600

400

1513

416

271,31

11,55

7,54

2002

5500

400

1865

663

472,55

12,05

8,59

2003

6200

400

2228

754

516,36

12,16

8,33

2004

7100

400

2730

871

568,10

12,27

8,00

2005

8000

400

3065

988

641,55

12,35

8,02

2006

8700

400

3375

1079

692,25

12,40

7,96

Информация о работе Анализ и планирование налога на доходы физических лиц