Анализ и планирование налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

Налогоплательщиков тревожат не столько высокие налоги, сколько их нестабильность, неясность, что будет через год-два, потому что Россия как государство и ее высшие органы отказались от долгосрочного планирования. Однако многие успешные компании и организации, которые не «выживают», а развивают свою экономику, от этого ведущего инструмента управления не отказались; как и раньше, они ведут текущее, годовое и даже перспективное планирование, а уж расчеты на предстоящие два-три года есть в любой уважающей себя фирме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1 Экономическая сущность, роль и значение налога на доходы
физических лиц……………………………………………………………………8
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства……………………………………………………………………..8
1.2 История становления и развития налога на доходы физических лиц……..13
1.3 Зарубежный опыт подоходного налогообложения………………….……...22
2 Формирование налоговой базы для исчисления налога на доходы
физических лиц…………………………………………………………………...34
2.1 Порядок формирования налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц в ОАО «Пензадизельмаш»...…………………….………..34
2.2 Особенности формирования налоговой базы при получении дохода
в виде материальной выгоды по займам на приобретение жилья………..46
2.3 Особенности применения налоговых вычетов у налоговых агентов……...48
2.4 Налоговый учет доходов физических лиц…………………………………..56
3 Анализ и планирование налога на доходы физических лиц……………….…..62
3.1 Значение налогового планирования на современном этапе развития
ОАО «Пензадизельмаш»…………………………………………………….62
3.2 Планирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
с использованием трендового анализа динамики …………………..……...66
3.3 Изучение влияния сезонных колебаний на формирование
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц……………………69
Правовые вопросы взимания налога на доходы физических лиц……………….73
Заключение………………………………………………………………………….77
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Несомненно, налог на доходы физических лиц обеспечивает большую долю поступлений в бюджет. Но, несмотря на то, что подоходный налог занимает центральное место среди налогов с населения, он не может оптимально выполнять функцию перераспределения, каким бы совершенным не было налоговое законодательство, так как трудно учесть все социально-экономические аспекты конкретной ситуации, потому что немалая часть денежных средств населения «ускользает» от налогообложения, воплощаясь в материальные блага. Происходит это в виду несовершенного контроля за правильностью начисления и полнотой поступления налога на доходы физических лиц, трудностей учета всех доходных источников.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан.

Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

- налог на доходы физических лиц – это личный налог, т. е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

- налог на доходы физических лиц в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;

- налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

- основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет [27, с. 262].

Если говорить о месте налога на доходы физических лиц в доходной части консолидированного бюджета, то удельный вес поступлений этого платежа в общей сумме налоговых поступлений в бюджет стабильно занимает четвертое место после НДС, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и еще в большей степени местных бюджетов.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2006 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 4949,0 млрд. рублей, что на 17,1% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В ноябре 2006 года поступления в консолидированный бюджет составили 498,0 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 4,1%. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ представлено в таблице 1.1 (данные приведены с официального сайта Федеральной службы государственной статистики).

 

Таблица 1.1 – Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам

млрд. рублей

 

Январь-ноябрь 2006г.

В % к январю-ноябрю 2005г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

федераль- 
ный

консолидиро- 
ванные бюджеты субъектов РФ

федераль- 
ный

консолидиро- 
ванные бюджеты субъектов РФ

Всего

4949,0

2455,1

2493,9

117,1

111,1

123,7

в том числе: 
налог на прибыль организаций

1545,4

466,2

1079,3

125,9

134,7

122,4

налог на доходы физических лиц

798,2

-

798,2

131,5

-

131,5

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

839,7

839,7

-

87,7

87,7

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

229,2

84,5

144,6

105,6

100,7

108,7

налоги на имущество

296,9

-

296,9

123,3

-

123,3

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1092,1

1027,6

64,5

129,6

129,8

126,9

из них налог на добычу полезных ископаемых

1069,1

1006,8

62,4

129,7

129,8

127,2

поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

18,7

5,7

13,0

47,6

70,2

41,8

прочие

128,7

31,5

97,2

135,2

137,5

134,5


 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-ноябре 2006 года обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 31,2%, налога на добычу полезных ископаемых – 21,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – 17,0% и налога на доходы физических лиц – 16,1%. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в январе-ноябре 2006 года представлена в Приложении А.

В январе-ноябре 2006 года в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 798,2 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 31,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в ноябре – 80,0 млрд. рублей, что на 2,6% больше, чем в предыдущем месяце. Основную часть налога на доходы физических лиц (97,5%) составил налог с доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.

 

    1. История становления и развития

                 налога на доходы физических  лиц

 

Историческим прообразом первых подоходных налогов явились так называемые подушные налоги (подушная подать), которые устанавливались как сословные налоги, взимаемые с граждан податных сословий по твердым ставкам, установленным государством в абсолютных денежных суммах (независимо от величины их доходов). Первые формы подушных налогов применялись еще в древние времена. В средние века они получили распространение в Англии, Германии, Франции и некоторых других странах.

В России подушный налог был введен Петром I в 1724 году (вместо подворного налога). Взимался на основе регулярно проводимых переписей населения со всех душ мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII века подушный налог становится основным видом дохода государства (на него приходилось свыше половины всех доходов). Сборы подушного налога обеспечивались круговой порукой, при которой крестьянская община солидарно отвечала за платежи всех ее членов и суммы налога, не выплаченные одним крестьянским двором, раскладывалась на остальных членов общины. При низком уровне товарности крестьянских хозяйств тяжесть обложения подушным налогом приводила к крупным недоимкам. Подушный налог был  отменен – и то не во всех губерниях России – только в конце XIX века.

В СССР подоходные налоги применялись в следующих формах: подоходный налог с юридических лиц (подоходный налог с колхозов, подоходный налог с кооперативных и общественных организаций) и подоходный налог с населения. Кроме того, в отношении государственных предприятий действовал особый порядок налогообложения доходов – в форме взимания платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей и изъятия свободного остатка прибыли.

Применялись также некоторые переходные формы подоходных налогов: подоходно-поимущественный налог (взимался в 1922-24-х годах с доходов и имущества частнокапиталистических предприятий); подоходный налог колхозов (с 1936 года); подоходные налоги с кооперативных и общественных организаций (с 1979 года).

Становление и развитие налоговой системы России характеризуется длительной и противоречивой исторической традицией, в которой отдельные периоды последовательного движения сменялись периодами застоя и даже отступления к уже достигнутым рубежам [33, с. 100].

В целом в современной литературе принято проводить периодизацию истории развития налоговой системы России в разбивке на четыре основных этапа.

Первый этап охватывает период становления основ государственного налогообложения и зарождения специализированной налоговой службы страны. В этот период происходит переход от натурального обложения и сбора дани к денежным налогам. Кроме того, формируются первые формы общегосударственных налогов. Происходят крупные организационно-структурные изменения в методике определения размера налоговых платежей и технологии их сборов. Организационная форма налогового администрирования характеризуется движением от приказа, палаты, коллегии – к министерству и выделения из государственного финансового ведомства службы управления и контроля за расходами – казначейства. Одновременно начинается формирование основ бюджетной системы.

На втором этапе происходит завершение образования современной цивилизованной налоговой российской системы. Важнейшим толчком в деле хозяйственного преобразования России были реформы 1860-x годов, в результате которых начала складываться соответствующая рыночной экономике новая налогово-бюджетная система страны. Так, в 1862 году введены новые правила единого государственного бюджетного учета и сводной бюджетной отчетности (по бюджетным доходам и расходам); в 1863 году винные откупа были заменены системой акцизного налогообложения и принято новое положение о промысловом обложении и т. д. Наконец, в 1870-х годах в правительстве  приступили  к подготовке проекта замены подушного налога системой подоходного налогообложения. Однако из-за серьезного сопротивления состоятельных классов эта работа сильно стопорилась, и только в 1885 году был введен налог на доходы от финансовых операций, а переход к современным налогам на прибыли компаний и на доходы граждан так и не был реализован вплоть до событий Октябрьской революции. Правда, в период правления премьер-министра П. А. Столыпина была начата подготовка масштабной налоговой реформы, но с его гибелью в сентябре 1911 года и со вступлением России в мировую войну эта работа потеряла необходимый динамизм.

В данный период формируется система общегосударственного управления налоговым процессом, завершается подготовка к введению общего подоходного налога с граждан. Временным правительством России 6 апреля 1916 года был принят закон о подоходном налоге, по которому этот налог должен был быть введенным с 1 января 1917 года. Однако последующие события не позволили реализовать этот закон.

Третий период – советский, для которого характерен отказ от сложившейся в России прежней финансовой и налоговой системы и переход к новой, социалистической системе хозяйствования. Теория К. Маркса отрицала возможность использования стоимостных категорий в системе коммунистических производственных отношений. Финансы, деньги, бюджет, налоги должны были отмереть вместе с товарным производством. Этим объясняется и то, что в Советском Союзе налоги в идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству. Поэтому вначале был принят курс на полное отмирание стоимостных отношений (и, соответственно, всех денежных и финансовых инструментов), затем в эту политику были внесены коррективы – в пользу формирования единой общегосударственной системы планово-финансового планирования. В целом основные идеологические принципы в этот период, как известно, исходили из необходимости постепенного отмирания рыночных, стоимостных инструментов хозяйствования (в том числе и налогов) и перехода к централизованным, прямым методам регулирования производственных и распределительных отношений.

В ноябре 1917 года декретами Совнаркома РСФСР было подтверждено применение подоходного налога, введенного ранее законом Временного правительства, но затем он был полностью отменен. Фискальная политика оказалась направленной на подавление имущих классов. Одним из источников доходов органов власти стали контрибуции, то есть прямые изъятия собственности у представителей зажиточных слоев населения. До 95% были увеличены ставки промыслового налога. В марте 1919 года существенно повысили шкалу ставок подоходного налога, при этом доходы сверх определенного минимума подлежали полному изъятию. По своей сути была проведена экспроприация крупных доходов. Вводились как разовые сборы с частных предприятий, так и чрезвычайные налоги на местах. Одновременно устанавливались льготные режимы налогообложения для слоев, являющихся опорой нового режима. В октябре 1918 года был установлен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный налог, но в дальнейшем, с переходом к политике военного коммунизма, денежные налоги были полностью вытеснены системой натуральных податей (продналогом и другими).

По мере возрождения товарно-денежных отношений в экономической политике стала усиливаться роль стоимостных инструментов, в том числе и налогов. Появилась объективная возможность возрождения налогов, характерных для рыночных отношений. Постепенно, с 1921 по 1924 годы, на смену натуральным налогам вновь пришли денежные, при этом новые налоги вводились, во многом основываясь на опыте дореволюционной России. К примеру, одним из важнейших вновь введенных налогов был так называемый «подоходно-поимущественный налог», который взимался с доходов физических лиц и прибылей частных акционерных обществ от торгово-промышленной деятельности, а также от использования помещений и другого имущества.

Информация о работе Анализ и планирование налога на доходы физических лиц